Налоговые проверки

Оформление результатов камеральных проверок

Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогового кодекса Российской Федерации

Если в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести доплату по налогам, то налоговый орган выносит об этом решение и направляет налогоплательщику соответствующее требование об уплате суммы налога и пени. НК РФ не регламентирован срок вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, поэтому логично будет предположить, что такое решение должно быть вынесено в пределах трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штрафной санкцией за налоговое правонарушение и уплачивается она независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

«Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки».

НК РФ)

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

НК РФ

Требование направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • о сумме задолженности по налогу;
  • размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
  • сроке исполнения требования;
  • меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
  • об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование направляется налогоплательщику по месту его учета, вручается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форма требования утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 29 августа 2002 года №БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности».

НК РФ.

НК РФ

НК РФ

Налогового кодекса

«Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля».

«Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов», утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 28 января 1999 года (доведен до управлений МНС Российской Федерации по субъектам Российской Федерации Письмом от 29 января 1999 года №ВГ-14-16/13дсп) установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.

Вследствие отсутствия акта камеральной проверки у налогоплательщика отсутствует возможность представить возражения. Более того, налогоплательщик узнает о правонарушении и о наложении налоговых санкций только после вынесения решения налоговым органом.

Налогоплательщику направляется письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, и решение, принятое по результатам камеральной проверки.

Однако, сложившаяся судебная практика свидетельствует об обратном. Арбитражные суды считают, что результаты камеральной налоговой проверки должны быть отражены также как при проведении выездной налоговой проверки, то есть путем составления акта налоговой проверки. В противном случае нарушаются права налогоплательщиков.

НК РФ

НК РФ,

Таким образом, в последнее время результаты камеральных налоговых проверок налоговые органы стали оформлять путем составления соответствующих актов. Механизм привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные в ходе выездных проверок, стал применяться по аналогии к камеральным налоговым проверкам.

НК РФ

В связи с этим, представляется, что такой акт должен быть составлен не позднее двух месяцев с момента окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

Зачастую в литературе можно увидеть рекомендации: при несогласии с выводами, сделанными в акте налоговой проверки лучше его не подписывать. С такими рекомендациями трудно согласиться. В случае, если у налогоплательщика есть замечания по акту, необходимо сделать пометку о несогласии и кратко изложить причины. У налогоплательщика также есть возможность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

НК РФ,

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом, датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

По истечении двухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику для представления возражений, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно.

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

В случае неявки налогоплательщика, несмотря на извещение, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

НК РФ

«1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля».

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть отражено:

  • обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
  • документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
  • доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;
  • применяемые меры ответственности.

Налогового кодекса Российской Федерации»

Налогового кодекса Российской Федерации»

Пример из консультационной практики ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

«ФГУП просит Вас дать разъяснения по вопросу уплаты недоимки и штрафа по налогам.

По результатам камеральной проверки, проводимой налоговой инспекцией по ЕСН за 2004 год, вынесено решение. Сумма недоимки составляет 44370241 рубль, сумма штрафа соответственно 874046 рублей.

По данным предприятия сумма недоимки меньше. Инспектор не учел несколько платежей на сумму 2300000 рублей от апреля 2004 года относящиеся к марту 2004 года, хотя в акте сверки, выданном налоговой инспекцией они присутствуют. Нами повторно были представлены копии платежных поручений, но инспектор отказал в изменении суммы штрафа и посоветовал обратиться в суд.

Кроме того, в решении неверно указана сумма исчисленного платежа по данным налогоплательщика и исправлена карандашом, а так же номер строки налоговой декларации, на которую ссылается работник налоговой службы.

Вопрос: Можем ли мы настаивать на изменении вынесенного решения?

Каковы наши действия в данной ситуации?»

предлагаем Вам ознакомиться с нашими рекомендациями.

Как выяснилось из Вашего устного пояснения, оригинал решения налогового органа был отправлен Вашей организации по почте и его у Вас на текущий момент нет на руках.

НК РФ

При этом камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Также следует иметь в виду, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Однако законодательство о налогах и сборах прямо не предусматривает необходимость составления акта по результатам камеральной налоговой проверки.

НК РФ

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.

НК РФ

НК РФ,

Таким образом, законодательство о налогах и сборах исходит из принципа равных гарантий прав и законных интересов налогоплательщика.

НК РФ

В данном нормативном положении также не уточняется, копию акта какой именно налоговой проверки вправе получить налогоплательщик.

НК РФ

НК РФ

НК РФ

«Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма».

НК РФ:

«Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения».

Таким образом, после получения решения налоговых органов о доначислении сумм недоимки и пени и в случае несогласия с данным решением Вы можете в соответствии с главой 19, воспользоваться порядком обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия должностных лиц.

НК РФ.

Ваша организация вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (одновременно или в последующем).

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу

«1. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

3. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи».

НК РФ:

«1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

2. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

3. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу».

НК РФ

НК РФ

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

НК РФ

Начать дискуссию