НДС

Новые правила для применения вычетов по НДС

Правила переходного периода по НДС при проведении строительно-монтажных работ (СМР) стали известны еще в июле прошлого года. С января 2006 года фирмы начали применять утвержденный порядок. Но спустя два месяца законодатели неожиданно коренным образом изменили правила зачета НДС для переходного периода.

В. Котов, аудитор

Правила переходного периода по НДС при проведении строительно-монтажных работ (СМР) стали известны еще в июле прошлого года. С января 2006 года фирмы начали применять утвержденный порядок. Но спустя два месяца законодатели неожиданно коренным образом изменили правила зачета НДС для переходного периода.

Переходный период по НДС при проведении строительно-монтажных работ был установлен статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ (далее – Закон № 119-ФЗ). О нем журнал «Практическая бухгалтерия» рассказывал в номере 12 за 2005 год в статье «Переходный период в строительстве».

Фирмы начали применять установленный порядок с января 2006 года в соответствии с действующей на тот момент редакцией нормативного акта. Однако Федеральный закон от 28 февраля 2006 г. № 28-ФЗ (далее – Закон № 28-ФЗ) спутал все планы компаний. Данный документ установил дополнительное требование, которого не было в первоначальной редакции Закона № 119-ФЗ. Согласно поправкам, предъявить к вычету можно только уплаченные подрядчикам (поставщикам) суммы налога. Причем законодатели пожелали ввести изменения в действие задним числом – с 1 января 2006 года.

Буква закона

Итак, пункты 1–3 статьи 3 Закона № 119-ФЗ были дополнены всего лишь четырьмя словами «уплаченные», и вот к каким последствиям это привело.

Начнем со строительно-монтажных работ для собственного потребления. Суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для такого строительства, но не приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов или при их продаже. Однако теперь установлено, что вычету подлежат только уплаченные суммы налога (п. 3 ст. 3 Закона № 119-ФЗ в редакции Закона № 28-ФЗ).

А вот какие новинки законодатели приготовили для тех, у кого есть строительно-монтажные работы, выполненные подрядным способом. Ту часть входного НДС по работам, которая не была принята к вычету до 1 января 2005 года, можно потребовать из бюджета по мере постановки на учет объекта или при его реализации. Но в соответствии с новой редакцией для этого опять же нужно сначала рассчитаться с поставщиками (п. 1 ст. 3 Закона № 119-ФЗ в редакции Закона № 28-ФЗ).

Обязательное условие оплаты распространилось и на суммы НДС, которые были предъявлены подрядными организациями заказчикам с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, но не были приняты к вычету. Напомним, что такие суммы подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. К вычету можно будет поставить все указанные суммы налога, не дожидаясь конца 2006 года, только в случае принятия объекта на учет или при его продаже (п. 2 ст. 3 Закона № 119-ФЗ в редакции Закона № 28-ФЗ).

Платить или не платить?

Итак, перед бухгалтерами встал неизбежный вопрос: нужно ли пересчитывать базу по первым месяцам 2006 года? Декларации-то уже сданы.

Чтобы понять, какими неприятностями грозит компаниям принятие Закона № 28-ФЗ, рассмотрим последнюю из описанных ситуаций на конкретном примере.

Допустим, что в 2005 году фирма приняла часть работ по модернизации оборудования. В том же году по этим работам подрядчиками были предъявлены счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС. Однако оплата по данным документам была произведена только в марте 2006 года в полном объеме. При этом в целом работы по модернизации основных средств в 2006 году завершены не будут и их стоимость еще не будет капитализирована на счете 01 «Основные средства».

Руководствуясь положениями действующей на начало года редакции Закона № 119-ФЗ, компания в январе и феврале 2006 года поставила к вычету по 1/12 части НДС, предъявленного подрядчиками с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года. В связи с принятием Закона № 28-ФЗ необходимым условием для предъявления к вычету НДС в рассматриваемой ситуации стала оплата таких работ, а она по условиям примера была произведена компанией только в марте 2006 года.

В статье 3 Закона № 28-ФЗ прямо указано, что его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, поэтому можно предположить следующее. Инспекция потребует от компании пересчитать налоговую базу за январь и февраль 2006 года в связи с тем, что суммы НДС, предъявленные подрядными организациями с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, были приняты к вычету без фактической оплаты. В итоге у компании уменьшится сумма НДС к вычету за январь–февраль 2006 года или появится сумма налога к уплате в бюджет. Кроме того, придется подать уточненные декларации за указанные периоды. Причем, если в январе и феврале после пересчета появилась сумма налога к уплате, следует заплатить ее и соответствующие ей пени до подачи уточненной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Даже если компания предпочтет не спорить с инспекцией и пересчитать базу по НДС за январь и февраль, она столкнется с трудностями. В соответствии с новыми правилами переходного периода у компании появится право на вычет после оплаты работ, то есть в нашем случае – в марте 2006 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 119-ФЗ указанные суммы НДС подлежат вычету в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. Но это положение можно трактовать двумя способами (на примере рассматриваемой ситуации):

  • сумма НДС делится на число месяцев с марта по декабрь 2006 года, то есть на 10. Налог отражают по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» начиная с марта в размере 1/10 части общей суммы вычетов;
  • сумма НДС делится на 12 месяцев, то есть равномерно на весь 2006 год. Это соответствует дословному прочтению фразы «в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам». Поскольку в январе и феврале 2006 года компания не имела права на вычет, значит, в январе и феврале соответствующие 1/12 доли не ставятся к вычету. Следовательно, можно предположить, что в марте компания вправе принять к вычету суммы, «накопившиеся» за три первых месяца. В совокупности это составит 3/12 от всей суммы налога. Затем в течение оставшихся месяцев с апреля по декабрь НДС ставят к зачету в размере 1/12 доли.

Как именно проверяющие прочитают новую норму закона, неизвестно. Ведь какие-либо официальные разъяснения к Закону № 28-ФЗ пока отсутствуют. Однако, на наш взгляд, риск предъявления претензий будет меньше в том случае, если следовать первому из предложенных вариантов.

Вариант для смелых

Каковы бы ни были требования налоговых инспекторов, фирмам не стоит забывать о данных им правах. Закон № 28-ФЗ, согласно которому вычет возможен только после уплаты сумм налога, вступает в силу с 1 мая 2006 года, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года (ст. 3 Закона № 28-ФЗ). То есть фактически условие об оплате сумм налога введено «задним числом».

Однако введение дополнительного условия (оплаты) для применения вычета, безусловно, ухудшает положение налогоплательщика. А акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ). Если следовать такой логике, то применять старую редакцию статьи 3 Закона № 119-ФЗ (вычет без оплаты) можно до мая 2006 года, не внося изменения в закрытые периоды.

В то же время мы должны предупредить компании о том, что апеллирование к пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса – это прямая дорога в суд, так как в инспекциях к подобным аргументам обычно не прислушиваются. Поэтому, принимая решение о дальнейших действиях, компания должна определить для себя «цену вопроса». Возможно, некоторым фирмам будет дешевле согласиться с инспекторами, чем тратиться на судебную тяжбу.

Начать дискуссию