Государство всегда стремится знать как можно больше о своих гражданах и их объединениях. В последнее время все больше информации попадает в открытые реестры и становится публичной.
Так, с 25 ноября при государственной регистрация юридических лиц начнут применяться обновленные формы заявлений, о чем недавно напомнила ФНС. Это, в свою очередь, приведет к тому, что владельческая структура и система управления компаний станут несколько более прозрачными, поскольку старые формы фактически позволяли внести в ЕГРЮЛ не всю информацию, которая по закону должна была там находиться.
C экспертами taxCoach рассмотрим подробнее:
- какие сведения о юридических лицах вскоре появятся в открытом доступе, а какие все еще фактически останутся непубличными;
- насколько хорошо или плохо, что сведения будут раскрыты / все еще останутся закрытыми.
Информация о заключении корпоративного договора участниками/акционерами
Если кратко, то корпоративный договор позволяет более гибко урегулировать отношения между участниками компании по сравнению с общими положениями закона.
- голосовать определенным образом на общем собрании участников общества;
- согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом;
- приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств;
- воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств. (П. 1 ст. 67.2 ГК РФ)
Так, благодаря корпоративному договору реальное распределение голосов участников при принятии решений может принципиально отличаться от соотношения их долей в уставном капитале компании, указанных в ЕГРЮЛ.
Это может иметь существенное значение для третьих лиц — контрагентов общества, которые должны быть уверены в правомерности принятого на уровне компании решения (об одобрении сделки, например). Поэтому государство решило, что они должны знать хотя бы о наличии подобного соглашения.
Соответственно Федеральным законом (пп. л1 и л2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») предусмотрено внесение сведений в ЕГРЮЛ:
- о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников непропорционально их долям (и, соответственно, о количестве голосов, приходящихся на долю каждого участника по такому корпоративному договору);
- о корпоративном договоре, предусматривающем ограничения и условия отчуждения долей (акций).
Действующие до 25 ноября регистрационные формы не предоставляют возможности известить об этом посредством реестра государство и всех заинтересованных лиц. Проще говоря, в реестре нет пока строчки для этой информации, о наличии корпоративного договора пока знают только его стороны и само Общество.
Чем это грозило (и грозит до 25 ноября)?
Например, корпоративным договором предусмотрена необходимость обязательного согласия всех сторон на продажу доли. При этом такого условия в уставе нет. Недобросовестная сторона может реализовать свою долю третьему лицу. Пострадавшая сторона (то есть участник, которого не спросили) в таком случае может рассчитывать только на компенсации, которые предусмотрены за нарушение договора (если они вообще прописаны в соглашении). Признать сделку недействительной нельзя — другая сторона добросовестно не знала и не могла знать о наличии таких договоренностей.
Ранее в качестве превентивной меры по предотвращению нарушения корпоративного договора одной из его сторон было целесообразно указывать о наличии самого договора в Уставе Общества. Это позволяло бы утверждать, что третье лицо, ознакомившись с Уставом, не могло бы не знать о наличии соглашения между участниками Общества, что, в свою очередь, при необходимости давало возможность оспорить сделку, заключенную в нарушение корпоративного договора.
Начиная с 25 ноября сведения о наличии корпоративного договора, ограничивающего права его сторон по отчуждению принадлежащих им долей (акций) либо закрепляющего права участников ООО непропорционально размерам их долей, в обязательном порядке будут отражаться в ЕГРЮЛ.
Наличие такой информации в открытом доступе является доводом в пользу того, что в случае заключения одной из сторон корпоративного договора какой-либо сделки, нарушающей его условия, другая сторона такой сделки как минимум должна была знать о наличии ограничений, предусмотренных корпоративным договором. И если подобная сделка все же будет совершена, то есть шансы успешно оспорить ее в суде.
Непосредственное содержание ограничений и условий отчуждения долей (акций) при этом в ЕГРЮЛ не раскрывается. Публичной будет только информация о непропорциональном объеме правомочий участников ООО их долям.
Сведения о залоге части доли участника в ООО
В соответствии с ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП» сведения о залоге доли должны содержаться в ЕГРЮЛ.
При этом в залоге может находиться не вся доля, а только ее часть. Однако реестр как ранее не позволял конкретизировать, что заложена только часть доли (с указанием ее размера), так и после вступления в силу новых форм заявлений о регистрации юридических лиц такая информация тоже не будет видна третьим лицам.
Чем это грозит?
Иногда это даже удобно. Например, залогодателю или залогодержателю может быть выгодно, чтобы сторонние лица думали, что заложена вся доля: меньше желающих обратить на нее взыскание либо приобрести.
Но в некоторых случаях это может создать лишние трудности. Распоряжение заложенной долей будет существенно ограниченно. Нотариусы требуют предъявления договора залога и наличие согласия залогодателя на любые действия с заложенной долей. Существует риск, что нотариус потребует согласие залогодержателя на распоряжение незаложенной частью доли.
Что можно сделать?
При заключении договора залога можно сразу взять у залогодателя согласие на свободное распоряжение незаложенной частью доли. В дальнейшем это избавит от обращений к залогодержателю, который может быть недоступен или отношения с которым ухудшились.
Наличие опциона на продажу доли в ООО
Опцион на заключение договора купли-продажи доли представляет собой безотзывную оферту на приобретение доли и позволяет практически в любой момент реализовать ее. Условием реализации опциона может быть что угодно: рост или падение прибыли компании, действия сторон или просто истечение определенного времени.
Однако информация об уже выданном опционе в настоящее время отсутствует в публичном доступе, и новые регистрационные формы также не предусматривают возможность отражения в ЕГРЮЛ сведений о факте наличия опциона на продажу доли. Добросовестный покупатель доли может не знать, что она фактически уже кому-то обещана, и обновленные формы не решают эту проблему.
Чем это грозит?
Тот факт, что доля «обещана» кому-то посредством выданного опциона, и информации об этом нет — хороший механизм прикрытого владения. Однако сторона, выдавшая опцион, может попытаться «обремененную» им долю продать. Держатель опциона в такой ситуации сможет лишь расчитывать на компенсации или возмещения убытков, в лучшем случае. Опцион теряет свою ценность как гарантия.
Что можно сделать?
Вариант первый. Опцион, как и любое обязательство, может быть обеспечен залогом. Предметом залога станет сама доля. Все нотариусы видят сведения о залоге в ЕГРЮЛ. В самом соглашении о залоге также можно указать все необходимые ограничения по распоряжению долей.
При этом следует понимать, что платой за это станет раскрытие сведений о держателе опциона, что не всегда допустимо.
Второй вариант. В дополнение к опциону заключается корпоративный договор, предусматривающий существенные штрафные санкции за неисполнение его условий, в том числе в части отчуждения доли в компании. Комбинаторика инструментов должны минимизировать отдельные недостатки каждого из них.
Компетенция директоров
Гражданское законодательство предоставляет возможность одновременного назначения нескольких директоров, уполномоченных управлять обществом независимо друг от друга или совместно.
Такая возможность очень полезна. Например, можно детально регламентировать компетенцию каждого управленца в зависимости от реального круга его обязанностей или способностей. Разделение полномочий может касаться не только взаимоотношений внутри компании, но и третьих лиц. В частности, один из директоров может быть существенно ограничен в праве заключать сделки.
Совместное руководство Обществом предполагает необходимость одобрения всех или наиболее важных решений несколькими лицами, что может стать дополнительной защитой от злоупотреблений, например, в компаниях с несколькими партнерами.
Несмотря на то, что в соответствии с ГК РФ сведения о наличии у руководителей Общества обязанности совместного взаимодействия с третьими лицами должны быть указаны в ЕГРЮЛ, старые регистрационные формы не позволяли сделать эту информацию общедоступной. Новые формы, вступающие в силу с 25 ноября, предоставляют возможность отразить в реестре, что руководители действуют совместно или независимо друг от друга, если согласно уставу их несколько.
Тем не менее, обычаем гражданского оборота уже давно принято за правило запрашивать Устав при совершении сколько-нибудь серьезных сделок. Суды также исходят из того, что контрагенты должны проявлять должную степень заботливости и осмотрительности и обязаны удостоверяться в полномочиях представителей контрагентов на совершение сделки (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2007 г. N 1693/07).
Таким образом, учитывая, что отсутствие сведений об особенностях полномочий нескольких директоров в ЕГРЮЛ ранее не приводило к существенному риску для самого Общества, наличие таких сведений в реестре также практически не повлияет на хозяйственную жизнь юридического лица.
Владение долями в рамках инвестиционного товарищества
Сведения о том, что одним из участников ООО фактически является инвестиционное товарищество должны содержаться в ЕГРЮЛ.
Однако ранее формами заявлений для регистрации юридических лиц не была предусмотрена фактическая возможность внесения в ЕГРЮЛ сведений о договоре инвестиционного товарищества, что диктовало другим товарищам необходимость обращать особо тщательное внимание на регламентацию деятельности уполномоченного управляющего товарища и ответственности за его недобросовестные действия.
Однако открытость сведений о договоре может быть необходимой для защиты интересов товарищей. Данная информация в реестре четко указывает на режим общей собственности на соответствующую долю. Публикация таких сведений является гарантией от недобросовестных действий управляющего товарища. Например, управляющий товарищ может заявить, что доля приобретена не в рамках договора инвестиционного товарищества и является его личной собственностью.
Также это позволяет контрагентам, инвесторам и иным заинтересованным лицам сразу видеть особенности во владении обществом, что не может не отразиться на управлении и иных вопросах.
В новых регистрационных формах, в свою очередь, заложена возможность указания индивидуальных признаков договора инвестиционного товарищества: его наименование, регистрационный номер в реестре нотариальных действий, дата нотариального удостоверения договора, сведения об удостоверившем договор нотариусе.
Таким образом, можно говорить о том, что права товарищей, не указанных в ЕГРЮЛ в качестве собственников доли в ООО, впредь будут лучше защищены в связи с предстоящим закреплением в ЕГРЮЛ информации о наличии договора инвестиционного товарищества.
Очевидно, что актуализация форм заявлений для регистрации, влекущая появление новых сведений о юридических лицах в открытом доступе, несмотря на то, что оставляет неразрешенными отдельные проблемы, в целом несет плюсы для участников гражданского оборота.
Начать дискуссию