Общество

Почему финансовые организации будут следить за репутацией водителей?

На днях Сбербанк запустил цифровой профиль в потребительском кредитовании: интеллектуальная система оценивает кредитный потенциал заемщика, собирая данные из разных госсистем. У таких платформ большое будущее, и интеграция данных о поведении водителя может оказаться очень полезным инструментом как для госорганов, так и для банков. По тому, как человек владеет автомобилем и водит, можно многое понять о его статусе, образе жизни и социальной ответственности.
Почему финансовые организации будут следить за репутацией водителей?

На днях Сбербанк запустил цифровой профиль в потребительском кредитовании: интеллектуальная система оценивает кредитный потенциал заемщика, собирая данные из разных госсистем. У таких платформ большое будущее, и интеграция данных о поведении водителя может оказаться очень полезным инструментом как для госорганов, так и для банков. По тому, как человек владеет автомобилем и водит, можно многое понять о его статусе, образе жизни и социальной ответственности. Как могут работать такие платформы и кому это выгодно, рассуждаем в сегодняшней статье.

Вокруг автомобилей постепенно созревает целая инфраструктура digital-сервисов, и это не только агрегаторы такси и каршеринг. Чем активнее процессы, связанные с использованием авто, оцифровываются, тем больше соблазна собрать эти большие данные и централизованно обрабатывать. Сегодня уже несколько крупных игроков активно занимаются созданием таких платформ — у Яндекса это целая авто-вертикаль бизнеса, Сбер запустил направление авто, есть подобные проекты у Авито.

Помимо Яндекс.Такси и каршеринга Яндекс.Драйв, с прошлого года работает сервис Яндекс.Заправки, с помощью которого можно заплатить за бензин, не выходя из машины, а также есть Яндекс.Штрафы для оплаты штрафов. Кроме того, существует сервис Яндекс.Автоконсьерж: это подписка на шиномонтаж, мойку и другие автоуслуги в Москве. А еще с 2017 года в Навигаторе можно в разделе Помощь на дороге оставить заявку на вызов эвакуатора, подвоз топлива, вызов трезвого водителя и другие услуги.

Яндекс не озвучивал своей стратегии по интеграции всех сервисов вокруг lifestyle автомобилистов, но уже, по сути, является оператором огромного количества цифровых данных о водителях. Пока цифровые сервисы компании работают только в крупных городах, а некоторые тестируются только в столице, но куда все движется, уже хорошо понятно. И интерес Яндекса к частному транспорту очевиден, ведь это огромный рынок: на начало 2020 года в России было 44,5 млн только легковых автомобилей, по данным «Автостат».

Интересно, что задачу создания цифровой автомобильной экосистемы решает как частный бизнес, так и государство. Например, коммерческие компании, как Яндекс, предлагают различные сервисные услуги, которые сделают использование авто более выгодным и удобным.

Государство также активно идет в сторону создания автомобильной экосистемы, но оно занимается проектами другого рода. Обычно государственные инвестиции идут в более масштабные инфраструктурные проекты для массового использования, как, например, строительство и развитие сети дорог, где экономический эффект хотя и есть, но он намного более отложенный.

Или же государство внедряет такие мощные IT-системы, как «Платон» («оплата за тонны», то есть налог на грузовые автомобили массой свыше 12 тонн). Налог платится грузовиками либо с помощью маршрутной карты, либо с помощью бортового устройства.

По официальным прогнозам, доход госбюджета от введения системы составит 20-40 млрд руб. в год, а с ноября 2015 года по февраль 2020 года на ремонт дорог и мостов из системы перечислено 97,5 млрд руб.

Еще один характерный пример государственного участия в создании автомобильных инфраструктурных систем — система ГИС ГМП (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах), она внедряется с 2013 года. С помощью ГИС ГМП можно оплачивать как госулусуги, так и обязательства перед государством, то есть штрафы, судебные издержки. Она объединяет огромное количество организаций, государственных и частных, от «Казначейства России», которое модерирует данные, до «Почты России» и банков.

По сути, это гигантский цифровой хаб, к которому уже присоединены отделения ГИБДД, радары, сотрудники, которые начисляют штрафы за неправильную парковку, налоговая, ФССП, со временем туда будут подключаться и медицинские учреждения. Все для того, чтобы консолидировать все платежи от человека к государству в единой системе. Сегодня ГИС ГМП превосходит многие разработки США и Великобритании в области электронного правительства — сейчас разберем, почему.

В России система ГИС ГМП создавалась значительно позже своих западных аналогов. В США и Европе подобные системы разрабатывали 30-40 лет назад, когда вся инфраструктура и технологии были значительно проще. Далее на имеющуюся ИТ-инфраструктуру настраивали какие-то доработки, улучшения. В результате сегодня зарубежные электронные системы работают посредственно по современным меркам. Хотя они медленные и устаревшие, к ним привыкли, а полностью заменить их со всей инфраструктурой на данный момент со всем объемом данных довольно дорого. В России ГИС ГМП сразу создавалась на современных технологиях, поэтому на текущий момент ее можно считать передовой и современной.

А в США дорожные штрафы аккумулируются на уровне штата, где они выписаны, и крайне запутано передаются на федеральный уровень. Если ты превысил скорость где-то в Аризоне, то нет никакой гарантии, что штраф не настигнет тебя в Нью-Йорке. Системы друг с другом связаны, но обмен информацией между ними сложный, все не так явно и прозрачно, как в российской ГИС ГМП. Но есть одно большое «но». Со временем информация о неоплаченном штрафе может дойти до единой базы, которая интегрирована со страховыми компаниями. В результате пользователь получает более высокую ставку по страховкам и даже возможно более высокий процент по кредитам.

Очевидно, что всех нас ждет цифровое будущее. Сегодня данные есть у государства, банков, у крупных корпораций, как Яндекс, Сбербанк, Mail.ru, у поисковиков и платежных систем. Но все это упирается в сложный вопрос — персональные данные и свобода личности. Компании и финансовые организации в перспективе будут получать данные из ГИС ГМП и других госсистем о платежной надежности человека, поскольку чем больше данных, тем более высоко точен интеллектуальный скоринг (оценка рисков). Для нас как для потребителей это будет палка о двух концах: с одной стороны, мы придем к выдаче кредитов без справок с работы. С другой стороны, наше платежное поведение и наш образ жизни как автомобилистов будут у всех на виду.

Уже сейчас страховые компании при покупке полисов ОСАГО и КАСКО назначают повышающий коэффициент тем водителям, которые участвовали в ДТП за последние годы. Если автовладелец в течение года был виновником аварии пусть даже по мелочам 2- 3 раза, то в зависимости от количества лет, застрахованных по ОСАГО, его повышающий коэффициент может доходить до 2,45. Водишь неаккуратно — плати.

Соблазн привязать к человеку еще один цифровой Id, такой же, как номер СНИЛС и ИНН, очень велик, и это может быть как номер водительского удостоверения, так и номер его авто. Чем все это станет в будущем? Несмотря на то, что мощным оператором платежных данных является государство, интерес к использованию таких данных гораздо выше у бизнеса. Возможен такой путь: будут создаваться государственно-частные партнерства, где государство будет выступать оператором данных, а бизнес будет строить цифровые сервисы поверх них. Кроме того, на законодательном уровне могут быть прописаны механизмы получения цифровой платежной истории человека для различных задач, от оценки страхового или кредитного рейтинга до предоставления справок для госслужащих об их финансовой чистоте и благонадежности.

Очевидно, в будущем мы все будем на виду: как заправляемся, как и где паркуемся, сколько раз поцарапали бампер соседу во дворе, как часто превышаем скорость и как быстро оплачиваем штрафы.

С одной стороны, такая азиатская модель повсеместного контроля открывает большие возможности для развития концепции sharing economy. Человек с высоким рейтингом надежности сможет легко брать кредиты, заказывать уборку или ремонт квартиры, сдавать или бронировать жилье в сервисах типа AirBnB, арендовать каршеринг и т.д.

С другой стороны, уже сегодня одним из наиболее частых направлений юридических споров и тяжб является защита персональных данных, прав и свобод личности. Тренды крайне противоречивые. Будем ли мы жить в реальности Оруэлла или сможем отстоять неприкосновенность частной жизни — пока остается вопросом.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3