Отчетность любой организации подвергается камеральной проверке. Эти проверки все чаще напоминают выездные: налоговики запрашивают у фирмы первичные документы и счета-фактуры, договоры и различные учетные регистры. Как правильно вести себя в таком случае, вы узнаете из нашей статьи.
Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»
Что такое камеральная проверка?
О порядке проведения камеральных проверок рассказывается в статье 88 Налогового кодекса. В соответствии с ней такие проверки проводятся непосредственно в налоговой инспекции.
Камеральные проверки заключаются в том, что инспекторы проверяют бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации, которые сдали организации. Обычно этот процесс частично автоматизирован. Данные деклараций и отчетов вносятся в компьютер, и специальная программа находит в них арифметические ошибки и логические нестыковки между различными показателями.
Однако проверить, насколько правильно сформирован тот или иной показатель, программа не может. Это может сделать лишь инспектор. Согласно Налоговому кодексу, он имеет право «истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов».
Как показывает практика, налоговики делают это чаще всего, если у организации есть льготы, существенные затраты или убытки или она предъявила к вычету большую сумму НДС.
Что могут потребовать налоговики
В Налоговом кодексе не говорится, что за дополнительные сведения, объяснения и документы могут потребовать налоговики от организации. Поэтому инспекторы могут запрашивать практически все что им угодно: первичку, хозяйственные договоры, счета-фактуры или любые бухгалтерские регистры. Главное условие – документы относятся к расчету и уплате налогов за проверяемый период.
Порядок истребования документов указан в статье 93 Налогового кодекса. Так, для того чтобы получить все необходимые бумаги у организации, налоговики должны направить ей требование о представлении документов. Специальной формы этого требования для камеральных проверок нет, и поэтому инспекторы обычно используют бланк, утвержденный для выездных проверок (приложение 2 к Инструкции МНС от 10 апреля 2000 г. № 60).
Срок, в течение которого вы обязаны принести документы инспектору – пять дней. Отсчет начинается со дня, следующего за днем, когда организация получила требование принести копии нужных документов, заверенные «должным образом». Что значит «должным образом», кодекс не поясняет. Налоговикам, как правило, достаточно, чтобы на каждом документе стояли подписи руководителя и главного бухгалтера, а также печать организации.
Если организация не принесет запрашиваемые у нее бумаги или сделает это не вовремя, ее оштрафуют по статье 126 Налогового кодекса – по 50 рублей за каждый документ. При этом совершенно не имеет значения время задержки документов, будь это один день или несколько месяцев.
Кроме того, в случае отказа от предоставления документов, у налоговиков возникает право изъять необходимые бумаги, а также рассчитать налоги по аналогии с другими предприятиями. На это указано в статьях 93 и 31 Налогового кодекса.
Помимо Налогового кодекса ответственность за несвоевременную сдачу документов, необходимых для налогового контроля, установлена в статье 15.6 КоАП. Она предусматривает штраф от 300 до 500 рублей, который должен будет заплатить руководитель организации.
Как снизить запросы налоговиков
Получив от организации первичные документы, счета-фактуры и аналитические регистры, налоговики проводят более тщательную камеральную проверку, которая по своей сути очень мало отличается от выездной. В результате они получают возможность найти в учете предприятия ошибки и доначислить налоги, пени и штрафы. Поэтому любая организация старается отодвинуть момент передачи документов, чтобы внести в учет необходимые исправления. Особенно это актуально для предприятий с большим документооборотом, которые вообще не успевают проверить и подготовить запрашиваемые бумаги в пятидневный срок.
Таким организациям можно посоветовать обратиться к инспектору, направившему требование, и попросить у него продлить сроки или уточнить перечень необходимых бумаг, так как очень часто он не конкретизирован. Свою просьбу лучше сопроводить официальным письмом и аргументировать. Например, сослаться на большой объем первичных документов и отсутствие технической возможности снять их копии в столь короткий срок. Также можно сослаться на то, что документы находятся у аудиторов (если у организации заключен договор с какой-либо аудиторской фирмой) или что вам необходимо время на получение запрашиваемых бумаг у филиалов (если у предприятия они есть).
Как правило, налоговики идут на такие уступки. Правда, будет лучше, если они подтвердят свое согласие официальным письмом. Выигранное время организация сможет потратить на то, чтобы как следует проверить свои документы, внести в них исправления и найти недостающие бумаги.
Методы борьбы
Если договориться с инспекторами не удалось, то прежде всего следует проверить, насколько правильно они составили требование о представлении документов. Например, если налоговики запросили «все документы, подтверждающие налоговые расчеты организации» без указания конкретного перечня, то организация может отказаться выполнять такое требование. Такая абстрактная формулировка не позволит проверяющим определить размер штрафа, поскольку количество затребованных, но не представленных документов не известно.
Кроме того, в требовании налоговиков могут быть указаны документы, которых в природе просто не существует. В таком случае взыскать штраф они также не смогут.
Это подтверждает судебная практика. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2003 г. № А26-5162/02-211. Инспекция запросила у организации «пояснения причин несоответствия данных, отраженных по строке 010 формы № 2, данным, указанным в декларациях по НДС». Налоговики отнесли эти пояснения к категории документов. Не получив их, инспекция обратилась в суд с иском о взыскании штрафов. Суд иск отклонил, аргументируя это тем, что налоговое законодательство не предусматривает существование таких документов.
Правда, не указав в требовании конкретные документы и получив от организации отказ их предоставлять, инспектор может переписать требование и отправить его опять. Однако фирма выиграет время. Кроме того, проверяющий вообще может потерять право на запрос документов. Дело в том, что, согласно статье 88 Налогового кодекса, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента сдачи налоговой декларации. Если три месяца уже прошли, нести дополнительные документы в инспекцию вы не обязаны.
Особые случаи
В некоторых инспекциях существует жесткий контроль за налоговыми вычетами по НДС. Например, налоговики требуют, чтобы все фирмы прикладывали к декларации по НДС копии различных документов, подтверждающих сумму вычетов. Обычно это книги покупок, счета-фактуры, платежные поручения, накладные и т. д. В противном случае инспекторы отказываются принимать к вычету НДС, а иногда и саму декларацию.
Однако не принять декларацию налоговики не имеют права. Но если вам не удается урегулировать конфликт с начальником камерального отдела на месте, а в суд идти не хочется, то просто отправьте декларацию по почте. А затем ждите официального требования о представлении документов, которое инспекторы могут и не прислать.
Если же налоговики декларации принимают, но не разрешают поставить по ним НДС к вычету, то знайте – это тоже незаконно. Обязаны сдавать такие документы вместе с декларацией исключительно экспортеры, что подтвердил, к примеру, ФАС Северо-Западного округа (постановление от 24 сентября 2002 г. № А56-8779/02).
Случается, что налоговики, отправив требование и не получив вовремя документы, приостанавливают расходные операции по расчетному счету организации. Однако делать это они не имеют права, так как все ситуации, когда инспекция может приостановить операции по счетам организации, указаны в пункте 2 статьи 76 Налогового кодекса. И в этот перечень несданные вовремя дополнительные документы не входят.
Начать дискуссию