Организация заключила несколько договоров поставок товара и заявила по ним НДС к вычету. Инспекция посчитала договора фиктивными и отказала в возмещении НДС. Но суд рассмотрел все обстоятельства сделки и встал на сторону компании.
Ошибка в нумерации договоров
Налоговики выяснили, что в течение недели организация заключила несколько договоров поставки:
- от 11 января № 00810;
- от 14 января № 00823;
- от 15 января № 00815.
Они обратили внимание, что при этом была нарушена хронология: договору от 14 января присвоили номер больший, чем договору от 15 января. Кроме того, договора были оформлены по типовым формам.
Нарушение нумерации договоров и использование типовых форм договоров налоговики расценили как признак фиктивности сделок и отказали в вычете по НДС.
Однако суд установил, что нарушение хронологии произошло из-за позднего согласования условий по договору № 00815. В начале проекту договора присвоили номер, а дата заключения договора была связана с моментом его подписания.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, не опровергло реальность поставок товаров в адрес организации, а само по себе нарушение хронологии не могло быть основанием для отказа в вычете НДС по указанным поставкам.
Суд обратил внимание также на аргумент ИФНС об отсутствии идентификации товаров в типовых договорах. Однако и его он посчитал неубедительным. Поскольку по условиям договоров стороны подписывали спецификации, которые были их неотъемлемой частью. В них стороны согласовывали наименование товаров, ассортимент, качество, количество, цена и сроки поставок.
Какие еще обстоятельства могут говорить о фиктивности поставок
Отсутствие производственных, складских площадей и персонала
Нередко инспекции обращают внимание на наличие производственных мощностей, складских помещений, автотранспорта и сотрудников у компании, которую вы выбрали себе в партнеры по договору. Отсутствие указанного ИФНС относит к обстоятельствам, которые свидетельствуют о фиктивности сделки.
Однако суд пришел к выводу, что ИФНС следовало учитывать особенности оптовой торговли – основного вида деятельности партнера организации. По его мнению, оптовая торговля предусматривает транзитную форму движения товаров. Это означает, что товар перемещается от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
Поэтому суд посчитал, что занятие оптовой торговой деятельностью не требует обязательного наличия персонала и складских помещений при осуществлении оптовых поставок.
Между тем, партнер компании арендовал склад, что было подтверждено документально. Так что и этот довод налоговиков о ненадежности выбранного контрагента суд отклонил.
Партнер не сдал отчетность по НДС или уплатил налог в минимальном размере
Налоговики указали, что партнер компании уплачивал НДС в минимальных размерах, поэтому организация не имела право на вычет.
Но суд обратил внимание, что компания не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязанностей по исчислению и уплате налогов в бюджет. Кроме того, налоговики не могут возлагать на организацию дополнительных обязанностей, помимо установленных законом. Поэтому, она не была обязана проверить правильность отражения и исчисления налогов в налоговой отчетности контрагента.
Вышеуказанные аргументы налоговиков, которые отказали организации в вычете НДС по сделкам с ее партнером, рассмотрел Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. В постановлении от 16.06.2020 г. № Ф08-4287/2020 он вынес свое решение: признать отказ в вычете НДС и доначисление налога недействительным.
Начать дискуссию