Налоги, взносы, пошлины

Отражение дизайнерских услуг у заказчика

В статье рассмотрен порядок отражения расходов, связанных с оплатой дизайнерских услуг проще всего рассмотреть на конкретных примерах.

Порядок отражения расходов, связанных с оплатой дизайнерских услуг проще всего рассмотреть на конкретных примерах.

Пример 1.

Коммерческая организация с целью укрепления деловой репутации и благоприятного имиджа зарегистрировала свой товарный знак.

При разработке товарного знака организация воспользовалась услугами дизайнерской студии.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с приобретением товарного знака, учитываются в составе нематериальных активов.

Это вытекает из правил, отраженных в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденном Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000».

К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, на основании указанного Положения, относятся права, возникающие:

  • из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных;
  • из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
  • из прав на «ноу-хау».

Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации.

В налоговом учете, в соответствии с пунктом 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), товарный знак, так же как и бухгалтерском учете, признается нематериальным активом.

Обратите внимание!

Учесть товарный знак в качестве нематериального актива можно только после получения свидетельства о регистрации товарного знака.

Это связано с тем, что нематериальный актив отражается в налоговом учете только при наличии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих наличие самого актива и исключительного права на него.

Таким образом, до получения свидетельства о регистрации товарного знака, расходы, связанные с этой операцией, не должны приниматься в расчет при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Расходы, формирующие первоначальную стоимость товарного знака, должны учитываться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов».

После получения свидетельства на товарный знак собранные на субсчете 08-5 расходы списываются на счет 04 «Нематериальные активы».

При этом в бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

08-5

60

Учтены расходы на оплату услуг дизайнерской студии по разработке товарного знака

19

60

Учтен НДС, предъявленный к оплате разработчиком товарного знака

76

51

Уплачены пошлины, связанные с регистрацией товарного знака

08-5

76

Отражены в составе вложений во внеоборотные активы регистрационные пошлины

04

08-5

Принят к учету нематериальный актив (после получения свидетельства)

68

19

Принят к вычету НДС

Зарегистрированный товарный знак организация может использовать по своему усмотрению.

Пример 2.

Кондитерская фабрика заключила договор с дизайнерской студией на разработку этикеток для конфет.

Отражение в учете операций, связанных с затратами на разработку этикеток, будет зависеть от условий договора с исполнителем дизайнерских услуг: оговаривается ли передача исключительных прав на этикетку или нет.

Поэтому, рассматривая эту ситуацию, следует учитывать положения Закона об авторском праве и смежных правах.

Как мы уже отмечали, если по условиям договора исключительные права на произведение передаются заказчику, то этот договор будет являться авторским договором.

Если согласно авторскому договору кондитерской фабрике передаются исключительные права на этикетки, и эти этикетки будут использоваться в производстве более 12 месяцев (пункт 3 статья 257 НК РФ), то данные исключительные права следует учитывать в составе нематериальных активов.

Напоминаем, что при этом кондитерская фабрика должна иметь надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие стоимость нематериального актива.

Если передача исключительных прав на этикетки договором с дизайнерской организацией не предусмотрена, то затраты кондитерской фабрики, связанные с оплатой дизайнерских услуг можно, на наш взгляд, учитывать в составе расходов, связанных с производством и реализацией, в качестве материальных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

Этикетка является элементом предпродажной подготовки товара, без которого его реализация была бы затруднена. Поэтому затраты, связанные с разработкой внешнего вида этикетки следует учитывать в составе расходов по производству и реализации продукции, а не в составе рекламных расходов.

Пример 3.

Швейная фабрика открывает магазин для реализации собственной продукции. Для оформления витрин в магазине фабрика заключила договор с дизайнерской студией.

В данном примере расходы организации на оформление витрин относятся к расходам на рекламу.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», в организациях, независимо от вида деятельности, расходы на рекламу учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

В бухгалтерском учете швейной фабрики данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

44

60

Отражена задолженность дизайнерской студии за оказанные услуги по оформлению витрины

19

60

Учтен НДС по дизайнерским услугам

68

19

Принят к вычету НДС

60

51

Произведена оплата дизайнерских услуг

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года налогоплательщик НДС вправе получить вычет по сумме налога, предъявленного ему к оплате дизайнерской студией, без наличия факта оплаты (пункт 1 статьи 172 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли, расходы на рекламу представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

В соответствии со статьей 264 НК РФ к этим расходам относятся:

- расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264;

Необходимо напомнить, что все расходы на рекламу в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ делятся на две группы:

1) ненормируемые расходы на рекламу;

2) расходы на рекламу, подлежащие нормированию.

На основании пункта 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения налогом на прибыль организаций относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 4 статьи 264 НК РФ Законом №58-ФЗ, которые разрешают в полном объеме относить к расходам на рекламу затраты, связанные с изготовлением брошюр и каталогов, содержащих информацию не только о работах (услугах), которые выполняет (оказывает) организация, но и о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания.

Приведенный в пункте 4 статьи 264 НК РФ список ненормируемых расходов на рекламу является закрытым.

К нормируемым рекламным расходам относятся:

  • расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • расходы на иные виды рекламы, кроме тех, которые уже были перечислены в пункте 4 статьи 264 НК РФ.

Нормируемые рекламные расходы, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, признаются для целей налогообложения в размере, не более 1% выручки от реализации, в течение отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 249 «Доходы от реализации» НК РФ.

При исчислении базы для расчета предельного размера нормируемых видов рекламных расходов берется выручка от реализации без учета сумм налогов, то есть без учета налога на добавленную стоимость, акцизов (пункт 1 статья 248 НК РФ).

Нормируемые расходы на рекламу рассчитываются нарастающим итогом с начала года.

Фактически организация может истратить на рекламные расходы, которые нормируются, более, чем 1% от выручки. В этом случае, сумма превышения для целей налогообложения по прибыли не будет признаваться расходом, а по НДС не будет приниматься к вычету из бюджета.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по нормируемым расходам, подлежат вычету в пределах этих норм. Это означает, что налоговый вычет по сверхнормативным расходам (в том числе и по сверхнормативным рекламным расходам) не производится.

В условиях нашего примера расходы на рекламу в полном объеме учитываются для целей налогообложения.

Начать дискуссию