На курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» мы учим правильно вести учет в строительных компаниях по правилам 2024 года и применять новые ФСБУ:
• даем экспертный взгляд на нормативную базу бухучета,
• помогаем понять запутанные разъяснения Минфина и ФНС РФ,
• сопровождаем материал практическими заданиями и тестами.
В очередной раз я недавно наткнулся на вопрос о списании материалов при выполнении строительно-монтажных работ: что делать, если в КС-2, которую составил заказчик, указаны далеко не все материалы, которые мы реально израсходовали?
Сразу же отмечу, что Акт о приемке выполненных работ, форма которого (№ КС-2) была утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100, подтверждает, что результат работ, в нем указанных в количественном и денежном выражении, передан подрядчиком и принят заказчиком. Он является основанием для отражения у подрядчика стоимости реализации выполненных СМР, у заказчика — принятия к учету их результата в той же самой стоимости.
Определить же на основании КС-2 фактическую стоимость выполненных работ (то есть себестоимость), даже если в акте и будут максимально подробно перечислены все (точнее, почти все) материалы, которые подрядчик должен был использовать при их выполнении, не только фактически, но даже и теоретически, невозможно.
Не вдаваясь в подробности в правила составления* КС-2, равно как и КС-3, КС-6а, и других форм документации по учету работ в строительстве, отметим только, что в них указывается договорная стоимость выполняемых работ. Может быть также указан и перечень материалов, которые подрядчик должен использовать при их выполнении. Однако далеко не факт, что подрядчик использовал только эти материалы, и именно только в том количестве, которое указано в акте.
* В служебные обязанности бухгалтера строительной организации заключение договоров с заказчиками, определение сметной (договорной) стоимости выполняемых работ, как и составление упомянутых актов и справок не входит, и входить не должно. Это другая специальность, другие полномочия, другая заработная плата. Можно, конечно, и совмещать, но при совмещении зарплаты.
Основанием же для списания на затраты, понесенные при выполнении СМР, материалов в количественном и стоимостном выражении служат другие документы.
Первым таким документом является отчет о расходовании материалов на производство СМР. Его должен составлять тот сотрудник организации, под чьим чутким руководством и выполняются конкретные работы для конкретного заказчика — бригадир, мастер, прораб, начальник участка и т. д., и т. п., и пр.
За руководство к действию при составлении такого отчета (его формы, порядка заполнения, проверки, утверждения) оптимально взять утвержденную почти сорок лет назад Инструкцию о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29.
Эту Инструкцию ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление Союза Советских Социалистических Республик) утвердило своим исходящим номером 613 от 24.11.1982.
Оптимально, на мой взгляд, разработать свою форму отчета, взяв за образец М-29. И именно такой отчет будет служить основанием для списания материалов на себестоимость СМР и сопоставления фактического расхода материалов на выполненные работы с расходом, определенным по производственным нормам, то есть согласованными с заказчиком.
Но нормы есть нормы, а факт есть факт. И чаще всего фактический расход материалов будет отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от того, каким он был предусмотрен в договоре с заказчиком и, возможно, указан в КС-2.
Если бригадир (мастер, начальник участка) по факту потратил материалов больше, чем это было предусмотрено, то возник их перерасход. В этом случае руководству оптимально затребовать от него объяснительную записку о причинах такового. И если причина эта признается достойной внимания и понимания (перерасход материалов технически обоснован или вызван производственной необходимостью), то может быть дано разрешение о списании такого перерасхода на затраты. В противном случае начальство имеет право и потребовать с такого производителя работ возмещения нанесенного им ущерба.*
* Ещё раз обращаю внимание, что бухгалтерия никоим образом не должна брать на себя обязанности производственников по проверке М-29. Эта не её епархия.
Если материалов было израсходовано меньше, чем предусмотрено нормами (договором, сметой), но не в ущерб качеству выполненных работ, то имеет место быть их разумная экономия.
И после того, как отчет будет утвержден руководством (главным инженером, директором, или другим сотрудником, на которого возложена такая обязанность), он будет служить основанием для отнесения их на себестоимость выполненных работ.
В бухгалтерию производитель работ предоставляет материальный отчет, в котором он должен отразить все движение материалов, которые за ним числятся. Ветераны учетного строительного фронта до сих пор обзывают его Отчетом по форме М-19. Однако мне не удалось найти нормативно-правовой акт, которым была утверждена такая форма. Видно, это было достаточно давно.
В нем указывается остаток числящихся материалов за данным сотрудником на начало месяца, их приход, расход, остаток на конец месяца. И расход материалов на производство должен соответствовать расходу по М-29.
И на основании материального отчета бухгалтерия оценивает использованные на производство СМР материалы, обоснованность расходования которых подтверждена производственниками.
Таким образом, материальные затраты на производство СМР обоснованы и документально подтверждены. Поэтому никто не может заявить, что их нельзя признать для целей налогообложения прибыли. Все требования п. 1 ст. 252 НК РФ полностью соблюдены.
Данная схема документооборота при списании материалов на производство СМР успешно применяется уже не один десяток лет. Поэтому менять её большого смысла не вижу. Но никто не запрещает разработать и какую-то другую схему, если она позволит достоверно определить действительный расход материалов на производство СМР.
Однако ещё раз повторюсь, что в любом случае обязанность по обоснованию необходимости списания конкретных материалов на выполнение конкретных видов работ возлагается на сотрудников производственного отдела. Задача бухгалтерии — только их стоимостная оценка.
Комментарии
19Надо взять на вооружение, с прошлого места пришлось уйти как раз из-за не разберихи с КС
На мой взгляд, чтоб вообще снизить риски по налогу на прибыль - на основании отчета М-29 необходимо оформить акт на списание материалов, использованных при СМР, который подписывается директором, мастером и начальником участка.
В старые добрые времена акт произвольной формы составлялся для списания прочих материалов, которые не были указаны в М-29. А в М-19 указывались все материалы, и по М-29 и по акту. Бухгалтер расценивал М-19, и потом уже делали сводную ведомость 10-с в целом по организации, и в том числе по объектам.
А как оформлять МБП (гвоздь,болт, шуруп и т.д.) и инвентарь, который специально приобретали для строительства конкретного объекта?
Акт произвольной формы составляет бригадир, утверждает главный инженер или директор.
расходы списываются же на 20 в с/с этого объекта?
Да. Есть первичный документ, который подтверждает, что эти материалы использованы в этом количестве на выполнение работ по этому объекту.
вы супер, спасибо большое?
Гвоздь, болт, шуруп и все прочие метизы - МБП?
Почему МБП? Материалы, то бишь предметы труда. А вот молоток, шуруповерт и пр. - средства труда. И если они по цене меньше установленного в вашей конторе лимита - то МБП. Если больше - ОС.