11 марта 2021 года на сайте ФНС было опубликовано долгожданное Письмо ФНС РФ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
Полгода все обсуждали проект Письма, а также возможность налоговой реконструкции по делам о необоснованной налоговой выгоде, и, в частности, по проблемным контрагентам.
В окончательном варианте Письма налоговая реконструкция есть. Однако так ли все радужно? И что нового, кроме реконструкции, несет в себе Письмо? Разберем в коротких тезисах.
Ранее, с августа 2017 года и по настоящий момент, ФНС по ст. 54.1. НК РФ отказывала всем, кто замешан в сделках с техническими контрагентами, в расходах и вычетах и привлекала к ответственности в виде штрафа 40%.
Сейчас Письмо предлагает новые подходы к классификации ситуаций, связанных со ст. 54.1 НК РФ:
1. Ситуации по ст. 54.1 НК РФ с точки зрения субъективной стороны (формы вины налогоплательщика в виде умысла или неосторожности) и последствий разделены на 4 категории:
- знал, соучаствовал в организации технических контрагентов, деньги возвращались налогоплательщику (форма вины — умысел, ответственность в виде штрафа 40% от доначисленных сумм);
- знал о наличии технического контрагента на стороне поставщика (исполнителя), но относился к этому безразлично (форма вины — умысел, ответственность в виде штрафа 40% от доначисленных сумм);
- не знал о наличии технического контрагента, но должен был знать, если бы проявил коммерческую осмотрительность (форма вины — неосторожность, ответственность в виде штрафа 20% от доначисленных сумм );
- не знал и не должен был знать (вина отсутствует, налогоплательщик освобождается от ответственности).
2. Оценка субъективной стороны (формы вины налогоплательщика) играет решающую роль при решении вопроса о возможности реконструкции, о размере штрафа (20% или 40%), применении смягчающих обстоятельств и далее — для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.
3. Большая часть Письма посвящена борьбе с техническими компаниями, хотя в нем перечислены и иные случаи налоговых злоупотреблений.
4. Введены новые термины: «техническая компания» и «коммерческая осмотрительность» (вместо привычной «должной осмотрительности»).
5. Вводится презумпция знания о том, что контрагент технический, и бремя доказывания обратного возлагается на налогоплательщика.
6. Оценивания намерения налогоплательщика, налоговые органы проводят несколько тестов, исследуя операции и фактические обстоятельства:
- тест на реальность операции;
- тест на сторону — исполнение обязательства надлежащим лицом;
- тест на соответствие существа форме;
- тест на наличие деловой цели.
7. Если операции не реальны, остальные тесты не проводятся, налог на прибыль и НДС доначисляются в полном объеме, реконструкция не производится, ответственность в виде штрафа — 40%.
8. Для проведения реконструкции налогоплательщик должен раскрыть реального поставщика (исполнителя), сумма расходов и вычетов производится исходя из параметров реального исполнения, отраженного в документах реального поставщика (исполнителя).
Поэтому реконструкцию удастся провести далеко не во всех случаях.
9. Ситуации, когда налогоплательщик не знал и не должен был знать о том, что контрагент является технической компанией, касаются сделок на незначительную сумму, сделок ординарных, направленных на пополнение запасов, для которых чрезмерный комплаенс не оправдан.
Комментарии
1А это письмо для кого предназначено, для налоговых органов или технических компаний, чтобы лучше прятались?