Налоги, взносы, пошлины

Передача карточек с образцами товара покупателям: налоговый учет

Организация ведет розничную торговлю мебелью и использует в деятельности образцы обивочных материалов (карточки с образцами ткани и кожи, используемых при производстве мебели), которые закупаются у иностранных поставщиков мебели и бесплатно раздаются потенциальным покупателям. Как отразить в налоговом учете расходы на приобретение этих образцов?
Передача карточек с образцами товара покупателям: налоговый учет

Организация ведет розничную торговлю мебелью и использует в деятельности образцы обивочных материалов (карточки с образцами ткани и кожи, используемых при производстве мебели), которые закупаются у иностранных поставщиков мебели и бесплатно раздаются потенциальным покупателям. Как отразить в налоговом учете расходы на приобретение этих образцов?

Налог на прибыль

Расходы на приобретение карточек с образцами обивочных материалов можно рассматривать в качестве рекламных расходов (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).

На основании ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Те есть, рекламой считается информация, которая должна одновременно отвечать следующим условиям:

  • распространена любым способом, в любой форме и любыми средствами;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование и поддержание к нему интереса и на его продвижение на рынке;
  • адресована неопределенному кругу лиц.

Формально карточки с образцами обивочных материалов можно отнести к рекламным материалам, поскольку:

  • карточки с образцами содержат информацию о реализуемых товарах, в частности, о материалах (ткань/кожа), из которых может быть изготовлена реализуемая мебель; соответственно, можно говорить о направленности данных материалов на привлечение внимания к товару (мебели), продажу которой осуществляет организация;
  • получатели рекламной информации не могут быть заранее определены (карточки с образцами может получить любой посетитель магазина).

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В целях налога на прибыль в полном объеме учитываются рекламные расходы, поименованные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, в частности:

  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации;
  • изготовление и распространение рекламных буклетов и листовок (письмо Минфина России от 12.08.2016 № 03-03-06/1/42279).

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Минфин России считает, что если организация сама не изготавливает рекламные брошюры и каталоги с информацией о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах и о самой организации, как указано в п. 4 ст. 264 НК РФ, то данные расходы подлежат нормированию (письмо от 23.12.2016 № 03-03-06/1/77417).

Учитывая, что карточки с образцами обивочных материалов (ткани/кожи) формально не относятся к брошюрам/каталогам/буклетам/листовкам (не поименованы в качестве таковых), а также приобретаются у иностранного поставщика/производителя мебели (а не изготавливаются самостоятельно (в том числе с привлечением третьих лиц)), отнесение затрат на приобретение образцов к расходам на рекламу в полном объеме (абзац 5 п. 4 ст. 264 НК РФ) может привести к претензиям со стороны налоговых органов.

В целях минимизации претензий налоговых органов рекламные материалы в виде карточек с образцами ткани/кожи, из которых может быть изготовлена реализуемая организацией мебель, можно отнести к прочим видам рекламы, не поименованным в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и учесть в составе расходов на рекламу в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Отдельный порядок признания рекламных расходов ст. 272 НК РФ не установлен. В общем случае расходы для целей налогообложения прибыли признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы на приобретение карточек с образцами ткани/кожи признаются в отчетном периоде, в котором розданы указанные карточки потенциальным покупателям, что оформляется соответствующим документом, например, актом на списание карточек.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

В п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указано, что передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях подлежит налогообложению на основании подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб.

Вместе с тем не является объектом обложения НДС распространение налогоплательщиком рекламных материалов в рамках деятельности по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

Карточки с образцами обивочных материалов (ткани/кожи), используемых при производстве мебели, реализуемой организацией розничным покупателям, не имеют потребительской ценности, не предназначены для самостоятельной реализации на рынке и не являются самостоятельным видом товара.

Следовательно, бесплатная раздача потенциальным покупателям рекламных материалов — карточек с образцами обивочных материалов, используемых при производстве мебели, реализуемой организацией, не отвечающих признакам товара, объектом налогообложения НДС не является независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих рекламных материалов.

Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 23.12.2015 N 03-07-11/75489).

НДС, уплаченный при ввозе карточек с образцами ткани/кожи, может быть принят к вычету (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748 по делу № А43-5424/2018, п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), п. 5 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в четвертом квартале 2019 года по вопросам налогообложения).

Риски

Налоговая может расценить передачу карточек с образцами обивочных материалов потенциальным покупателям как передачу заранее определенному кругу лиц (особенно в случае, если будут установлены факты раздачи указанных карточек с образцами не всем посетителям магазина, а, например, только дизайнерам и/или покупателям, уже выбравшим модель мебели) и, соответственно, сделать вывод о необоснованности отнесения расходов на приобретение указанных образцов к расходам на рекламу.

Передача образцов в указанном случае может рассматривается как безвозмездная передача имущества, которая не учитывается в расходах в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 22.02.2018 № 03-03-06/1/11485, от 28.09.2018 № 03-03-06/1/69813, от 15.12.10 № 03-03-06/1/777).

При отстаивании налоговиками позиции о том, что передача образцов является безвозмездной передачей имущества (п. 16 ст. 270 НК РФ), не исключаются риски в отношении начисления НДС. Объектом налогообложения признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Соответственно, со стоимости безвозмездно передаваемых карточек с образцами надо начислить НДС. «Входной» НДС по ним можно заявить к вычету.

В целях учета расходов на приобретение карточек с образцами в качестве рекламных расходов, а также минимизации риска квалификации налоговым органом бесплатной раздачи карточек с образцов потенциальным покупателям в качестве безвозмездной передачи имущества, затраты необходимо документально подтвердить и экономически обосновать.

В этой связи целесообразно оформить:

  • локальный нормативный акт, обосновывающий необходимость, цель передачи карточек с образцами ткани/кожи потенциальным клиентам, а также прописать правила передачи (при этом обязательно указать, что карточки с образцами 2 могут получить все посетители магазина). Это может быть, например, программа повышения лояльности клиентов/маркетинговая политика/приказ руководителя;
  • накладную/акт (иной аналогичный документ) на отпуск карточек с образцами ткани/кожи в торговый зал;
  • отчет об остатках карточек с образцами в торговом зале (например, помесячный);
  • накладная/акт (иной аналогичный документ) о списании карточек с образцами, переданных потенциальным покупателям.

Комментарии

1
  • Лидия С

    А для УСН, в расходы можно списать рекламные листовки, брошюры, пробники?