C 2021 года выплата пособия по беременности и родам полностью проводится силами и средствами ФСС. Однако это не значит, что на работодателя не возложены никакие обязанности по его оформлению. Он должен принять от беременной женщины документы и направить их в ФСС вместе с информацией, необходимой для вычисления размера пособия по беременности и родам (БиР, декретные) в 2021 году от работодателя.
Общая процедура выплаты пособия по беременности и родам с 2021 года
Перечень действий, которые нужно совершить, чтобы сотрудница получила пособие для беременных, идентичен применяемым ранее в рамках пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты» и теперь действует по всей стране.
Все женщины, социально застрахованные в связи с материнством, имеют право на получение соответствующего пособия.
Для этого они должны предоставить работодателю необходимый перечень документов. Получив их, работодатель формирует опись (при численности до 25 работников) или реестр в электронном виде (при численности более 25 человек) и передает их ФСС РФ в течение 5 календарных дней. После этого ФСС в течение 10 календарных дней принимает решение о назначении пособия (постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Никакого приказа о предоставлении отпуска по беременности и родам работодатель может не издавать.
Срок, когда выплачивают пособие по беременности, совпадает с периодом, в течение которого принимают решение о его назначении. Он составляет 10 календарных дней с момента получения от нанимателя документов (сведений).
Что нужно предоставить работнице для получения пособия
В состав документов, которые нанимателю нужно получить от сотрудницы для назначения ФСС пособия по беременности и родам, включены:
сведения о застрахованном лице, полученные при приеме на работу или в ходе выполнения обязанностей трудящейся;
больничный лист в бумажном виде или его номер, если он предоставлен в электронном виде (ЭЛН);
справка о доходах, облагаемых взносами на нетрудоспособность и материнство (ВНиМ), полученных в расчетном периоде у других нанимателей (и подтверждение о том, что в других местах документы на выплату пособия не подавалп);
заявление на выплату пособия;
заявление о замене лет расчетного периода (в случаях, предусмотренных законодательством).
Женщина вправе обратиться с указанными документами к работодателю в срок не позднее 6 месяцев с момента окончания отпуска по беременности и родам.
Как работодатель готовит сведения для пособия в ФСС
Документы для назначения декретного пособия должны быть переданы в ФСС в течение 5 календарных дней с момента их получения. В зависимости от численности работников наниматель может подать их в бумажном или электронном виде.
В случае предоставления документов в бумажном виде работодателю необходимо подготовить:
опись переданных документов;
заявление застрахованного лица (Приложение № 1 к приказу ФСС от 24.11.2017 № 578);
больничный лист;
справку о постановке на учет в ранние сроки беременности (при необходимости);
справку о заработке с предыдущих мест работы (в случае необходимости);
заявление о замене лет расчетного периода (в установленных законодательством случаях);
справку-расчет суммы пособия (требуют некоторые отделения ФСС, без включения в опись).
При передаче документов в электронном виде от работодателя нужно только заполнить реестр по утвержденной форме (Приложение № 1 к приказу ФСС от 24.11.2017 № 579). При этом все оригиналы документов хранят у работодателя и передавать их отделению ФСС не нужно.
Оплату пособия по беременности и родам переводят на счет сотрудников без карты либо только с использованием пластиковой карты «МИР».
На что обратить внимание при оформлении реестра
Поскольку пособие по беременности и родам назначают исходя из поданных в ФСС сведений, необходимо особое внимание уделить правильности заполнения реестра. Его оформляют на основе имеющихся у нанимателя, а также предоставленных трудящейся данных.
Если какая-либо информация для заполнения отсутствует, в соответствующих полях ставят прочерк.
На следующие моменты при заполнении следует обратить особое внимание:
до начала оформления обязательно заполняют листок нетрудоспособности, выданный в бумажном или электронном виде;
если происходит замена лет расчетного периода в графах 37 и 38, помимо заменяемого года, надо вписать в скобках дату подачи сотрудницей соответствующего заявления;
при оформлении сведений о среднем заработке нужно обязательно учитывать установленные ограничения в части максимального и минимального пособия по беременности и родам.
Еще больше информации о социальных пособиях — в новом курсе Центра обучения «Клерка» «Пособия 2021: что нужно знать бухгалтеру и кадровику». Записаться можно прямо сейчас.
Комментарии
2какая разница электронный или бумажный, в декрет ведь одна работница уходит а не 25)))
Даже при подаче заявления и реестра в бумажном варианте вместе с оригиналами, через полгода нам звонили из ФСС с просьбой забрать обратно оригиналы