Налог на имущество

Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество составляют (для себя) и уплачивают налог в бюджет по истечении каждого из первых трех кварталов года, если закон региона предусматривает обязанность начисления авансов. Рассмотрим особенности формирования такого отчета, сроки представления, алгоритм исчисления авансов по кадастровой и среднегодовой стоимости, а также приведем актуальный бланк расчета авансовых имущественных платежей.
Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество составляют (для себя) и уплачивают налог в бюджет по истечении каждого из первых трех кварталов года, если закон региона предусматривает обязанность начисления авансов. Рассмотрим особенности формирования такого отчета, сроки представления, алгоритм исчисления авансов по кадастровой и среднегодовой стоимости, а также приведем актуальный бланк расчета авансовых имущественных платежей.

Необходима ли сдача расчета авансов по имуществу

Правила начисления и уплаты налога на имущество юрлиц, описываемого в гл. 30 НК РФ, во многом зависят от положений законодательства того субъекта РФ, в котором находятся подлежащие обложению этим налогом объекты. Субъект вправе самостоятельно установить (п. 2 ст. 372 НК РФ):

  • дополнительные (в сравнении со ст. 381 НК РФ) льготы и правила их применения;
  • порядок вычисления базы по налогу для отдельных объектов недвижимого имущества;
  • величину ставки (не выходя при этом за ее верхние пределы, обозначенные в ст. 380 НК РФ);
  • порядок осуществления платежей по налогу (в т. ч. наличие авансов по нему);
  • сроки для уплаты как налога, так и авансов (если они введены в регионе).

Таким образом, правила для начисления и уплаты налога по регионам могут существенно различаться. Поэтому прежде чем приступать к расчету авансовых платежей по налогу на имущество, следует выяснить, введены ли они в регионе. Такое решение в законодательном документе субъекта РФ будет равнозначно указанию о том, что отчетные периоды в отношении налога не установлены. Это позволяет использовать п. 3 ст. 379 НК РФ. Отсутствие отчетного периода влечет за собой право налогоплательщика не уплачивать авансы в течение года.

Причем подобное решение регион вправе принять в отношении не всех налогоплательщиков, а только для определенных их категорий (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Если же решение о неустановлении отчетных периодов в регионе отсутствует, то обязанность уплаты авансов с налогоплательщика не снимается. А до 2020 года у него имелась также обязанность сдавать в ИФНС расчет авансовых платежей по установленной форме и в установленные сроки.

С 2020 года авансовый расчет в налоговую сдавать не нужно, только годовую декларацию. В то же время сами авансы надо рассчитывать и уплачивать, как раньше.

С декларации за 2020 год нужно отражать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества (налог с движимости платить не нужно, сведения ФНС собирает для оценки выпадающих бюджетных доходов).

Сроки, установленные в отношении авансов по имуществу

Срок уплаты авансов по субъектам РФ будет различаться (п. 1 ст. 383 НК РФ). Уточнить сроки для каждого региона можно на сайте ФНС.

При этом отчетными следует считать определяемые поквартально отрезки года, равные в привязке к виду налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

  • кварталу, полугодию, 9 месяцам, если базу определяют по средней (среднегодовой) стоимости;
  • кварталу, если база зависит от кадастровой оценки.

Именно на них нужно ориентироваться при определении срока уплаты авансов.

Дифференцирование имущества для целей начисления налога по нему

Приступая к вычислению суммы авансового платежа по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что результат этого процесса придется делить в зависимости от (пп. 1, 2 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ):

  • мест, где находится имущество;
  • видов облагаемых налогом объектов;
  • установленных для этих видов ставок налога;
  • вариантов применяемых льгот.

Эти обстоятельства определят необходимость:

  • создания отчетов, предназначенных для разных ИФНС;

С 2020 года организации вправе отчитывать по нескольким объектам в разных регионах в одну налоговую.

  • разнесения имущества по разным разделам отчета;
  • создания нескольких листов одного и того же раздела, в т. ч. это может потребоваться в отношении одного и того же объекта;
  • суммирования результатов расчета, относящихся к одной и той же местности, для отражения итоговых сумм начислений.

Разнесение по разным разделам предопределено, в первую очередь, базой, от которой рассчитывается налог. Такой базой может оказаться либо средняя (среднегодовая) стоимость (в общем случае), либо кадастровая (для недвижимости определенных видов или определенной принадлежности).

Как рассчитать налоговую базу по средней (среднегодовой) стоимости

Понятие средней стоимости применимо только в отношении имущества, имеющегося в отчетном периоде (п. 4 ст. 376 НК РФ). Для расчета за год она называется среднегодовой (средней за год). Но принципы определения средней и средней за год стоимости одинаковы. Делается такой расчет по всем налогооблагаемым объектам в целом без выделения из их перечня конкретных единиц. До его выполнения из общего списка имущества исключают то, которое:

  • не считается объектом для обложения налогом (п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • освобождено от налога (ст. 381 НК РФ);
  • облагается от иной базы (ст. 378.2 НК РФ);
  • относится к капвложениям в некоторые объекты, осущественным в период с 01.01.2010 по 31.12.2024 (п. 6 ст. 376 НК РФ).

С 01.01.2019 налогом не облагается движимое имущество. Но информацию о нем нужно отображать в годовой декларации.

Вычисляют среднюю (среднюю за год) стоимость облагаемого налогом имущества с использованием сведений о его остаточной стоимости, определяемой на первые числа каждого из месяцев расчетного периода и на первое число месяца, наступающего вслед за этим периодом. То есть в расчете будет задействовано то количество показателей этой стоимости, которое на 1 превышает число месяцев расчетного периода. И на это количество показателей нужно будет поделить сумму всех значений остаточной стоимости, участвующих в вычислении, чтобы получить величину средней (средней за год) стоимости за расчетный период.

Например, для расчета за 1-й квартал потребуется 4 значения остаточной стоимости (обозначим их буквами):

  • на 01 января — a;
  • на 01 февраля — b;
  • на 01 марта — c;
  • на 01 апреля — d.

Тогда средняя стоимость за 1-й квартал определится по формуле:

Сср = (a b c d) / 4.

Причем даже в том случае, если имущество на какую-то (какие-то) из дат отсутствует или его остаточная стоимость имеет нулевое значение, этот показатель все равно участвует в расчете. То есть в сумму стоимости входит и нулевая ее величина, а в числе, соответствующем количеству показателей за период, учитывается и эта единица с нулевым значением стоимости.

Нюансы определения базы по кадастровой оценке

Налоговая база, зависящая от кадастровой оценки, возникает применительно к недвижимым объектам, имеющим вполне конкретное назначение (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), после того как в субъекте РФ:

  • утверждены итоги по оценке такой стоимости;
  • принят закон о порядке формирования базы для расчета налога по этим объектам;
  • обнародован не позднее начала очередного года список объектов, попадающих под обложение от такой базы.

В случае соблюдения всех этих условий соответствующий объект в наступившем году имеет базой для обложения налогом кадастровую оценку, утвержденную для него на начало этого года. В течение всего года величина этой базы не меняется (п. 15 ст. 378.2 НК РФ), но может уменьшаться за счет льгот, введенных региональным законом.

Налог от кадастровой оценки придется считать отдельно в отношении каждого из таких объектов, применяя соответствующие коэффициенты, учитывающие:

  • долю владения — когда налогоплательщик является владельцем только части объекта, имеющего базой кадастровую оценку (п. 6 ст. 378.2 НК РФ);
  • долю местонахождения — когда объект располагается одновременно в двух (или нескольких) субъектах РФ (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Объект, вошедший в список подлежащих обложению налогом от кадастровой оценки (при условии, что он не относится к имуществу иностранной организации), уже никогда не попадет в базу, зависящую от средней (средней за год) стоимости (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Алгоритм расчета авансовых платежей по налогу на имущество

Несмотря на разницу в базах налогообложения, сумму аванса, причитающуюся к уплате за очередной отчетный период, рассчитывают по единой формуле: как ¼ произведения базы налогообложения на ставку налога (подп. 1 п. 12 ст. 378.2, п. 4 ст. 382 НК РФ).

То есть для средней стоимости расчет аванса окажется таким:

Аср = Сср × СНср / 4,

где:

Аср — величина авансового платежа, рассчитанная для средней стоимости;

Сср — средняя стоимость имущества за отчетный период;

СНср — ставка налога, действующая для базы, рассчитанной от средней стоимости.

А аванс от кадастровой оценки рассчитается так:

Акад = Скад × СНкад / 4;

где:

Акад — величина авансового платежа, рассчитанная от кадастровой стоимости;

Скад — кадастровая стоимость имущества, установленная на начало расчетного года;

СНкад — ставка налога, действующая для базы, представляющей собой кадастровую оценку.

Ключевые положения приведенного алгоритма закреплены в ст. 382 НК РФ, предписывающей соблюдать ряд правил в части имущества, базой для обложения которого налогом служит кадастровая оценка. Совместное прочтение ст. 378.2 и 382 НК РФ позволяет к числу этих правил отнести такие:

  • если кадастровая оценка на начало года не сделана или такая стоимость устанавливается впервые в текущем году, то базой для объекта в нем будет служить среднегодовая стоимость (подп. 2 п. 12 ст. 378.2);
  • если право, обязывающее к уплате налога (собственность или хозяйственное ведение), на объект, имеющий кадастровую оценку, возникло или утрачено в расчетном периоде, то при определении базы учитывается коэффициент, равный отношению числа полных месяцев наличия права, обязывающего к уплате налога, к общему количеству месяцев в периоде расчета (п. 5 ст. 382). При этом полным окажется месяц, в котором права на имущество возникли до 15-го числа или утрачены после 15-го числа.

Рассчитанная по формуле сумма аванса может быть уменьшена на величину льготы, если в регионе установлена такая, которая позволяет снижать величину самого налогового платежа.

Итоги

Необходимость начисления авансов по налогу на имущество устанавливается законодательством того субъекта РФ, в котором находится объект налогообложения. Если авансы в регионе предусмотрены, то их нужно перечислить в бюджет в установленный регионом срок. Авансовый расчет по ним подавать не нужно. Формула, по которой рассчитывается величина аванса, не зависит от вида налоговой базы, но используется с особенностями, установленными для применения в отношении объектов, оцениваемых по кадастровой стоимости.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • АнфисаП

    самая моя не любимая декларация, бррр,