Кадры

Фальшивые документы и другие попытки обмана работодателей. Как распознать?

В работе кадровика предъявление работниками фальшивых документов (документы об образовании, трудовая книжка и т.д.) — не такая уж редкость. Расскажу несколько случаев из своей практики.
Фальшивые документы и другие попытки обмана работодателей. Как распознать?

В работе кадровика предъявление работниками фальшивых документов (документы об образовании, трудовая книжка и т.д.) — не такая уж редкость. Расскажу несколько случаев из своей практики.

Поддельный диплом как повод для увольнения

Компания хотела уволить работника, который не выполнял свои должностные обязанности. Работодатель долго попытался договориться об увольнении по соглашению сторон, но у работника оказались непомерные аппетиты, которые компания не могла удовлетворить.

Затем была попытка провести сокращение, но оказалось, что работник является единственным кормильцем в семье и не может быть сокращен. Поводов для дисциплинарного увольнения не было.

После мозгового штурма кадровикам пришла мысль проверить его диплом. Отправили соответствующий запрос в учебное заведение. Оказалось, что он никогда в нем не учился. После этого уволить его не составило труда.

Запись в трудовой «по дружбе»

Парикмахерская принимала на работу стилиста, которая рассказывала о долгой и успешной работе в одной сети салонов красоты. По просьбе кадровика она предъявила трудовую книжку, в которой действительно была запись о работе в салоне.

Следуя стандартной процедуре, кадровик обратился за рекомендациями в этот салон. Оказалось, что работница никогда в нем не работала.

После разбирательств оказалось, что она была подругой предыдущего кадровика, который и оказал ей такую услугу.

Фальшивые больничные

Предъявление фальшивых больничных — не редкость, поэтому кадровики так ждут грядущего перехода на электронные больничные. Поддельные больничные могут отличаться качеством бланка, цветом, фактурой. Для выяснения достаточно обратиться с письменным запросом в медицинское учреждение для подтверждения выдачи больничного. Именно так я и поступала, работая начальником отдела кадров.

Гораздо сложнее выявить обман, когда работник фактически не болел, но договорился со знакомым врачом о выдаче листка нетрудоспособности или листка по уходу за ребенком, например, при незначительном недомогании. Неоднократно слышала о таких вариантах в конфиденциальных беседах, уже будучи независимым консультантом. Работодателю доказать фиктивность такого больничного нелегко.

Например, однажды работодатель смог доказать это тем, что работник фактически не болел, так как его не было в городе на время больничного. Он это выяснил, отследив его корпоративный телефон, который был при нем в поездке.

Подтасовка количественных показателей

Нередки случаи обмана у материально ответственных лиц, которые желают скрыть свои хищения и указывают в документах необходимое количество имущественных ценностей, которое не соответствуют действительности. Такой обман легко вскрыть инвентаризацией.

Например, кассир в торговой организации принимала наличность и оформляла соответствующую отчетность. Когда она уходила в отпуск, оказалось, что в кассе недостача. Она объяснила это тем, что ей не хватало на билет в отпуск, она «заняла» в кассе и собиралась вернуть «с зарплаты», но не успела.

Как показывает практика, у работодателей далеко не всегда получается взыскать причиненный работником ущерб из-за неправильно оформления документов (договора о материальной ответственности, документов по инвентаризации и т.д.).

Недостоверные отчеты

Предоставление руководству недостоверных отчетов — также частый случай обмана. Чаще своего его причины в страхе перед начальством за плохие новости, нежелании делать ненужный (с точки зрения работника) и затратный по времени отчет, недостаточной квалификации для составления отчета (в связи с чем работник проставляет произвольные цифры).

Так, один из моих клиентов рассказывал, что в компании был риск не выполнить план продаж, но так как в организации был авторитарный руководитель, никто не решался проставлять в отчете о количестве встреч с клиентами реальные цифры (этих встреч было намного меньше, чем указывалось). И руководитель, видя большое количество встреч, надеялся на выполнение плана.

Конечно, в итоге выяснилось, что план не выполнен. Но руководитель думал, что проблема в неэффективных переговорах, хотя проблема была в том, что работники не могли выйти на потенциальных заказчиков и назначить встречи с ними.

Начать дискуссию