С 1 июля ФНС начала выдавать бесплатные электронные цифровые подписи. И с этим не все так просто. Рассказываем, что важно знать на сегодняшний день.
1 января 2022 года заканчивается срок действия квалифицированных электронных подписей, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами. И ответственность за выдачу новых — бесплатных — сертификатов ЭЦП с нового года ляжет на плечи УЦ ФНС.
Кто и кому будет выдавать новые сертификаты?
Удостоверяющие центры ФНС с 1 января будут выдавать электронные подписи организациям, ИП и нотариусам. Себе в помощь налоговая отберет доверенных лиц из числа аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ). Они также смогут выдавать ЭЦП юридическим и физическим лицам по доверенности от УЦ ФНС.
«Физикам» для получения электронной подписи еще можно будет обращаться в обычные аккредитованные удостоверяющие центры. Сейчас на сайте Минцифры размещен список, в который вошли 511 АУЦ по всей России.
По задумке ФНС, электронная подпись должна стать универсальной для разных целей: ее можно будет использовать для подписания любых электронных документов, для получения всех государственных и коммерческих услуг. Сейчас же, к примеру, ЕГАИС просит одну подпись, Росреестр — другую.
В 2022 году к списку аккредитованных удостоверяющих центров присоединятся Казначейство и Центробанк. Казначейство будет оформлять электронные подписи для госслужащих, Центробанк — для финансовых организаций.
Сейчас, до 31 декабря, проходит переходный период, во время которого АУЦ могут выдавать ЭЦП не только физлицам, но еще организациям и ИП. Цель переходного периода — избежать создания коллапса в работе УЦ ФНС и не вызывать толкучки.
Налоговики уже в мае начали заботливо обзванивать предпринимателей и предлагать им скорее записаться на получение ЭЦП, чтобы потом в июле не томиться в очередях. Правда, наши читатели заботу не оценили и только напряглись. К тому же, налоговая тогда сама с трудом отвечала на вопросы и не знала, через какое время снова придется менять ЭЦП.
Почему вообще налоговая решила заняться выдачей сертификатов ЭЦП?
В последние годы участились случаи махинаций с электронными подписями: например, мошенники вместо бухгалтера подают уточненку по НДС в сумме, превышающей прошлогоднюю выручку, сдают декларацию за компанию (и компания теряет деньги). Да и вообще случаи обнуления деклараций случаются всё чаще.
Один из вариантов, как злоумышленник может завладеть ЭЦП, — через недобросовестный удостоверяющий центр или отдельных сотрудников, которые сделали дубликат ключа и продали недоброжелателям компании.
При этом за злодеяния мошенники оставались практически безнаказанными: только в этом году МВД предложило ввести уголовную ответственность за преступления с электронной подписью. Предполагается, что за неправомерное владение КЭП мошеннику будет грозить наказание — от 100–300 тысяч рублей штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.
В этом контексте передача госструктуре такой важной миссии выглядит весьма логично. К тому же, эксперты считают, что переход права выпуска ЭЦП к ФНС — однозначно хорошая идея, поскольку это «обеспечит дополнительный контроль за выпуском ЭЦП со стороны госорганов и даст уверенность в надежности цифровой подписи».
Звучит хорошо, так в чем проблема?
Вся эта история вылилась в очередную головную боль для бизнеса и вызвала нервный тик у бухгалтеров: все еще не ясно, как будет проходить электронный оборот с новыми ЭЦП, как на изменения среагируют сервисы отчетности и как вообще изменится стоимость подключения к ним.
Вместе с этим остался не разрешенным вопрос, будут ли действовать ключи, полученные у прошедшего аккредитацию центра, до конца срока или только до 1 января 2022 года. Проблема в том, что ранее в информации по пилотному проекту для спецоператоров содержалась информация, что после переаккредитации их подписи будут действовать до истечения срока действия ключа.
То есть получалось, что если в декабре оформить ключ на 15 месяцев у коммерческого спецоператора, то она будет действовать до 2023 года. Это бы позволило обеспечить плавность перехода к КЭП ФНС. А в конце мая вышло письмо, в котором был обозначен срок окончания действия подписей коммерческих УЦ — 1 января 2022 года. Но изначально такое требование касалось только тех спецоператоров, которые не прошли переаккредитацию.
Поэтому, если налоговая не придумает никаких новых правил, с нового года в любом случае нужно будет получать подпись ФНС, даже если ваша удостоверяющая организация прошла аккредитацию. Но это правило не касается физлиц — для них срок действия новых электронных подписей не ограничен 1 января.
А вот юрлица и ИП, у которых закончился срок действия подписи после 1 июля, могут получить новую двумя способами:
- либо бесплатно в УЦ ФНС (и тогда действовать подпись будет 15 месяцев);
- либо платно через коммерческий УЦ из списка аккредитованных. В последнем случае ЭЦП будет действительна только до конца года.
Если срок действия вашей подписи, оформленной ранее, еще не подошёл к концу, не спешите менять ее на новую — до 1 января она точно будет действовать (если ее действие не закончится раньше).
Какие необходимы документы и как можно получить новую электронную подпись, на «Клерке» писали в этом материале.
Не верь глазам своим
Бесплатные ЭЦП — бесплатны условно. За носитель всё равно придётся платить самостоятельно. А записываться ЭЦП будет на только на определенные токены, стоимость которых уже выше 1 500 рублей.
УЦ ФНС поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
Помимо этого, может понадобиться лицензия «КриптоПро» для создания и проверки электронной подписи, для обеспечения юридической значимости электронных документов. Средняя стоимость такой лицензии — от 1 до 2 тысяч рублей, хотя сейчас, по некоторым сведениям, уже несколько дороже.
Так что, как верно заметили наши читатели, бесплатная подпись — только в фантазии законодателей.
Комментарии
7Полный бред. Сейчас вопросов больше чем ответов, ни один из источников информации не даёт однозначного ответа. Контур и Тензор прямо говорят, что переаккредитовались , и их подписи будут действовать и после 01.01.2021, и ничего не изменится, налоговая в своих рассылках твердит о том, что ничего про переаккредитацию не знает и после 01.01.2021 только к ним.
На личном приёме в налоговой инспектор прямо сказала - вообще ничерта не знаю, отстаньте, будет видно к концу года
Информация о действии в 2022 году ЭЦП, выданных переаккредитованными УЦ, была актуальна до конца мая, а после ФНС разъяснили, что подписи ВСЕХ коммерческих УЦ будут действовать до 31.12.2021 включительно. И на текущий момент последнее утверждение не опровергали.
Почему все, за что берётся государство, превращается в тыкву?
Мне один чинуша так сказал: "Куда электорат не целуй, все равно в ...опу попадешь". Вот оно - отношение к нам, Вас еще что-то удивляет?
Копия сертификата на б/у носитель, распечатанная с сайта, налоговую устраивает?
Если в вашей инспекции более или менее продвинутые сотрудники, то и копия не нужна.
Главное, чтобы сама модель носителя была сертифицирована.