ЭДО

Как внедрить ЭДО и мобильные электронные подписи, и зачем это нужно

Центр обслуживания металлургической компании развивает не только внешний и внутренний ЭДО, но и внедрил мобильную электронную подпись для сотрудников. Правда, для этого пришлось купить дополнительные телефоны. Разберемся, какова эффективность проекта.
Как внедрить ЭДО и мобильные электронные подписи, и зачем это нужно

Центр обслуживания металлургической компании развивает не только внешний и внутренний ЭДО, но и внедрил мобильную электронную подпись для сотрудников. Правда, для этого пришлось купить дополнительные телефоны. Разберемся, какова эффективность проекта.

Внешний ЭДО

Внешний ЭДО  в компании состоит из двух направлений – входящих документов по закупке МТР и услуг, и исходящих сбытовых документов. Исходящие документы, как правило, переводить в электронный вид проще: условия поставки продукции зависят от компании, к тому же многие покупатели уже внедрили ЭДО или готовы к переходу на электронный документооборот.

С входящими документами сложнее. Тут все строится на взаимном интересе и диалоге. В первую очередь переводятся в электронный вид документы компаний, с которыми у компании значительный документооборот. Благодаря этому постепенно и планомерно увеличивается доля внешних документов в электронном виде.

Доля получаемых от контрагентов цифровых документов с января 2019 г. по декабрь 2020 г. выросла с 32 % до 76 %, то есть более чем в 2,5 раза. Цель компании – получать от контрагентов не менее 95 % цифровых документов.

В декабре 2020 года стартовал проект по переводу в электронный вид заключаемых компанией договорных документов.

Внедрение электронных договоров позволяет:

  • ускорить бизнес-процессы; 
  • обеспечить прозрачность документооборота;
  • снизить затраты на формирование и хранение договоров;
  • исключить риск изменения договорного документа контрагентом.

Доля внешних электронных договорных документов (без внутригрупповых договорных документов) в феврале 2021 года составляла 16 %, цель компании  – достичь 40 % в декабре этого года.

Внутренний ЭДО

Если в области внешнего документооборота компания идёт по пути перевода каждого контрагента на ЭДО, то перевод внутренних первичных учетных документов в цифровой вид происходит по видам документов. Начали этот перевод с наиболее распространенных видов документов, требующих больших трудозатрат по их обработке.

Сначала анализируется процесс формирования документа, вносятся в него изменения, чтобы убрать лишние шаги – «петли». Изучается возможность сокращения количества согласующих лиц, на каком шаге наиболее удобно формировать документ и т.д. Каждая форма документа требует проработки, изменения, технической разработки в части электронного подписания.

Это кропотливая работа, и перевод в ЭДО внутренних документов идёт не так быстро. Но нарабатывается определенный алгоритм цифровизации и каждый последующий документ переводить в электронный вид становится проще.

На сегодняшний день в электронный вид в компании переведены следующие виды внутренних документов:

  • акт на списание;
  • акт на списание нормируемых материалов;
  • акт о выполненных объемах работ;
  • акт оприходования лома и отходов черных и цветных металлов;
  • акт перевода МПЗ (изменение аналитических признаков);
  • акт приема-передачи имущества на хранение;
  • приходный ордер;
  • требование-накладная;
  • формы производственных отчетов.

В ближайшее время в электронный вид будут переведены сменный рапорт и инвентаризационные документы.

Эффект от перевода внутренних документов в электронный вид состоит не только в снижении трудозатрат и расходов на канцтовары, но и в том, что сам процесс согласования, подписания и обработки информации становится намного проще и быстрее.

Пока доля внутренних цифровых документов компании составляет 40 %. Целевой показатель на ближайшие годы – 95 %.

Виды электронных подписей для внутренних документов

В компании для подписания внутренних документов используются два вида подписей – мобильная электронная подпись и простая электронная подпись.

Мобильная электронная подпись. Компания одной из первых в России внедрила мобильную электронную подпись (МЭП), позволяющую осуществлять подписание электронных документов при помощи расположенного на SIM-карте приложения. МЭП является усиленной квалифицированной электронной подписью.

Этот инструмент может использоваться на личном мобильном телефоне, и изначально обсуждался именно этот вариант. Но выяснилось, что сотрудники опасаются потерять телефон и электронную подпись. В итоге для МЭП используются дополнительно закупленные телефоны. Сотрудник получает на телефон push-уведомление с полными реквизитами подписываемого документа и просьбой подписать его. Далее он проверяет документ в учетной системе, и, в случае отсутствия замечаний, подписывает документ, вводя специальный пароль на своем телефоне. Удостоверяющий центр проверяет запрос и одобряет его.

Преимущества подхода в том, что это быстро, удобно и не требует дополнительных настроек или установки специального программного обеспечения на рабочем компьютере. На любой рабочей станции, вне своего рабочего места, сотрудник может просмотреть необходимый документ и подписать его с помощью мобильной подписи.

Простая электронная подпись. Этот вид подписи используется для документов, не связанных с материальной ответственностью, например, итоговые ведомости инвентаризации, производственные отчеты и т. п. Подписание электронного документа такой подписью осуществляется работником путём выполнения команды подписания в интерфейсе информационной системы.

Оценка эффективности внедрения ЭДО

Основные показатели оценки эффективности перехода на электронный документооборот – это снижение трудозатрат (экономия FTE) и расходов на оформление и хранение документов (тыс. рублей). Проект по переходу на внешний ЭДО в 2020 г. позволил сэкономить 5 FTE трудозатрат и 90 тыс. рублей на канцтоварах, на внутренний ЭДО – 8 FTE и 30 тыс. рублей соответственно.

При этом следует понимать, что фактическая экономия трудозатрат более существенна, чем расчетная, поскольку учитывается среднее время подписания того или иного документа, а по факту на подписание одного бумажного документа может потребоваться 2 минуты, а другого – 30 минут.

Что касается сроков окупаемости проекта по переходу на ЭДО, то внешний ЭДО окупился буквально за несколько месяцев – затраты на внедрение невелики и не увеличивались по мере роста объема. Внутренний ЭДО окупился примерно за полгода. Работа была более сложной, требовала анализа и разработки ПО под каждую форму, а также закупки МЭП после внедрения новых цифровых форм, требующих вовлечения в процесс сотрудников, не обладающих МЭП.

Советы коллегам, которые находятся в начале процесса перехода на ЭДО

  1. «Есть слона по частям». Начинать с простого, делать небольшие успешные шаги.
  2. Один за всех и все за одного. Работать с группой единомышленников. Так легче преодолеть сопротивление, не опустить руки. Совместно творчески подходить к поиску решения возникающих проблем.
  3. Ничего не бояться и двигаться вперед. Начните, и результаты не заставят себя ждать!

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.