Раньше оценка профрисков не регламентировалась. Но сейчас утверждены поправки в раздел Х ТК РФ об охране труда. Нужно успеть многое исправить до 1 марта 2022 года. Какие документы подготовить и как провести оценку рисков?
С 1 марта 2022 г. начнёт действовать новая редакция ТК РФ, и в ней, в частности, появится требование проводить оценку профессиональных рисков. Причем создать такую систему управления рисками уже давно требует ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.
Более того, согласно Приказу Минтруда от 21 марта 2019 г. N 77, ГИТ при проверках уже спрашивает у работодателей о такой системе.
Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью сотруднику из-за воздействия вредных и опасных факторов при исполнении обязанностей. Развеем пять основных заблуждений о том, что оценка не нужна. Считают, что:
- оценка профрисков — дело добровольное;
- все требования положения о системе охраны труда соблюдать необязательно;
- если в компании нет производства (офисная), то оценка профрисков не нужна;
- оценка профрисков и спецоценка условий труда — одно и то же;
- закон не требует информировать работников об уровне рисков.
Итак, первое. Оценка нужна всем, и она позволит ответить на главные вопросы:
- какие опасные события могут случиться;
- каковы могут быть их последствия;
- какова вероятность возникновения;
- какие факторы могут снизить их риск.
Исходя из этого, можно организовать охрану труда так, чтобы предотвращать несчастные случаи и заболевания работников.
И, как всегда, вопрос: как это оценивать?
Сегодня есть четыре группы методов:
- вероятностные;
- аналитические;
- статистические;
- и на основе опросов и чек-листов.
Кроме того, есть и комбинации подходов: качественная оценка методов, смешанная методика и т.д. А указанный выше ГОСТ — вообще о 40 методах оценки риска. Проблема в том, что закон никак не регламентирует, что и как вам надо применять.
Но если этого не сделать, последствия не заставят себя ждать: низкая производительность труда, травмы, демотивация, репутация и т.д. Да и сами санкции от надзорных органов вряд ли обрадуют.
Это штраф до 30 тыс. рублей для должностного лица и до 150 тыс. — для компании. Причем нарушение будут считать по каждому работнику, в отношении которого найдено нарушение.
Поэтому действовать все равно придется самим. Как?
Лучше всего для начала провести аудит документов, затем определить источники риска.
Зафиксировать их и указать, что вы будете делать для их снижения, обязательно надо в документах — в положении об охране труда или отдельном локальном акте. И как вы будете проводить саму оценку — решать тоже вам: ее можно делать самостоятельно или привлечь стороннюю организацию. Закон на этот счет тоже ничего не говорит.
Начать дискуссию