Вещи, которые компания использует в своей деятельности, она может продать. Например, остатки материалов, не списанные в производство или морально устаревшие станки. О том, какие «сюрпризы» может преподнести «реализация» амортизируемого имущества, расскажем в нашей статье.
«Налоговую» выручку от продажи объекта основных средств, уменьшают:
– остаточная стоимость проданного объекта;
– расходы по продаже.
Как известно, остаточная стоимость – это разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией.
Бывает, что первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете различается. Или амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете начисляют по-разному. Обратите внимание: в расчете остаточной стоимости объекта участвует именно «налоговая» первоначальная стоимость и «налоговая» амортизация.
Пример
ЗАО «Актив» продает здание за 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Первоначальная стоимость здания – 740 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 60 000 руб.
Расходы по регистрации договора купли-продажи здания у нотариуса составили 18 000 руб. Для поиска покупателя объекта «Актив» привлек посредническую фирму. Стоимость услуг посредника равна 30 000 руб. (без учета НДС).
Расходы от продажи здания отражают так:
- в бухгалтерском учете – как операционные расходы в сумме 728 000 руб. (740 000 руб. – 60 000 руб. + 18 000 руб. + 30 000 руб.);
- в налоговом учете – как расходы по продаже объекта в сумме 680 000 руб. (740 000 руб. – 60 000 руб.) и прочие расходы в сумме 48 000 руб. (18 000 руб. + 30 000 руб.).
Обратите внимание: если, продав объект, вы получили убыток, то он уменьшает налогооблагаемую прибыль не единовременно, а равномерно в течение определенного периода. Этот период рассчитывают так: из срока полезного использования основного средства вычитают фактический срок его эксплуатации (п. 3 ст. 268 НК).
Пример
ЗАО «Актив» продает деревообрабатывающий станок за 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Первоначальная стоимость станка – 120 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 40 000 руб.
Срок полезного использования станка – восемь лет. В «Активе» его эксплуатировали три года.
Убыток от продажи станка составил:
59 000 руб. – 9000 руб. – (120 000 руб. - 40 000 руб.) = 30 000 руб.
Этот убыток нужно списывать равномерно в течение 5 лет (8 – 3).
Ежемесячно «Актив» может уменьшать прибыль на 500 руб. (30 000 руб. : 5 лет : 12 мес.).
Если вы определяете доходы и расходы кассовым методом, отразить в налоговом учете можно лишь те затраты, которые оплачены поставщику (подрядчику, исполнителю и т.п.). Так, например, если фирма еще не рассчиталась за выбывающий объект с продавцом, то учесть его стоимость в составе «налоговых» расходов она не вправе.
Как продать нематериальноеРасходы по продаже нематериальных активов уменьшают выручку от их реализации.
А можно ли включать в расходы их остаточную стоимость? Если речь идет о бухгалтерском учете, то, разумеется, да (п.11 ПБУ 10/99). Что касается налогового учета, то прямого ответа на вопрос, можно ли относить эту стоимость на затраты, Кодекс не дает.
Обратимся к пункту 1 статьи 268 Налогового кодекса. Здесь сказано, что фирма может уменьшить доход от продажи амортизируемого имущества на его остаточную стоимость, «определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса». В пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса речь идет о расчете остаточной стоимости основных средств, и ни слова не сказано про нематериальные активы. Получается, что учесть остаточную стоимость проданных нематериальных активов в составе «налоговых» расходов не удастся.
Однако можно рассуждать и по-другому. Можно предположить, что «отсылая» нас к пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса, законодатели имели в виду лишь методику расчета остаточной стоимости амортизируемого имущества. Ведь специального пункта или абзаца, посвященного расчету остаточной стоимости нематериальных активов, в Кодексе нет.
Разумеется, сотрудникам налоговой службы выгоднее трактовать норму пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса буквально. Поэтому не исключено, что они запретят учитывать остаточную стоимость проданных нематериальных активов в составе «налоговых» затрат.
Значит, продавая объект НМА, выбирайте один из двух вариантов:
– отнести остаточную стоимость объекта на расходы и приготовится к спору с налоговиками;
– не включать эту стоимость в состав затрат, и тем самым обезопасить себя от возможных претензий со стороны инспекторов.
Отметим: арбитражной практики по данному вопросу пока еще нет.
Пример
На балансе ЗАО «Актив» в составе нематериальных активов числится исключительное право на изобретение, подтвержденное патентом. Первоначальная стоимость этого нематериального актива – 100 000 руб., сумма начисленной амортизации – 30 000 руб. Остаточная стоимость патента составила 70 000 руб. (100 000 руб. – 30 000 руб.)
По лицензионному договору, «Актив» продал исключительное право на изобретение фирме «ТехИнвест». Сумма сделки составила 96 000 руб. (без НДС).
Лицензионный договор заверили у нотариуса. Стоимость его услуг составила 3000 руб.
Вариант 1. Бухгалтер включил остаточную стоимость исключительного права в состав «налоговых» расходов.
Расходы от продажи нематериального актива отражают так:
- в бухгалтерском учете – как операционные расходы в сумме 73 000 руб. (70 000 руб. + 3000 руб.);
- в налоговом учете – как расходы по продаже нематериального актива в сумме 70 000 руб. и прочие расходы в сумме 3000 руб.
Финансовый результат от продажи исключительного права на изобретение и в бухгалтерском и в налоговом учете составил:
96 000 руб. – 73 000 руб. = 23 000 руб.
Вариант 2. Бухгалтер не учел остаточную стоимость исключительного права в составе «налоговых» расходов.
Расходы от продажи нематериального актива отражают так:
– в бухгалтерском учете – как операционные расходы в сумме 73 000 руб. (70 000 руб. + 3000 руб.);
– в налоговом учете – как прочие расходы в сумме 3000 руб.
Финансовый результат от продажи исключительного права на изобретение составил:
– в бухгалтерском учете – 23 000 руб.
– в налоговом учете – 93 000 руб. (96 000 руб. – 3000 руб.)
Обратите внимание: если вы определяете доходы и расходы кассовым методом, отразить в налоговом учете можно лишь те затраты, которые оплачены поставщику (подрядчику, исполнителю и т.п.). Так, например, если фирма еще не рассчиталась за консультационные услуги по продаже объекта, то учесть их стоимость в составе «налоговых» расходов она не вправе.
Начать дискуссию