Ведение бизнеса

Что нужно учитывать предпринимателю при работе с маркетплейсами?

О неочевидных причинах разногласий между онлайн-площадками, поставщиками товаров и услуг и правилах работы с маркетплейсами расскажем в статье.
Что нужно учитывать предпринимателю при работе с маркетплейсами?

О неочевидных причинах разногласий между онлайн-площадками, поставщиками товаров и услуг и правилах работы с маркетплейсами расскажем в статье. 

По подсчетам Data Insight, маркетплейсы — один из самых быстрорастущих онлайн-каналов продаж в России. В 2020 году на крупных площадках продали товаров на сумму 721 млрд рублей.

При этом бизнес-модель маркетплейса (по-другому — торгового агрегатора) легализовали в России совсем недавно — в январе 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 250-ФЗ. Он направлен на защиту покупателей в правоотношениях с онлайн-площадками и поставщиками товаров и услуг.

По закону торговым агрегатором можно считать онлайн-площадку, которая выполняет три функции и дает возможность потребителю:

  • рассмотреть предложение о продаже товара/оказании услуги;
  • заключить договор купли-продажи товара/оказании услуги;
  • предварительно оплатить товар/услугу с помощью перевода денег площадке.

Таким образом, в формуле маркетплейса в сделке всегда принимают участие три стороны: поставщик, онлайн-площадка и покупатель. При этом взаимоотношения первых двух часто вызывают немало споров, так как у каждого агрегатора своя специфика и требования к продавцам. Рассмотрим подробнее, по каким вопросам у поставщика и площадки могут возникнуть разногласия.

Общие условия работы

В большинстве случаев торговые агрегаторы не работают с физлицами и самозанятыми. Чтобы продавать на маркетплейсе, предпринимателям необходимо регистрировать ИП или ООО и предъявлять на проверку соответствующий пакет документов.

Многие онлайн-площадки требуют от поставщиков регистрацию товарного знака. Она помогает защищать права самих продавцов и избежать пересечений с другими брендами. Часть агрегаторов (Ozon и др.) прописывает в правилах необходимость внедрения предпринимателями систем электронного документооборота.

От производителей, которые размещаются на маркетплейсах, площадки могут запрашивать специальные сертификаты (например, для конструктивно схожих с оружием изделий), маркировки и лицензии (на медицинские товары и др.).

Обычно маркетплейсы предлагают два формата сотрудничества.

1. «Витрина фулфилмент» — агрегатор предоставляет поставщику онлайн-площадку для размещения товаров, а также услуги складского хранения и обработки. В этом случае у маркетплейса должны быть собственные склады. Такая схема выгодна продавцам, у которых нет помещений для хранения — например, микро- и малому бизнесу. БОльшая часть российских агрегаторов работает по этой системе.

2. «Витрина доставка» — маркетплейс предлагает поставщикам онлайн-площадку для размещения товаров, но без функции хранения. В этом случае продавцу нужно держать продукцию на своих складах и самостоятельно доставлять покупателю заказ в пункт выдачи, либо передавать его в службу доставки агрегатора. Площадок, работающих по этой схеме, не так много. К ним относится, например, сервис Goods.ru, который за свой счет вывозит готовые заказы со складов поставщиков.

Обязанности, которые могут переноситься на поставщика

По закону, торговый агрегатор несет ответственность перед покупателем за:

1. Недостоверную информацию о поставщиках и их товарах/услугах. Маркетплейс обязан предоставлять покупателям актуальные данные и сообщать обо всех изменениях. На агрегатора возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений. Однако в некоторых случаях возможно освобождение маркетплейса от ответственности и ее перенос на поставщика товара/услуги. Например, если онлайн-площадка не изменяла информацию, но это сделал сам продавец, то возмещать убытки потребителю предстоит именно ему.

2. Нарушение условий доставки товара. В этом случае маркетплейс при обращении покупателя обязан в течение 10 дней вернуть сумму предоплаты. В частности, когда товар не доставлен в срок, и потребитель направил продавцу уведомление об отказе от товара и сообщил об этом агрегатору. Здесь стоит отметить, что по правилам многих площадок расходы на перемещение товара обратно на склад оплачивает поставщик. Однако если он предоставит агрегатору доказательства передачи товара покупателю, то последнему откажут в возврате предоплаты.

Конфликты по вине поставщика

Поставщики также обязаны сообщать покупателю и торговому агрегатору достоверную информацию о себе, условиях сделки и размещать ее на своих сайтах. Как правило, есть три популярные схемы, которые применяют недобросовестные продавцы:

  1. Предлагают приобрести товар/услугу не на маркетплейсе, а на своем сайте.
  2. Указывают в качестве способа доставки вариант самовывоза, но предлагают отправить товар через другие логистические службы.
  3. Предлагают оплатить заказ не через онлайн-платформу, а лично на карту.

В этих случаях агрегатор может не ограничиться предупреждением, а моментально разорвать контракт с поставщиком. Такая участь может постичь не только небольших производителей, но и предпринимателей с внушительным оборотом.

К примеру, «СДЕК-Маркет» в своем блоге на «Яндекс Дзен» описал случай, когда маркетплейс аннулировал контракт с крупным поставщиком, который продавал на площадке более 40 тысяч товаров. Для этого было достаточно единичного обращения покупателя, которому предложили оплатить заказ на карту по нерелевантной цене.

Особенности, которые нужно учитывать для предотвращения конфликтов

Условия работы с поставщиками у каждого маркетплейса свои. Площадки стремятся максимизировать прибыль и вводят собственные правила, к которым продавцам нужно быть готовыми. Так, по данным Data Insight, около 30% поставщиков недовольны ценовой политикой торговых агрегаторов. Причина в том, что ряд онлайн-площадок в правилах прописывают: в случае, если цена на товар будет ниже на другом маркетплейсе, то агрегатор без уведомления имеет право снять его с продажи или снизить цену за счет продавца.

Если по вине агрегатора продукт или упаковка повреждены, и клиент отказывается от покупки, то товар отправляют обратно на склад. Несмотря на то, что ответственность в этом случае должна лежать на маркетплейсе, такие перемещения по условиям многих площадок оплачивает поставщик.

В целом, среди минусов маркетплейсов многие отмечают политику одностороннего изменения условий договора. Если площадка корректирует правила работы, она нередко делает это без предупреждения, а оповещение приходит продавцу уже постфактум — в личный кабинет или на электронную почту.

Единственная рекомендация, которую можно дать в таких случаях — еще до заключения договора внимательно читать его условия, разъяснять у агрегатора возникающие вопросы и предлагать компромиссный вариант соглашения. Если агрегатор не готов корректировать правила работы с поставщиком, то можно обратиться на другую онлайн-площадку. Однако на практике условия диктуют маркетплейсы, и на компромисс намного чаще приходится идти продавцам. Большинство из них торгуют сразу на нескольких площадках и вынуждены подстраиваться под требования каждой.

Разбираться в правилах маркетплейсов и особенностях торгового законодательства порой непросто. Чтобы сэкономить время и минимизировать юридические и финансовые риски, можно обратиться за консультацией к профессиональному юристу с релевантным опытом.

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году