Условия предоставления скидок целесообразно закрепить в маркетинговой политике организации. Разберем подробнее с экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитором, членом РСА Анастасией Хрусталевой.
Исходная ситуация
На балансе организации числится дом отдыха (обслуживающее хозяйство). Организация продала другому юридическому лицу путевки с предоставлением скидки (так как объем единовременной продажи большой). Организация использует льготу по подпункту 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Каким образом отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
Ответ
В бухучете и в налоговом учете выручка от реализации путевок отражается за вычетом скидки. Саму сумму скидки отражать отдельно в бухгалтерском и налоговом учете не нужно.
В договоре возможно указание первоначальной цены (без скидки) и окончательной цены (со скидкой). Условия предоставления скидок целесообразно закрепить в маркетинговой политике организации или в Положении о скидках.
Обоснование ответа
В соответствии с пп. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, стороны вправе сформулировать в договоре условие о предоставлении скидки любым возможным образом. Так, например, в договоре возможно указание первоначальной цены (без скидки) и окончательной цены (со скидкой).
Бухгалтерский учет
В соответствии с пп. 6 и 6.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
В разделе III Рекомендаций аудиторам, приведенных в письме Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027, указано, что, если договором предусмотрено предоставление покупателю (заказчику) скидки при соблюдении им определенных договором условий, то продавец признает выручку по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки.
Ранее аналогичная позиция нашла отражение в письме Минфина России от 12.05.2014 N 07-01-06/22185.
Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, предназначен счет 90 «Продажи».
Еще больше важного для бухгалтера — работу со стандартами бухучета — разберем 20 августа на вебинаре «Нюансы применения ФСБУ 5/2019 «Запасы». Вебинар бесплатный, надо только записаться.
Учитывая приведенную выше позицию Минфина России, в рассматриваемом случае организация при предоставлении скидки на счете 90 отражает выручку за минусом предоставленных скидок.
Соответственно, саму сумму скидки отражать в бухгалтерском учете не нужно.
Налог на прибыль
Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ? в целях налогообложения прибыли выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/115).
С точки зрения налоговых последствий скидки можно разделить на те, которые являются элементом цены и предоставляются в момент отгрузки, и те, которые предоставляются после отгрузки, то есть когда поставщик либо возвращает покупателю часть денег, либо уменьшает задолженность покупателя.
В случае предоставления скидки в момент отгрузки налоговый учет операции реализации товаров ведется исходя из цены, указанной в отгрузочных документах с учетом скидки (ст. 248 НК РФ).
По мнению финансового ведомства, если договором предусмотрено предоставление скидки, которая закладывается при ценообразовании и сразу меняет цену, продавец признает выручку по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки (письма Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15669, от 10.03.2015 N 03-03-06/1/12303).
Таким образом, при предоставлении скидки в рассматриваемом случае доход от реализации в налоговом учете Общества будет определяться за вычетом суммы предоставленной скидки.
Скидки могут вызвать повышенное внимание налоговиков (письма ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63, Минфина России от 16.02.2010 N 03-11-06/3/22, от 17.08.2012 N 03-03-06/1/414).
Поэтому для подтверждения деловой цели и соблюдения требований ст. 54.1 НК РФ при предоставлении скидок целесообразно иметь в организации маркетинговую политику или Положение о скидках. Разные цены на путевки можно обосновать, например, объемом покупки (от определенного количества покупаемых путевок предоставляется скидка).
При отсутствии взаимозависимости сторон (как в рассматриваемом случае) цена сделки для целей налогообложения считается рыночной (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Следовательно, если продавец и покупатель не являются по отношению друг к другу взаимозависимыми лицами, то цена реализации товара, указанная в договоре купли-продажи (поставки), должна быть признана рыночной, если ФНС России не будет доказано обратное (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).
В п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2020) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020) указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Начать дискуссию