Налоговые проверки

Все о встречных проверках

Чем больше у организации покупателей и продавцов, тем больше вероятности, что она столкнется со встречной проверкой. Как правильно вести себя, чтобы не нанести вред своим контрагентам, а самим избежать налоговых штрафов, расскажет наша статья.

Чем больше у организации покупателей и продавцов, тем больше вероятности, что она столкнется со встречной проверкой. Как правильно вести себя, чтобы не нанести вред своим контрагентам, а самим избежать налоговых штрафов, расскажет наша статья.


Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

О встречных проверках говорится в статье 87 Налогового кодекса. Согласно ей, налоговики могут потребовать у контрагентов организации, которую они проверяют, любые документы, которые относятся к ее деятельности.

Единственное ограничение заключается в том, что проводить «встречки» инспекторы могут только в рамках выездной или камеральной проверки.

Как правило, налоговики организуют встречные проверки, если документы организации вызывают у них сомнения, например, не четко заполнены, много исправлений и т. д. Поэтому они хотят выяснить, осуществлялись ли в действительности отраженные в учете фирмы операции. Для этого налоговики сопоставляют документы проверяемой организации с бумагами ее партнеров и определяют, есть ли между ними расхождения.

Существуют ситуации, когда «встречки» неизбежны. Например, инспекторы должны проводить встречные проверки всех поставщиков экспортеров. К этому их обязывает внутренний приказ МНС от 3 сентября 2001 г. № БГ-14-03/106дсп.

Как проводят встречки

Контрагенты проверяемой фирмы могут находиться в других районах и городах. В этом случае инспектор направит запросы в налоговые инспекции, в которых эти фирмы состоят на учете.

Получив запрос, инспекции должны провести встречные проверки указанных контрагентов, а затем сообщить об их результатах запросившей стороне.

Если проверяемая организация и ее партнеры состоят на учете в одной инспекции, задача налоговиков значительно упрощается: они могут сами провести встречные проверки. Вероятнее всего, делать это будет тот же инспектор, который проводит основную проверку.

Порядок назначения и проведения встречных проверок в Налоговом кодексе не установлен. Поэтому налоговики действуют по общим правилам истребования документов, которые указаны в статье 93 Налогового кодекса.

Так, вначале инспектор составляет письменное требование с перечнем документов, которые контрагент проверяемой организации должен предоставить в течение пяти дней. Обратим внимание, что если он это не сделает, его оштрафуют на пять тысяч рублей. Если документы контрагент все равно не принесет, их могут изъять принудительно. Такое право налоговикам дает статья 94 Налогового кодекса.

Обычно налоговики вручают требование лично в руки, чтобы получить от организации подтверждение того, что она принесет запрашиваемые бумаги. Для этого они звонят по телефону, который указан в деле организации и просят бухгалтера прийти в налоговую инспекцию. Если инспектор не сможет дозвониться, он отправит требование по почте на юридический адрес организации. Поэтому, если этот адрес не совпадает с фактическим, фирме надо позаботиться о том, чтобы ей сообщали о приходящей корреспонденции. В противном случае она может не узнать о требовании, и будет оштрафована.

Но лучше всего будет, если налоговики все-таки смогут связаться с организацией по телефону. В этом случае бухгалтер может уточнить у них список необходимых документов, а также попросить дополнительное время на их предоставление. Как показывает практика, инспекторы довольно часто соглашаются на это. Поэтому, если у организации изменился номер телефона, ей надо сообщить об этом в налоговую инспекцию в отдел регистрации налогоплательщиков.

Организации, у которой запрашивают документы, в принципе ничего не грозит, так как проверяют не ее. Поэтому прятаться от налоговиков не имеет смысла. Единственное, что могут сделать налоговики, если найдут какие-либо нестыковки в полученных бумагах, – включить фирму в график выездных проверок на следующий квартал. Но бывает это не часто.

Как вести себя контрагенту

Получив требование от налоговиков, организации-контрагенту следует связаться с проверяемой фирмой. Прежде всего, чтобы убедиться, действительно ли у той идет камеральная или выездная проверка. Дело в том, что иногда налоговики проводят «встречки» до начала проверок, что незаконно.

Если же проверка действительно проводится, фирмам необходимо согласовать свои действия, и еще раз сверить запрашиваемые документы. Согласованные действия во время встречной проверки очень важны, так как если данные контрагента по каким-то причинам не совпадут с данными проверяемой фирмы, последствия для последней могут быть весьма нежелательными. Кроме того, фирма-контрагент также может попасть под подозрение своих налоговиков.

Правда, права инспекторов при встречных проверках не безграничны. Во-первых, они не могут не только изымать, но и требовать те документы, которые не связаны с проверяемой фирмой. Поэтому, если у организации-контрагента запросили лишние бумаги, она вправе отказать. Взыскать штраф через суд у налоговиков в этом случае, скорее всего, не получится (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/02-23).

Во-вторых, в требовании о предоставлении документов проверяющие должны указать конкретные бумаги, которые следует принести фирме-контрагенту. В противном случае штрафовать ее налоговики не имеют права (постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 14 мая 2001 г. № А42-4625/00-5).

Кроме того, довольно часто инспекторы просят представить не только документы, но и составить различные обобщающие таблицы. Тем самым они хотят переложить на фирму часть своей работы по анализу и проверке бумаг. Это требование можно проигнорировать: оштрафовать организацию налоговики не смогут, так как сводные таблицы документами не считаются. Но если составить такие таблицы для вас не сложно, попросите у проверяющих на это дополнительное время, которое вы сможете использовать с пользой для себя и своих партнеров по бизнесу.

Случается, что налоговики указывают в своем требовании сроки, которые составляют менее пяти дней с того момента, как фирма получила требование на предоставление документов. Такие действия тоже не законны, и взыскать штраф через суд проверяющие не смогут (постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/02-23). Не смогут они взыскать штраф через суд и в случае, если письменное требование вообще не было вручено или отправлено по почте. Без него организация не обязана нести документы в инспекцию.

Что делать проверяемой фирме

Если между документами проверяемой организации и бумагами ее контрагентов, по которым провели встречные проверки, нет расхождений, – все в порядке.

В противном случае проверяемой фирме следует продумать приемлемое объяснение расхождения. Например, можно сказать, что бухгалтер контрагента, у которого налоговики запрашивали документы, допустил арифметическую или техническую ошибку, потерял какие-то бумаги и т. д.

Правда, налоговики, скорее всего, все равно доначислят организации налоги, пени и штрафы, но доказать что-либо в суде им будет сложно. Согласно статье 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения в виновности фирмы должны трактоваться в ее пользу.

Еще одна ситуации, с которой может столкнуться проверяемая фирма – налоговики не смогли провести встречные проверки ее контрагентов, так как не нашли их. В этом случае организации также вряд ли что грозит. Любой суд скажет, что она не несет ответственности за своих поставщиков. Тому есть подтверждение в виде обширной арбитражной практики. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 24 сентября 2001 г. № А56-3855/01 или постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2003 г. № КА-А41/1306-03.

 

Начать дискуссию