Шмаков Роман Викторович, эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ
Несмотря на то что Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» был принят уже три года назад, для руководителей и бухгалтеров предприятий по-прежнему актуальны вопросы регистрации и применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Проблема осложняется тем, что на территории столицы действуют несколько отличные от общероссийских правила регистрации ККТ. В настоящей статье мы постараемся разобраться со сложившейся ситуацией.
По общему правилу при регистрации ККТ налоговые органы руководствуются Федеральным законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением» в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ, что в полной мере относится и к Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (далее – Порядок), утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах»1. ККТ должна ставиться на учет в том налоговом органе, в котором организация или индивидуальный предприниматель находятся на учете в качестве налогоплательщиков в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ и на контролируемой территории которого они производят наличные денежные расчеты, связанные с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг2. Согласно п. 2 Порядка организации и другие юридические лица, их филиалы и обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае проведения ими торговых операций или оказания услуг подают заявление по месту регистрации ККТ по утвержденной форме3. К заявлению прилагаются паспорта на подлежащую регистрации ККТ и договор о техническом обслуживании и ремонте в центре технического обслуживания или непосредственно на предприятии – изготовителе ККТ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов РФ.
Изменения и дополнения в Порядок РЕГИСТРАЦИИ ККТ С 1 июля 2004 года в заявлении о регистрации ККТ внесены изменения: п. 1 – ИНН/КПП, адрес согласно учредительным документам и место нахождения исполнительного органа организации; п. 2 введено упоминание индивидуального предпринимателя рядом с руководителем организации; п. 5 – вместо наименования филиалов и других структурных подразделений организации-налогоплательщики должны вносить наименования обособленных подразделений; п. 6 – в перечень необходимых данных о ККТ добавлены номера, пакет прикладных программ; для активных системных ККТ – разработчик; адрес, вид объекта торговли и вид объекта вместо адреса филиала (другого обособленного подразделения) с указанием мест расположения; п. 7 – список приложений дополнен журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ, паспортом версии ККТ, доверенностью. |
Однако налоговые органы г. Москвы внесли определенные изменения в порядок регистрации ККТ, закрепив их рядом приказов4. И если первый документ только слегка затрагивал форму заявления о регистрации ККТ, указывая на необходимость приложения журнала кассира-операциониста, то последующие нормативные акты изменили ситуацию более радикально. Так, Порядком регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговых органах г. Москвы, утв. Приказом Управления МНС РФ по г. Москве от 29.06.2004 N 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы», не только введена ссылка на ст. 4, 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, но и значительно увеличен объем сведений, указываемых налогоплательщиком в заявлении.
Изменения и дополнения в Порядок РЕГИСТРАЦИИ ККТ С 1 июля 2005 года в заявлении о регистрации ККТ налоговые органы столицы требуют также указывать: п. 1 – адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, данные о госрегистрации организации (индивидуального предпринимателя), регистрационный номер и дату внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП); п. 6 – версию модели ККТ, номер ЭКЛЗ, страну-производителя, фирму-изготовителя, дату и номер заключения договора с ЦТО; п. 7 – приложения дополнены договором аренды помещения, где предполагается установить ККТ (свидетельство на право обственности, договор о совместной деятельности или иные документы).
Приказ УФНС РФ по г. Москве от 02.06.2005 N 233 «О внесении изменений и дополнений в Приказ Управления МНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы» утвердил изменения и дополнения и в принятый порядок. Таким образом, налоговые органы г. Москвы достаточно основательно проработали вопрос о порядке регистрации ККТ. В итоге форма заявления и приложения к нему стала сильно отличаться от первоначальной, закрепленной в Порядке.
При этом:- п. 1 ст. 4. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ гласит: «Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации»;
- новые порядок и условия регистрации ККТ Правительством РФ не утверждены;
- Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий…» ссылается на утративший силу Федеральный закон от 18.06.1993 N 5215-1;
- п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 оговаривает, что Порядок устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации;
- Государственная налоговая служба РФ издала Приказ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
Два порядка регистрации ККТ – московский: прямо не прописан в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (или исходящих из него актах), хотя и ссылается на него; – общероссийский: связан с Федеральным законом от 18.06.1993 N 5215-1, никак не упоминает Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ и не признан утратившим силу, однако его применение в Москве вызывает сложности. |
Поэтому в настоящее время складывается весьма спорная ситуация: 1. Существует два порядка регистрации ККТ: общероссийский и московский. 2. Налоговые инспекции столицы требуют, чтобы регистрация ККТ проводилась на основании Приказа УФНС РФ по г. Москве от 02.06.2005 N 233. Однако документы других регионов упоминают прежний Порядок регистрации ККТ5. 3. Нет официального нормативного акта, который давал бы УФНС РФ по г. Москве полномочия в области разработки форм документов в указанной сфере.
Поскольку приказы Управления ФНС г. Москвы для нижестоящих налоговых инспекций являются обязательными, в установленном законом порядке не отменены вышестоящими органами государственной власти и не опротестованы в суде, то нам остается только порекомендовать хозяйствующим субъектам подавать заявление на регистрацию ККТ по форме, утвержденной Приказом УФНС РФ по г. Москве от 02.06.2005 N 233.
1) Письмо МНС РФ от 16.09.2004 N 33-0-11/584@
2) Письмо МНС РФ от 01.10.2004 N 33-0-11/608@
3) Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утв. Приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36
4) Приказ Управления МНС РФ по г. Москве от 14.02.2000 N 21 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовых машин на территории г. Москвы»; Приказ Управления МНС РФ по г. Москве от 29.06.2004 N 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы»; Приказ УФНС РФ по г. Москве от 02.06.2005 N 233 «О внесении изменений и дополнений в Приказ Управления МНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы»
5) Письмо Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу от 30.12.1998 N 04-07/16197; Письмо УФНС РФ по МО от 22.03.2005 N 23-18/105
Начать дискуссию