ФСБУ

Секреты оценочных обязательств

О том, как работать с обязательством при применении ФСБУ 5/2019 «Запасы», 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения», узнаете в этом материале. Периодически будем ссылаться на ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Секреты оценочных обязательств

В качестве классических оценочных обязательств принято считать оценочные обязательства по будущей оплате отпусков. Но для корректного учета нужны и другие обязательства.

О том, как работать с обязательством при применении ФСБУ 5/2019 «Запасы», 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения», узнаете в этом материале. Периодически будем ссылаться на ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Редкие оценочные обязательства

При покупке определенных видов долгосрочных активов организации должны ликвидировать эти активы по окончании срока их полезного использования и определить к восстановлению площадь, указанную под эти активы.

Согласно ФСБУ 5/2019 (подп. «г» п. 11), который применяется с начала 2021 г., оценочное обязательство по демонтажу ОС, утилизации и восстановлению окружающей среды включаем в фактическую стоимость запасов.

С начала 2022 г. вступает в действие ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Этот документ определяет, что когда компания обязана организовать демонтаж, утилизацию ОС, расходы по таким процессам возможно корректно оценить, а в бухгалтерском учете нужно признать оценочное обязательство, которое называется ликвидационным. Стоимость ликвидационного обязательства включают в фактические расходы на капвложения.

Нет необходимости признавать ликвидационное обязательство, если:

  • компания избежала расходов на приобретение актива;
  • расходы не способствуют уменьшению экономических выгод компании;
  • расходы не подлежат обоснованной оценке.

Если для работ по ликвидации негативного последствия создания ОС установлены сроки до окончания строительства или непосредственно после него, то их стоимость включают в фактические затраты на капитальные вложения в обычном порядке. Если невозможно определить срок работ, стоимость формируем способом создания оценочного обязательства.

Чтобы признать в бухгалтерском учете оценочное обязательство, нужно:

  • уточнить величину оценочного обязательства;
  • уточнить ставку дисконтирования;
  • посчитать приведенную стоимость оценочного обязательства;
  • сформировать соответствующие бухгалтерские проводки.

Как определить величину оценочного обязательств при ликвидации

Сумма обязательства определяется величиной планируемых расходов на устранение ОС и ликвидации негативных последствий для окружающей среды, с учетом уровня инфляции.

Момент исполнения обязательства определяем для каждого актива отдельно.

Обоснование оценки созданного обязательства оформляем документально (п. 16 ПБУ 8/2010).

Дисконтируем обязательство

Так как срок использования ОС превышает момент исполнения обязательства, в его изначальную стоимость необходимо включать дисконтированную (приведенную) сумму оценочного обязательства (п. 8, 20 ПБУ 8/2010, подп. «ж» п. 10 ФСБУ 26/2020).

Формула для определения коэффициента дисконтирования (приложение 2 к ПБУ 8/2010):

КД = 1: (1 СД)n,

где КД — коэффициент дисконтирования; СД — ставка дисконтирования; n — период дисконтирования оценочного обязательства в годах.

Для отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете используют счет 96 «Резервы предстоящих расходов». При приобретении ОС нужна проводка:

  • Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов».

Информацию об оценочном обязательстве, срок погашения которого составляет более 12 месяцев после отчетной даты, указываем в бухгалтерском балансе в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1430 «Оценочные обязательства». Стоимость обязательства, срок погашения которого составил менее 12 месяцев, — в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1540 «Оценочные обязательства».

При признании оценочного обязательства отражаем дисконтирование текущей стоимости обязательства для доведения его до планируемой стоимости.

Регулирование дисконтированной суммы обязательства за счет сокращения срока до погашения обязательства указывают в составе прочих расходов, обычно по строке 2330 «Проценты к уплате» Отчета о финансовых результатах.

По окончании каждого года необходимо уточнять обоснованность признания обязательства и его размер (п. 23 ПБУ 8/2010). По результатам уточнения обязательство изменяют: увеличивают, уменьшают, полностью списывают или оставляют без изменения.

Поскольку ликвидационное оценочное обязательство признается по приведенной (дисконтированной) стоимости, суммы его корректировок необходимо продисконтировать исходя из срока, который остался до исполнения обязательства. Исключение — ситуации, когда с момента корректировки до окончания срока остается не более 12 месяцев (п. 20 ПБУ 8/2010).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

10
  • Дополню, как определить ликвидационную величину: на основе фактических затрат; на основе данных других организаций о величине аналогичных обязательств, размещенных в открытых источниках (я применю такой способ); на основе оценки стороннего эксперта, если нет возможности определить сумму затрат другими методами.

  • Сергей Верещагин

    Это все, конечно, как говаривал дон Тамэо, очень благородно, только боюсь, что все эти оценочные обязательства придется определять товарищу бухгалтеру самостоятельно. Наши ФСБУ заточены под идеальную контору, где все указания бухгалтера производственникам важнее, чем приказы директора, и всю информацию он получает практически сразу. На деле же чаще всего на просьбу определить, что ликвидационную стоимость, что оценочное обязательство по ликвидации отходов производства (ФСБУ 5), бухгалтер услышит: - Голубушка, это тебе надо, вот ты и посчитай как-нибудь. А потом принесешь, и мы подпишем. утвердим и прочее. А нам некогда. Да, и премия когда будет?

    • dar2018

      Директор в этом должен быть в первую очередь заинтересован, если ему нужно, допустим, налог на прибыль заплатить меньше, или, допустим, собственнику прибыль по фин отчетности показать. А бухгалтеру главное объяснить ему, всех остальных пусть сам строит.

      • Сергей Верещагин

        Увы, это больше из области фантастики. Да и с прибылью мало что выйдет. ФСБУ эти только для бухучета, а налог на прибыль считаем по НК. Там пока все намного проще.

        • Джон Вокер

          Для множества директоров прибыль это то, что осталось на расчетном счете (в кассе) на конец месяца.

          • Сергей Верещагин

            Вот-вот! А то, что деньги эти - банковский кредит, или поставщикам по полгода не платится, это мелочи.

    • Екатерина

      Увы, но все часто именно так. Смотрела комментарии БМЦ по новым ФСБУ, они говорят, что бухгалтер не должен решать все задачи и пора бы ограничить свою деятельность своими прямыми обязанностями.) С этим тоже нельзя не согласиться: мы иногда сами берем на себя больше, чем положено, а другие этим пользуются...

      • Сергей Верещагин

        К сожалению, тут все зависит от руководства. Мне в свое время встречались конторы, где распоряжения главбуха директором НИКОГДА не оспаривались, даже абсурдные. Приехали мужики с производственной командировки (месяца три-четыре были где-то в глуши), все с бородами. Главбух завил: кто такие, не знаю. пока бороды не сбреете, никаких денег не дам. Пошли к директору. Тот отвечает: это ваши с ним проблемы, сами и решайте. Делать нечего, заняли у кого-то денег, пошли в ближайшую парикмахерскую бриться. Я, к сожалению, так себя поставить в двух конторах, как эти деды, не смог. Но директор за таким бухгалтером чувствовал себя, как за каменной стеной. Ни одна ревизия была ему не страшна.

        • Екатерина

          Очень похоже на историю из советских времен.) Даже не знаю хорошо это или плохо. Ответственный и уверенный в себе бухгалтер - это хорошо, но такие иногда пользуются своим положением у руководителя и тормозят или усложняют рабочие процессы. В общем, все хорошо в меру.)