Изменения в части второй налогового кодекса

С 1 января 2001 года введена в действие часть вторая налогового кодекса. За один день до этого в "Российской газете" от 31 декабря 2000 года был опубликован Федеральный закон от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В публикации кратко рассмотрены изменения в часть вторую Налогового кодекса, внесенные вышеназванным Законом, а также обозначены некоторые вопросы, так и оставшиеся неразрешенными после внесения изменений и дополнений в НК.
"ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА"

Не успели налогоплательщики и консультанты изучить часть вторую Налогового кодекса РФ (далее - часть 2 Кодекса), вводимую в действии с 1 января 2001 года, а Министерство РФ по налогам и сборам разработать методические рекомендации по его применению, как в "Российской газете" от 31 декабря 2000 года был опубликован Федеральный закон от 29 декабря 2000 года N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Часть изменений, вносимых в часть 2 Кодекса, носит грамматический и лексический характер и имеет своей целью устранить недоработки в тексте Кодекса. Однако некоторые изменения являются принципиальными и могут отразиться на взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. На этих изменениях стоит остановиться более подробно.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1. Приведен в соответствие с частью первой НК РФ порядок постановки на налоговый учет плательщиков НДС - 10 дней. В старой редакции части 2 Кодекса - 15 дней (ст.144).

2. Общий налоговый период устанавливается как календарный месяц, но для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал. В старой редакции части 2 Кодекса - календарный месяц (ст.163).

Однако неясно, каким образом будет определяться налоговый период для плательщиков с ежемесячными выручками не более одного миллиона рублей в первом квартале 2001 года и, соответственно, как будет производиться ими уплата НДС в бюджет - ежемесячно или ежеквартально. Если для освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика требуется представление соответствующих документов в налоговый орган (который данные документы рассматривает и принимает решение об освобождении), то для определения в качестве налогового периода квартала достаточно данных бухгалтерского учета самого налогоплательщика. При этом Федеральный закон от 05.08.2000г. N118-ФЗ, которым часть 2 Кодекса вводится в действие с 1 января 2001 года, не регламентирует, вправе ли налогоплательщик использовать при определении размера выручки (для целей определения налогового периода по НДС) данные бухгалтерского учета за 4 квартал 2000 года.

Во избежание начисления пеней налоговым органом представляется целесообразным в первом квартале 2001 года производить уплату НДС в бюджет ежемесячно.

3. Несколько изменился порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика. В связи с изменением налогового периода конкретизирован период (три предшествующих последовательных календарных месяца), за который сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в совокупности не должна превысить один миллион рублей. В старой редакции части 2 Кодекса - в течение трех последовательных налоговых периодов налоговая база не должна превысить один миллион рублей (ст.145).

Существенно изменились последствия увеличения суммы выручки (более 1 млн. руб.) в том периоде, в котором налогоплательщик был освобожден от уплаты НДС. Если в течение периода, в котором налогоплательщик был освобожден от уплаты НДС, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение (1 млн. руб.), то начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщик утрачивает право на освобождение и уплачивает НДС на общих основаниях.

Сумма НДС за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В старой редакции части 2 Кодекса сумма НДС подлежала восстановлению и уплате с взысканием соответствующих сумм штрафов и пени за весь предшествующий период освобождения, а не за месяц, в котором имело место указанное превышение.

4. В отличие от старой редакции части 2 Кодекса в налоговую базу по НДС не включаются суммы санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг. Также в налоговую базу не включаются суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации). Однако в отличие от старой редакции части 2 Кодекса, авансовые или иные платежи по экспортируемым работам включаются в налоговую базу (ст.162).

5. Установлено, что в случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации по "отгрузке" (ст.167).

6. В отличие от старой редакции части 2 Кодекса сумма налога с продаж в счете - фактуре не указывается (ст.169).

АКЦИЗЫ

1. В отличие от старой редакции части 2 Кодекса участник договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) исполняющий обязанности налогоплательщика акцизов в рамках совместной деятельности не обязан повторно становиться на налоговый учет, а лишь извещает налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (ст.180).

2. Подакцизными товарами признаются не все легковые автомобили и мотоциклы, как это было в старой редакции ст.181, а лишь автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

3. Установлено, что вычету подлежит сумма акциза, предЪявленная продавцами и уплаченная налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем используемых в качестве сырья для производства подакцизных товаров, относящаяся к части приобретенных товаров, безвозвратно утерянных в процессе их хранения, перемещения и последующей технологической обработки, но в пределах норм естественной убыли (ст.200).

4. Несколько изменен порядок уплаты акциза производителями подакцизных товаров. В отличие от старой редакции части 2 Кодекса они уплачивают акциз равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, то есть независимо от даты реализации товаров в отчетом месяце (ст.204).

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Установлено, что доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений (ст.208).

2. Имущественный вычет при строительстве либо приобретении жилого дома или квартиры предоставляется за весь налоговый период (год), в котором физическое лицо приобрело право собственности на указанное имущество, а не с даты (месяца) регистрации права собственности, как предусматривалось в старой редакции части 2 Кодекса (ст.220).

3. В отличие от старой редакции части 2 Кодекса физические лица - налоговые резиденты, в случае получения ими доходов от источников, расположенных за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией не обязаны представлять в налоговый орган справку от источника доходов с переводом на русский язык.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)

1. Исключено положение о том, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в субЪектах РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности (ст.235). Тем не менее, указанные налогоплательщики не уплачивают единый социальный налог согласно Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2000г. N641-70.

2. У налогоплательщиков - работодателей, не облагаются налогом выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы (ст.236).

3. Установлен отчетный период по налогу - календарный месяц (ст.240).

4. Установлена обязанность работодателей по представлению в налоговый орган расчета о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей. Срок представления расчета - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Кроме того, работодатели обязаны ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) о суммах начисленного налога в ФСС, суммах использованных на выплату пособий, суммах направленных на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, суммах расходов, подлежащих зачету, а также о суммах налога, уплачиваемых в ФСС (ст.243).

5. Установлен срок подачи налогоплательщиками-работодателями налоговой декларации по налогу - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также регламентирован порядок уплаты налога по итогам года, согласно которого разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (14 апреля), либо зачету или возврату налогоплательщику (ст.243). 6. Конкретизирован порядок уплаты налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения (ст.243).

7. Установлен срок подачи налоговых деклараций налогоплательщиками, не являющимися работодателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.244). К таким налогоплательщикам относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты. При этом, при представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.

8. Исключено положение о том, что при появлении в течение года источника дохода сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком по согласованию с налоговым органом. Теперь данную сумму налогоплательщик (чаще всего индивидуальный предприниматель, начинающий свою деятельность) будет определять самостоятельно.

В заключение следует отметить, что, несмотря на определенные положительные результаты от внесения изменений, часть вторая Налогового кодекса РФ все же недостаточно подробно регламентирует порядок налогообложения организаций и физических лиц. Федеральный закон от 29 декабря 2000 года N166-ФЗ не устранил все недоработки, допущенные при разработке и принятии части второй НК РФ. Например, в Кодексе отсутствует указание на дальнейшее использование сумм "входного" НДС, полученного налогоплательщиком в месяце, в котором он получил освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога в соответствии со ст.145 НК РФ - будут эти суммы уплачены в бюджет либо будут считаться внереализационным доходом. Также неясно, будет ли такой "освобожденный" налогоплательщик иметь право на возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, либо отнесет их на себестоимость.

Спорным моментом является также вопрос о правомерности применения имущественного вычета физическими лицами при приобретении жилья по итогам 2001 года при условии, что налогоплательщик по итогам 2000 года применил аналогичную льготу в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц".

Вторая часть Налогового кодекса РФ содержит ряд других спорных моментов и есть все основания полагать, что противоречия нового налогового законодательства станут (как это было и ранее) причиной для споров налогоплательщиков с налоговыми органами, окончательное решение по которым сможет вынести только Арбитражный суд.

Вадим Баранча,
юрист компании "МКД-Партнер"
т.311-48-38
E-mail: barancha@mcdhld.spb.ru

Комментарии

3
  • Хранитель_врат
    Конечно-это старье, но приемлемо изложено. Еще бы по "полочкам" и пунктикам разложить продолжение детектива под названием "Налоговый кодекс".