Минфин потребовал составлять акты ...чтобы подтвердить расходы на аренду имущества

Не первый раз нашим читателям приходится быть свидетелями непостоянства чиновников. Минфин России кардинально поменял свой взгляд на состав документов, подтверждающих расходы по аренде. В письме от 07.06.06 № 03-03-04/1/505 финансовое ведомство потребовало ежемесячно составлять акты об оказанных услугах. Хотя до этого специалисты ведомства были уверены, что для учета арендных расходов достаточно договора аренды и акта приема-передачи имущества.

Письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-03-04/1/505 "О подтверждении расходов на аренду имущества"

Мария Щербакова, эксперт «УНП»

Не первый раз нашим читателям приходится быть свидетелями непостоянства чиновников. Минфин России кардинально поменял свой взгляд на состав документов, подтверждающих расходы по аренде. В письме от 07.06.06 № 03-03-04/1/505 финансовое ведомство потребовало ежемесячно составлять акты об оказанных услугах. Хотя до этого специалисты ведомства были уверены, что для учета арендных расходов достаточно договора аренды и акта приема-передачи имущества.

Аренде акты не нужны

Уже на протяжении достаточно длительного времени многие арендаторы руководствуются позицией, которую Минфин России изложил в письмах от 30.04.04 № 04-02-05/1/33 и от 26.10.04 № 03-03-01-04/1/86.

В первом из упомянутых документов специалисты Минфина сформулировали общую позицию ведомства о необходимости составлять акты для подтверждения расходов по гражданско-правовым договорам. Согласно этой позиции, акт выполненных работ (оказанных услуг) обязательно составлять только если этого требует гражданское законодательство либо договор.

А в письме № 03-03-01-04/ 1/86 они уточнили эту позицию применительно к долгосрочным договорам аренды. И указали: арендные платежи можно учитывать в расходах, если они подтверждены договором аренды, актом приема-передачи имущества, счетами на оплату арендных платежей, платежными поручениями.

Как видим, с 2004 года финансовое ведомство вовсе не настаивало на том, чтобы плательщики ежемесячно составляли акты выполненных работ (оказанных услуг) по аренде. Ведь ни Налоговый кодекс, ни Гражданский кодекс не требуют этого.

С таким подходом согласились и налоговики. Они также посчитали, что достаточно акта приема-передачи имущества в аренду. Этот документ свидетельствует о том, что услуга реализуется и потребляется сторонами договора (письма ФНС России от 05.09.05 № 02-1-07/81 и УМНС России по г. Москве от 10.06.03 № 11-14/30777).

Минфин: поворот наоборот

Однако в письме № 03-03-04/ 1/505 Минфин изложил абсолютно противоположную точку зрения. Ведомство заявило: ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным.

Чиновники в письме используют термин «услуга по аренде». Это свидетельствует о том, что они рассуждали следующим образом. Если аренда - это услуга, то на нее распространяются нормы главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. В статье 783 ГК РФ записано, что к услугам применяются некоторые положения ГК о подряде. В их число вошли и те, которые обязывают стороны договора подряда провести сдачу-приемку работ (ст. 711 ГК РФ и 720 ГК РФ). А при этом составляют акт. Поэтому его необходимо составлять и по договору аренды. Будут ли налоговики требовать акты при проверках?

Как выяснила «УНП», письмо № 03-03-04/1/505 с новой позицией Минфина в ФНС России пока не поступало. В связи с этим в управлении администрирования налога на прибыль ФНС России нам сообщили, что официальная позиция службы по-прежнему изложена в письме № 02-1-07/81 (о нем мы сказали выше). И менять ее в ближайшее время налоговая служба не планирует.

Новая точка зрения спорная

Но если налоговики все же будут применять новую позицию финансового ведомства, то у компаний есть все основания отстаивать в суде расходы, принятые без ежемесячных актов. Мы считаем, в этом помогут следующие аргументы.

Аренда не является услугой ни с точки зрения ГК РФ, ни с точки зрения НК РФ. Согласно Гражданскому кодексу, договоры возмездного оказания услуг и аренды являются самостоятельными и регулируются по-разному (гл. 39 и 34 ГК РФ соответственно). И в ГК РФ нет положений, которые позволили бы применять к аренде правила об услугах.

Но для целей налогообложения более важны положения НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Однако и налоговое законодательство не дает оснований говорить об аренде как об услуге.

Термин «услуга по аренде» встречается только в положениях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (например, подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Однако это не значит, что налоговое законодательство считает аренду услугой для всех налогов. Ведь у каждого налога свой объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). А в первой части НК РФ такого термина как «услуга по аренде» нет. Более того, отношения по аренде прямо не соответствуют определению услуги, которое дано в статье 38 НК РФ. Там под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются уже в процессе осуществления этой деятельности. Аренда - это возможность на законных основаниях владеть и пользоваться чужой вещью. Поэтому о деятельности здесь говорить нельзя. А арендная плата - это не плата за услугу, а плата за пользование арендованным помещением (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

Для целей же налога на прибыль аренда так и названа - арендой. И Налоговый кодекс не обусловил учет арендной платы наличием каких-либо актов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Еще один довод, который можно привести в суде: официальные ведомства дают противоречивые разъяснения по одному и тому же вопросу. Значит, неясность надо толковать в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ). И не требовать с них акты в подтверждение расходов по аренде.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию