Отчетность

Отчитываемся за I полугодие

В июле необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность за I полугодие и отчитаться по исчислению налогов и страховых взносов за соответствующие налоговые и отчетные периоды.
Владимир МАЛЫШКО, эксперт «ПБУ»

В июле необходимо сформировать  бухгалтерскую отчетность за I полугодие и отчитаться по исчислению налогов и страховых взносов за соответствующие налоговые и отчетные периоды.

Бухгалтерский учет

Все организации (кроме бюджетных и общественных) обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала (п. 2 ст. 15 закона о бухучете). 30 июля в 2006 году – воскресенье. Поэтому срок подачи бухгалтерской отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день (п. 47 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»). Следовательно, последний день её представления - 31 июля 2006 года.

Отчетность за I полугодие – промежуточная (п. 3 ст. 14 закона о бухучете). В состав же промежуточной отчетности входят бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2), если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99). 

При составлении отчетности организации вправе воспользоваться рекомендуемыми Минфином России формами баланса и отчета о прибылях и убытках (приложение к приказу Минфина России от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности»), или же воспользоваться формами, разработанными самостоятельно.

При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой признается последний календарный день отчетного периода (п. 12 ПБУ 4/99). Для промежуточной отчетности за I полугодие 2006 года таковым является 30 июня текущего года.

Данные по соответствующим статьям (строкам) баланса и отчета о прибылях и убытках формируются исходя из остатков и оборотов по аналитическим счетам главной книги (другого аналогичного регистра бухгалтерского учета) на отчетную дату.

В отчете о прибылях и убытках все данные указываются нарастающим итогом с начала года по 30 июня 2006 года включительно

Новых нормативных актов по методологии бухгалтерского учета во втором квартале 2006 года не появилось. Попытки обращения организаций в Минфин России по выяснению вопросов, возникших в связи с выходом приказа Минфина России от 12.12.05 № 147н, которым были внесены изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», завершались в большинстве своем формальными отписками. Но один вопрос чиновники все же прояснили. Измененные нормы ПБУ 6/01, по их мнению, следует применять в отношении объектов, принятых организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств только в текущем году (письма Минфина России от 23.03.06 № 07-05-06/70, от 11.04.06 № 07-05-06/86). На объекты, которые стали использоваться в предшествующие периоды, внесенные поправки не должны распространяться.

Исходя из этого, приобретаемые в текущем году активы, стоимость которых не превышает 20 000 руб., при соответствующей доработке в учетной политике могут отражаться в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы» (для их учета желательно открыть отдельный субсчет «Малоценное имущество»). С ранее же принятыми в качестве объектов основных средств активами с упомянутой величиной первоначальной стоимости ничего производить не следует.

Аналогия прослеживается и с объектами жилищного фонда, внешнего благоустройства, а также продуктивному скоту, волам, оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. Согласно изменениям специальная норма, определяющая необходимость начисления по ним износа в конце года по установленным нормам амортизации, изъята. Поэтому по таким объектам, принятым к учету до 1 января 2006 года, организации продолжают начислять износ за балансом, по принятым же в текущем году новым объектам – осуществляется начисление амортизации в общем порядке.

Поправки налоговых деклараций

В отличие от методологии бухгалтерского учета нормы налогообложения изменяются довольно часто, иногда по несколько раз в году. Вносимые поправки обязывают чиновников приводить в соответствие налоговые декларации и расчеты. И каждый раз бухгалтеры сталкиваются с новыми формами таких документов. Не обойдется без этого и в грядущую кампанию. 

В конце прошлого года Федеральным законом от 20.10.05 № 131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 Налогового кодекса Российской Федерации» установлены отчётные периоды для плательщиков транспортного налога, являющихся организациями. Таковыми с 1 января 2006 года признаются:

  • первый квартал;
  • второй квартал;
  • третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Законодатель дал право региональным законодательным (представительным) органам субъектов РФ не устанавливать отчётные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). Если в региональном законе прямо не прописана норма об отсутствии отчётных периодов (обязанности уплаты авансовых платежей) по транспортному налогу, то на территории данного субъекта РФ действуют положения упомянутого пункта 2 статьи 360 НК РФ. В этом случае налогоплательщики в течение года должны рассчитывать авансовые платежи и представлять в инспекции налоговые расчёты. Срок представления расчётов установлен не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ)

Минфин России лишь спустя полгода после принятия закона № 131-ФЗ разработал форму налогового расчёта по авансовым платежам по транспортному налогу, рекомендации по его заполнению (утв. приказом Минфина России от 23.03.06 № 48н).

Налоговики настаивали на использовании этой формы при представлении отчета за I квартал 2006 года, хотя законных оснований для этого у них ещё не было. Приказ об утверждении формы расчёта был опубликован 25 апреля 2006 года и вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования, т. е. 4 мая. Последний же срок сдачи расчёта (с учётом праздничных дней) - 2 мая к этому времени уже прошел. Теперь же налогоплательщики на законных основаниях должны обращаться к этой форме расчета авансовых платежей.

Приказом Минфина России от 12.04.06 № 64н внесены изменения в форму налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядок её заполнения (последние документы были утверждены приказом Минфина России от 19.05.05 № 66н). Напомним, что этот налоговый расчет за I полугодие налогоплательщики – организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны представить в инспекцию ФНС России до 31 июля.

Измененная форма налогового расчета практически полностью повторяет форму налоговой декларации по земельному налогу (утв. приказом Минфин России от 23.09.05 № 124н). Отличие же от первоначальной формы налогового расчета в следующем.

Подтверждать достоверность суммы авансового платежа (раздел 1) у налогоплательщиков-организаций должен руководитель и главный бухгалтер (ранее это мог делать один из них).

В разделе 2 расчета льготы необходимо будет показывать раздельно по видам, а также документам, их определившими: непосредственно главой 31 НК РФ или нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Отчётными периодами по земельному налогу признаются первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ). Порядок же исчисления авансовых платежей за отчётный период предусматривает вариант расчёта лишь для одного вида отчётного периода – квартала: первого, второго и третьего (п. 6 ст. 396 НК РФ). По итогам каждого из кварталов сумма авансового платежа по налогу определяется как 1/4 от соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данный алгоритм, в том числе и при представлении налогового расчета за I полугодие, предлагают использовать специалисты Минфина России.

Подробно о порядке заполнения налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу можно ознакомиться в комментарии «…» в «720 часов» № 7, 2006.

Остальные формы расчетов (налоговых деклараций) по налогам и страховым взносам предоставляемые за отчетный (расчетный) период не претерпели изменений.

Разъясняющие письма

Так как в НК РФ невозможно предусмотреть все встречающиеся на практике случаи, связанные с исчислением налогов, то Минфин России и налоговая служба восполняют недостающую информацию. Понятно, что в большинстве случаев взгляд чиновников направлен на пополнение бюджетов.

Федеральным законом от 22.07.05 № 119-ФЗ с 1 января 2006 года внесены изменения в большинство статей главы 21 НК РФ. И новые нормы статей вызывают у плательщиков налога на добавленную стоимость не меньше вопросов (а может быть и больше), чем предыдущие.

Так, в статье 162 НК РФ утратил силу пункт 1, статья 167 НК РФ изложена в новой редакции. Напомним, что отмененным пунктом предусматривалось увеличение налоговой базы на сумму авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. В прежней же редакции статьи 167 НК РФ давалось определение оплаты для целей исчисления НДС. В частности, таковой признавалось:

  • поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);
  • прекращение обязательства зачетом;
  • передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

Одновременно законодатель ввел дополнительно абзац второй в пункт 1 статьи 154 НК РФ, определив, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.

Нередко случается, что поступления в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав осуществляются в неденежной форме. И если ранее в таких случаях при наличии в главе 21 НК РФ определения оплаты НДС не исчислялся, то при отсутствие такового понятия в настоящий редакции – возникает неопределенность. Её-то и решил восполнить Минфин России в письме от 10.04.06 № 03-04-08/77. И как часто бывает, это не обрадует налогоплательщика.

Специалисты Минфина России считают, что для целей налогообложения НДС под оплатой (частичной оплатой) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав понимается оплата (частичная оплата), полученная продавцом от покупателя как в денежной, так и в иной форме. При этом они сослались на нормы Гражданского кодекса РФ, не уточняя, о каких именно статьях идет речь.

Как известно, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексом РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Поэтому отсутствие расшифровки понятия оплаты в главе 21 НК РФ обязывает обратиться к нормам ГК РФ.

Гражданское законодательство позволяет сторонам договора  избирать и устанавливать в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 статьи 862 ГК РФ. Среди перечисленных вариантов этого пункта есть и расчеты в иных формах, предусмотренных законом. Поэтому поступление активов, отличных от денежных средств, также признается оплатой. При этом оплата может поступать не только после даты отгрузки, но и до наступления этого момента (п. 1 ст. 486 ГК РФ). Скорее всего именно приведенное и явилось необходимым аргументом для чиновников.

Таким образом, если в счет поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передаче имущественных прав продавец получает от покупателя ценные бумаги, иное имущество, работы, услуги, имущественные права, то с их стоимости необходимо исчислить НДС.

Пример 1 Организация в июле 2006 года в счет поставляемой в августе продукции получила от покупателя собственный его простой вексель, срок погашения которого 18 августа 2006 года, номинальная стоимость которого 150 000 руб. Налоговым периодом по НДС у организации является календарный месяц.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС. Поэтому при составлении налоговой декларации по НДС за июль при определении величины для заполнения строки 120 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)» раздела 2.1 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета)» учитывается сумма 22 881,36 руб. (150 000 руб. : 118% х 18%), исчисленная с номинальной стоимости векселя переданного в счет будущей поставки продукции.

_______________________________

Конец примера

Еще одно письмо Минфина России от 03.05.06 № 03-04-05/06 разъясняет вопрос по учету предоплаты, полученной в счет операций, не облагаемых НДС, при исчислении налога. Его возникновение опять же порождено изъятием упомянутого подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Ранее с авансов и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, операции по которым были освобождены от обложения НДС, не исчислялся НДС в силу нормы пункта 2 статьи 162 НК РФ. В действующей редакции эта норма оставлена без изменений, но, к сожалению, она не распространяется на введенный абзац 2 пункта 1 статьи 154 НК РФ. И это приводит к тому, что полученная предоплата в счет операций освобождаемых от обложения НДС попадает под общий режим налогообложения.

Исчисляемую в таком случае сумму НДС с предоплаты налогоплательщик может , в конце концов, принять к вычету после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ). Однако данный вариант исчисления порождает отвлечение оборотных средств, так как в большинстве случаев моменты поступления оплаты (частичной оплаты) и отгрузки могут происходить в разные налоговые периоды.

Чиновники решили вопрос положительно для налогоплательщика – полученная оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), операции по которым не облагаются НДС, не учитывается при исчислении налога. Аргументом для обоснования, по их мнению, служит то, что по упомянутым операциям налоговая база по НДС не определяется. Поэтому норма подпункта 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ, согласно которой день получения предоплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) является моментом определения налоговой базы в отношении вышеупомянутых товаров (работ, услуг) не применяется.

Хотелось бы обратить внимание потенциальных плательщиков ЕНВД на письмо ФНС России от 02.05.06 № ШТ-6-03/462. В нем специалисты налоговой службы разъяснили порядок восстановления сумм НДС по объектам основных средств, по которым были приняты к вычету суммы НДС, предъявленные подрядными организациями и начисленные самостоятельно при выполнении строительно-монтажных работ хозспособом, при переходе налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Как известно, с начала текущего года при переходе на ЕНВД плательщики НДС должны восстанавливать ранее принятые суммы НДС. Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Причем восстановить НДС налогоплательщики обязаны в налоговом периоде, предшествующем переходу на ЕНВД (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В части объектов недвижимости помимо общего положения существует и специальная норма, установленная пунктом 6 статьи 171 НК РФ. Ею предписывается восстановить суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости и исчисленные налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления, ранее принятые к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, если эти объекты начинают использоваться для операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ.

Напомним, что данные суммы подлежат восстановлению по специальному правилу. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из 1/10 от суммы НДС, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная же доля определяется как отношение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, к общей их стоимости за календарный год. При этом восстановление производится в последнем налоговом периоде каждого календарного года из десяти, начиная с года, в котором организация в налоговом учете стала начислять амортизацию по объекту.

Не приводя веских аргументов, авторы письма рекомендуют налогоплательщикам все же использовать алгоритм, указанный в пункте 3 статьи 170 НК РФ, т. е. восстановить сумму НДС пропорциональной остаточной стоимости объекта недвижимости в налоговом периоде, предшествующем переходу на ЕНВД.

При этом налоговики решили несколько снизить налоговую нагрузку для налогоплательщиков, которые помимо видов деятельности, переводимых на ЕНВД, будут осуществлять операции, облагаемые НДС, и используют в этих видах деятельности одни и те же объекты основных средств. Им рекомендовано восстанавливать сумму налога в первом налоговом периоде начала использования объектов в деятельности, облагаемой ЕНВД, исходя из пропорции, определяемой аналогично пропорции, указанной в пункте 4 статьи 170 НК РФ. Согласно этой норме пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат освобождены от налогообложения (т. е. по виду деятельности, переведенному на уплату ЕНВД), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Последнее положение позволяет налогоплательщику снизить восстанавливаемую сумму за счет «нераскрутки» вида деятельности, переведенного на ЕНВД.

Пример 2 Один из видов деятельности с 1 июля переведен на уплату ЕНВД. Помимо этого организация продолжает осуществлять виды деятельности, которые облагаются налогом на прибыль. Остаточная стоимость объектов основных средств, используемых при осуществлении данных видов деятельности, на 1 июля составила 567 984 руб. (ставка НДС, по которой облагалась стоимость всех этих объектов при их приобретении - 18%). Налоговым периодом по НДС у организации является календарный месяц. Общая стоимость товаров отгруженных в июле составила 2 579 300 руб. (без НДС), из них на вид деятельности, переведенный на уплату ЕНВД, приходится 35 800 руб.

Если бы организация с 1 июля 2006 года осуществляла исключительно вид деятельности, переведенный на ЕНВД, то в июне она должна была бы восстановить НДС в сумме 102 237,12 руб. (567 984 руб. х 18%).

Однако налогоплательщик продолжает осуществлять виды деятельности, облагаемые налогом на прибыль и операции по которым являются объектом обложения НДС. Поэтому воспользуемся рекомендациями налоговиков. Определим размер пропорции – 1,39% (35 800 руб. : 2 579 300 руб. х 100%). С учетом этого, сумма восстановленного НДС составит 1 419,02 руб. (102 237,12 руб. х 1,39%). И её необходимо будет учесть при заполнении строки 170 «Суммы налога, подлежащие восстановлению, ранее правомерно принятые к вычету ….» раздела 2.1 «Расчет сумм налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета)» налоговой декларации по НДС за июль 2006 года.

______________________

Конец примера

Отметим, что последнее письмо будет не бесполезно и налогоплательщикам, которые пожелают применять с 1 января 2007 года упрощенную систему налогообложения. Обязанность по восстановлению сумм НДС для них определена тем же, что и для плательщиков, переводимых на уплату ЕНВД, подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Затронув виды деятельности, переводимые на уплату ЕНВД, обратим внимание налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, на письмо Минфина России от 16.05.06 № 03-11-04/3/260. В нем чиновники привели перечень документов, на основании которых определяется площадь зала обслуживания посетителей предприятий общественного питания

Напомним, что под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ).

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект организации общественного питания, содержащие необходимую информацию:

  • о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта;
  • подтверждающую право пользования данным объектом - договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.

На прямой вопрос налогоплательщика о возможности применения ЕНВД в сфере услуг общественного питания при аренде в одном здании нескольких помещений, площадь каждого из которых не превосходит 150 кв. м (на аренду каждого помещения оформлен отдельный договор), а суммарная площадь – превышает, получен отрицательный ответ. Чиновники за один объект организации общественного питания посчитали здание. Исходя из этого, величина суммарной площади залов обслуживания объекта превышает предельную площадь, установленную для них подпунктом 8 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ – 150 кв. м.

Следующий вопрос касается отпусков, тем более что  на дворе лето и в организациях началась отпускная пора. В большинстве случаев отпуск работника приходится на два месяца. Специалисты Минфин России рекомендуют плательщикам налога на прибыль организаций, использующим при определении доходов и расходов метод начисления, в этом случае начисленную сумму отпускных учитывать двумя частями - в расходах каждого месяца (письмо Минфин России 04.04.06 № 03-03-04/1/315).

Свои рекомендации чиновники аргументируют следующим образом.

Затраты по оплате труда, сохраняемой работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ). Расходы при применении метода начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ. Поэтому при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый календарный месяц.

Пример 3 Работник написал заявление на предоставление отпуска с 24 июля 2006 года. Начисленная сумма отпускных – 19 789 руб.

Из 28 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска на июль приходится 8 дней, на август – 20 дн. (28 – 8).

В бухгалтерском учете отпускные следующего месяца включаются в расходы будущих периодов (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). В аналогичном порядке осуществляется учет начисленных сумм ЕСН и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С учетом этого начисление отпускных сопровождается следующими записями:

Дебет 20 Кредит 70

- 5654 руб. (19 789 руб. : 28 дн. х 8 дн.) – начислены отпускные за дни отпуска июля;

Дебет 97 Кредит 70

- 14 135 руб. (19 789 руб. : 28 дн. х 20 дн.) – начислены отпускные за август;

Дебет 20 Кредит 69 субсчета «Расчеты по ЕСН в (федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС)»

- 1470,04 руб. (5654 руб. х 26%) – начислен ЕСН с отпускных июля;

Дебет 69 субсчет «Расчеты по ЕСН в федеральный бюджет» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховым взносам (страховая часть и накопительная часть)»

- 791,56 руб. – начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с отпускных июля;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по страховым взносам»

- 22,62 руб. (5654 руб. х 0,4%) – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве с отпускных июля;

Дебет 97 Кредит 69 субсчета «Расчеты по ЕСН в (федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС)»

- 3675,10 руб. (14 135 руб. х 26%) – начислен ЕСН с отпускных работника за август;

Дебет 69 субсчет «Расчеты по ЕСН в федеральный бюджет» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховым взносам, страховая часть»

- 1978,90 руб. (14 135 руб. х 14%) – начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с отпускных августа;

Дебет 97 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по страховым взносам»

- 56,54 руб. (14 135 руб. х 0,4%) – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование с отпускных августа.

В налоговом учете, по мнению специалистов Минфина России, также необходимо разнести общие суммы начислений по каждому из месяцев отпуска.

Задолженность по ЕСН отражается в момент начисления отпускных работнику (ст. 242 НК РФ). При исчислении налога на прибыль расходы в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) и иных обязательных платежей включаются в прочие расходы в момент их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ)

Таким образом, в июле в расходах, уменьшающих полученные доходы этого периода, будет учтено 10 878,30 руб.:

  • 5654 руб. - как расходы на оплату труда;
  • 5145,14 руб. (1470,04 + 3675,10) – как прочие расходы в виде налогов (подп 1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • 79,16 руб. (22,62 + 56,54) – как прочие расходы в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование (подп. 45. п. 1 ст. 264 НК РФ).

Возникающая разница в расходах, учитываемая при определении прибыли в бухгалтерском учете и налогооблагаемой прибыли в налоговом, - 3731,64 руб. (10 878,30 – 5654 -1470,04 - 22,62)в бухгалтерском учете признается налогооблагаемой временной, так как она приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде (п. 12 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). Налогооблагаемая временная разница формирует отложенное налоговое обязательство:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

- 895,59 руб. (3731,64 руб. х 24%) – начислено отложенное налоговое обязательство. 

Начисленные же суммы отпускных, относящиеся к августу, 14 135 руб. будут учтены расходах этого месяца. В этом месяце погашается начисленная величина отложенного налогового обязательства:

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- 895,59 руб. - погашено отложенное налоговое обязательство.

___________________________________

Конец примера

В налоговом учете неразнос отпускных по месяцам в примере 3  не скажется при расчета налога на прибыль у плательщиков, отчетными периодами у которых признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев. Однако если отпуск предоставляется во второй половине последнего месяца квартала, то налоговики при проверках посчитают не правомерно учтенной в расходах отчетного периода величину отпускных, которая приходится на дни отпуска первого месяца следующего квартала. В связи с чем, у налогоплательщика произойдет занижение значения облагаемой базы по налогу, и следовательно, исчисленной величины налога н прибыль.

Интересно трактуют чиновники случай возврата сотрудника из командировки после последнего её дня, определенного в приказе (в запросе последним днем командировки в приказе была пятница, по предоставленным проездным документам сотрудник выбыл из места командировки в воскресенье).

Сотрудники Минфина России считают, что выплата в этом случае суточных за период времени, не предусмотренный в приказе, неправомерна. Также, на их взгляд, неправомерно и возмещение расходов сотруднику по проезду от места командировки к месту постоянной работы (письмо Минфина России от 10.03.06 № 03-05-01-04/54).

Для налогоплательщиков налога на прибыль не безынтересно будет и письмо Минфина России от 19.04.06 № 03-03-04/1/359. В нем чиновники рассмотрели ситуацию использования безвозмездно полученного имущества.

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Поэтому для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ. Установленный этим пунктом принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Таким образом, на взгляд авторов письма, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

В обосновании такого решения чиновники сослались на пункт 2 информационного письма Президиума ВАС России от 22.12.05 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» (подробнее см. статью «налог на прибыль: арбитражная практика и как избежать спора» в «ПБУ» № 4, 2006).

Ещё два информационных письма ВАС России появились в свет во втором квартале:

  • от 14.03.06 № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных со взысканием единого социального налога».
  • от 11.04.06 № 107 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»»

Письмо Минфина России от 01.03.06 № 03-05-01-04/41 одно из тех, которые обрадуют бухгалтеров. Специалисты министерства в этом письме пояснили, что случаях, когда в течение отдельных месяцев налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов при исчислении НДФЛ окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, или в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было таких доходов, то сумма стандартного налогового вычета в этом налоговом периоде накапливается и подлежит суммированию нарастающим итогом.

Пример 4 Оклад работника 4500 руб. В феврале, марте и июне он брал отпуск за свой счет.

Величина дохода сотрудника за период январь – июль составит 18 000 руб. (4500 + 4500 руб. + 4500 + 4500). И она не превышает предельную сумму, при которой предоставляется такой стандартный налоговый вычет физическому лицу (18 000

По итогам мая (предыдущего начисления дохода) у сотрудника было удержано 1495 руб. (4500 руб/мес. х 3 мес. – 400 руб/мес. х 5 мес.). Исходя из этого, к удержанию в июле подлежит 481 руб. (1976 – 1495).    

_______________________

Конец примера

Начать дискуссию