Консалтинговой группы "Экон-Профи"
Статья предназначена для:
руководителей
бухгалтеров
налоговых консультантов и юристов
менеджеров различного звена и управленческого персонала
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая обЪекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким обЪектам, ставки налогов по каждому обЪекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.
В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
--обЪект налогообложения;--налоговая база;
--налоговый период;
--налоговая ставка;
--порядок исчисления налога;
-- порядок и сроки уплаты налога.
ОбЪект налогообложения и налоговая база
На практике у налогоплательщиков часто возникает вопрос: чем отличаются понятия "обЪект налогообложения" и "налоговая база"?
Для ответа на это вопрос надо учесть, что согласно НК РФ обЪект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе обЪект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить обЪект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.
Таким образом, налоговая база в отличие от обЪекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ љ обЪектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной обЪект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный обЪект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.
љ Согласно љ ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. обЪектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие "прибыль" различно для разных категорий налогоплательщиков (см. Таблицу 1).
ОбЪект налогообложения в зависимости от статуса организации
Таблица 1
Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса | Порядок определения прибыли |
Российские организации | полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ. |
Иностранные организации, љ осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства | полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ. |
Иные иностранные организации |
доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ. |
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики обЪекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ в отношении каждого налога.
љљљљ До љ вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.
љљљљ С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики љ должны по данным налогового, а не бухгалтерского љ учета [1].
Налоговая ставка и порядок исчисления налога
Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)[2].
В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ). љ
љНалоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.
Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субЪектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).
С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; >
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субЪектов Российской Федерации;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Изменение ставки налогообложения
Таблица 1.2
?? п/п | Прибыль, полученная по видам деятельности | Ставка налога на прибыль, в % | |||||
Всего | Федеральный бюджет | Региональный бюджет | Местный бюджет | ||||
До 1 января 2002 г. | |||||||
1 | Все виды деятельности, кроме указанных в п. 2 | не выше 35 | 11 | не выше 19 | не выше 5 | ||
2 | Для посреднических операций и сделок,страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций | не выше 43 | 11 | не выше 27 | не выше 5 | ||
С 1 января 2002 г. | |||||||
3 | Все виды деятельности (кроме отдельных видов доходов [1]). | не выше 24 | 7,5 | не выше 14,5 | не выше 2 |
Рассмотрим на конкретном примере, как изменился расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.
Пример 1:
Организация в 2001 г. получила прибыль, подлежащую налогообложению, в размере 80 000 руб.,в том числе:
-- прибыль от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по базовой ставке - 60 000 руб.;
-- прибыль от реализации посреднических услуг - 20 000 руб.
Предположим,что в 2002 г. организацией была получена прибыль по тем же видам деятельности в
том же размере
[4].
1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2001 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);
2. Ставка налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 35%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 19%;
-- в местный бюджет -- 5%;
3. Сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 21 000 руб. (60 000 руб. х 35% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6600 руб. (60 000 руб. х 11% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 400 руб. (60 000 руб. х 19% : 100%);
-- в местный бюджет -- 3000 руб. (60 000 руб. х 5% : 100%);
4. Ставка налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 43%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 27%;
-- в местный бюджет -- 5%;
5. Сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 8600 руб. (20 000 руб. х 43% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 2200 руб. (20 000 руб. х 11% :100%);
-- в региональный бюджет -- 5400 руб. (20 000 руб. х 27% : 100%);
-- в местный бюджет -- 1000 руб. (20 000 руб. х 5% : 100%);
5. Общая сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2001 г.:
-- сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности -- 8600 руб.;
-- всего подлежит уплате в бюджет:
-- 29 600 руб. (21 000 руб. + 8600 руб.) в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 8800 руб. (6600 руб.);
-- в региональный бюджет - 16 800 руб. (11 400 руб. + 5400 руб.);
-- в местный бюджет -- 4000 руб. (3000 руб. + 1000т руб.).
1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2002 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);
2. Ставка налога на прибыль от осуществления обоих видов деятельности:
всего -- 24%, в том числе:
-- в федеральный бюджет - 7,5%;
-- в региональный бюджет - 14,5%;
-- в местный бюджет -- 2%;
3. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2002 г.:
всего -- 19 200 руб. (80 000 руб. х 24% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6000 руб. (80 000 руб. х 7,5% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 600 руб. (80 000 руб. х 14,5% :100%);
-- в местный бюджет -- 1600 руб. (80 000 руб. х 2% : 100%).
љљљљљљ Как видно из приведенного примера в связи с понижением ставки налога на прибыль сумма налога, которую придется заплатить организации в 2002 г. (19 200 руб.), значительно меньше, чем сумма налога на >прибыль подлежащая уплате по итогам 2001 г. (29 600 руб.), при том, что условия соблюдены одни и те же условия деятельности организации и полученный ею финансовый результат.
Налогоплательщикам следует иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субЪектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субЪектов Российской Федерации, при этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента[5].
Обращаем внимание читателей, что по отдельным видам доходов НК РФ предусматривает иные ставки налога (см. Таблицу 2).
>Доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%
Таблица 2
?? п/п |
Виды дохода, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24% |
Ставка налога на прибыль, в % |
1 |
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (кроме указанных в п. 2) |
20 |
2 |
Доходы иностранных организаций, указанных в п. 1, >от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок |
10 |
3 |
Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации |
6 |
4 |
Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций иностранными организациями |
15 |
5 |
Доходы в виде дивидендов, полученные от иностранных организаций российскими организациями |
15 |
6 |
Доходов в виде процентов по государственным и >муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в п. 7 и п. 8) |
15 |
7 |
Доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно |
0 |
8 |
Доходов в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации |
0 |
>Кроме того, облагается по ставке 0 процентов прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации и связанная с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
љ Налогоплательщикам, получающим доходы от долевого участия в других организациях, следует обратить внимание на применение той или иной ставки налогообложения в зависимости от особенностей определения налоговой базы [6], установленных ст. 275 НК РФ:
-- если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется >налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки 15% (п. 1 ст. 275 НК РФ);
-- если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога исходя исчисленной налоговой базы из ставки налога в размере 6% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу либо в размере 15% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу (пп. 2, 3 ст. 275 НК РФ).
Налоговый и отчетный периоды
>Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).
Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса "налог на прибыль" определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Таким образом каждый налоговый период - календарный год (с 1 января по 31 декабря) - включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.
[1] В случае, если Налоговым кодексом РФ љ предусмотрен порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки љ и отражения в бухгалтерском учете
[2] В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
[3] Отдельные виды доходов, облагаемые налогом на прибыль по иным ставкам, приведены в Таблице 1.3.
[4] В данном случае предполагается, что ставка налога на прибыль установлена региональными органами в максимальном размере.
[5] В данном случае речь идет о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, о чем подробно рас сморено в разделе :
[6] Порядок определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, подробно рассмотрен в разделе :
Личный сайт автора :
Сайт Марины Пархачевой :налоговое, управленческое и финансовое консультирование
Комментарии
4