🔴 Вебинар: Закрываем 2025 год: пошаговый алгоритм для бухгалтера →

Типовой устав: стоит ли его использовать при регистрации бизнеса?

Типовые уставы очень бурно обсуждались несколько лет назад. Разберемся, как дела обстоят сейчас.
Типовой устав: стоит ли его использовать при регистрации бизнеса?

История типовых уставов (краткая)

24 июня 2019 в силу вступил приказ Минэкономразвития от 01.08.2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью». Вступить-то вступил, но фактически бизнес смог ими воспользоваться с 25 ноября 2020 года, когда в силу вступил приказ ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Именно с этого момента заработали новые формы для государственной регистрации, позволяющие указать тот факт, что общество использует типовой устав и номер выбранного устава.

Всего на данный момент типовых уставов 36. Они представлены на сайте ФНС.

Чем так хорош типовой устав?

Он бесплатный. Поскольку один и тот же устав могут использовать разные компании, он не содержит таких индивидуальных признаков, как фирменное наименование, место нахождения (адрес юрлица) и размер его уставного капитала. Все эти сведения есть в ЕГРЮЛ.

Кроме того, если, к примеру, в банке или для тендера потребуют нотариальную копию устава, то достаточно указать, что ООО использует типовой устав номер такой-то, и вопрос в копировании и нотариальном заверении отпадает. Точно также и при регистрации ООО, либо при переходе действующего общества на типовой устав. В заявлении по форме Р11001 (первичная регистрация), либо по форме Р13014 (внесение изменений) указывается пункт о том, что общество использует типовой устав, и его номер. Разумеется, распечатывать и предоставлять налоговикам этот устав не нужно.

Кстати, в представленных типовых уставах уже указаны способы удостоверения факта принятия решений собранием участников:

  • с 1 по 18 это делает нотариус
  • с 19 по 36 — сами участники путем подписания протокола всеми участниками.

Кроме того, каждый из них состоит из двух страниц, минимум положений, только самое, по мнению законодателя, необходимое. И на этом, пожалуй, плюсы заканчиваются. Точнее, они закончились, пожалуй, со слов «он бесплатный».

А теперь о минусах (их много)

Казалось бы, хорошая задумка, снизить расходы бизнеса на разработку устава. Лучше, когда его разрабатывают юристы с соответствующими навыками. Однако большое количество форм слишком расширяет выбор. Учредителям придется обращаться к специалистам, которые им расскажут, о чем каждый из предложенных 36 уставов.

Любопытен тот факт, что ФНС изначально предлагала один-единственный вариант типового устава, рассчитанный на самый частый случай регистрации ООО — единственный учредитель, он же директор. В ФНС даже в свое время приводили статистику — около 95% вновь создаваемых ООО — с одним учредителем, он же директор. Впоследствии типовых уставов было предложено четыре, а в итоге Минюст настоял на принятии 36 вариантов.

Указанные уставы оказались не лишены недостатков. Так, на момент их вступления в силу там были проблемы:

  • не было возможности создать в ООО совет директоров;
  • не было прописано распределение компетенции между органами управления ООО;
  • нельзя установить свой порядок одобрения сделок с заинтересованностью;
  • отсутствовали положения, разрешающие передачу принадлежащей участнику доли в залог третьим лицам.

Несмотря на то, что часть проблем решили, специалисты по регистрации не рекомендуют использовать типовые уставы даже в качестве временного варианта.

Кстати, законодатель забыл убрать из типовых уставов еще несколько признаков, которые индивидуализируют ООО — это название должности единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, руководитель, президент и пр.). И срок его полномочий (да, его можно на любой срок назначить, не на 5 лет).

По умолчанию, единоличный исполнительный орган в этих уставах называется «генеральный директор». И срок его полномочий, тоже по умолчанию — 5 лет. Это для тех типовых уставов, где единоличный орган один. Если же типовой устав с опцией «каждый участник — единоличный исполнительный орган», должность называется «директор», и срок полномочий определяется так: «до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества».

Еще один индивидуализирующий признак для ООО, который предпочли в типовых уставах не указывать — наличие или отсутствие печати. Если печать не используется, она в уставе не упоминается. Ни в одном из 36 типовых уставов о печати не сказано — значит, по умолчанию, если ООО использует типовой устав — печатью оно не пользуется.

Залог доли или части доли в уставном капитале во всех 36 типовых уставах разрешен только другому участнику. Третьим лицам — нельзя.

Еще один важный момент: В статье 21 ФЗ «Об ООО» нигде не сказано, что в обществе может быть отменено преимущественное право других участников на долю в уставном капитале, в случае ее отчуждения. Оно может быть изменено, либо пропорционально долям, либо непропорционально, либо по заранее определенной цене. Смешивать эти варианты нельзя, но и совсем не использовать — такого права в законе нет.

Иными словами, те типовые уставы, где нет преимущественного права при отчуждении доли, не соответствуют законодательству.

Как выбрать техническую поддержку 1С именно для вашего бизнеса

Формат поддержки зависит от запросов и масштаба бизнеса. В одних случаях спасает договор почасового обслуживания, в других — абонемент или 1С:ИТС. Рассказываем, когда нужна техническая поддержка 1С и как выбрать подходящий вариант.

Как выбрать техническую поддержку 1С именно для вашего бизнеса

Начать дискуссию

ГлавнаяРозыгрыш