Разоблачение «экспортных» схем

Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании уже разоблаченных схем они формулируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

Лилия ИЗОТОВА

Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании уже разоблаченных схем они формулируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

По законодательству, когда товар вывозят с территории России в таможенном режиме экспорта, ставка НДС равна нулю (п. 1 ст. 164 НК). Но право на налоговый вычет у экспортера сохраняется (п. 3 ст. 172 НК). Сумма возмещаемого налога может быть выплачена непосредственно из бюджета (ст. 176 НК) либо погашена (п. 1 ст. 173 НК).

Такая простая схема оказалась весьма привлекательна для мошенников. Для того чтобы незаконно получить от государства деньги (в виде возвращенного налога на добавленную стоимость), недобросовестные предприниматели разрабатывают различные «серые» схемы.

Например, экспортного товара может вообще не быть, а вся сделка проходит лишь на бумаге. Или товар существует, на экспорт его вроде как оформляют, но границу он не пересекает. Это самые примитивные схемы. Реализовывая их, лжеэкспортеры представляют инспекторам фальшивые документы и пытаются по ним получить деньги из бюджета.

Более сложные схемы разрабатывают с участием поставщиков-однодневок. В этом случае экспортная операция действительно осуществляется, товар реален и за границу его действительно продают. Однако мошенники создают цепочку из фирм-посредников между настоящим поставщиком и экспортером. В результате они увеличивают закупочную цену товара, и соответственно входной НДС получается огромным. Экспортер оплачивает товар по завышенным ценам. НДС в эту цену, конечно же, входит. Но попадает-то налог к фирме-однодневке. А она деньги в бюджет, как известно, не перечисляет. Экспортер же требует у государства возместить ему уплаченный мнимому поставщику налог на добавленную стоимость.

В ходу у недобросовестных предпринимателей и псевдооплата за экспортируемый товар. В этом случае «партнеры» по бизнесу могут использовать различные неденежные формы расчетов. Или, например, оплату могут производить собственными векселями, которые затем никто не гасит.

Многие «экспортные» схемы налоговики научились разоблачать. А чтобы предотвратить их, чиновники неустанно разрабатывают все новые и новые проекты.

Проекты, проекты, проекты...

Предложений по борьбе с незаконным возмещением экспортного НДС множество: от законодательного разрешения возмещать НДС только тем фирмам, которые сами производят и экспортируют товар, до полного отказа от возврата налога.

Еще совсем недавно широко обсуждалась идея ввести специальные счета. Смысл ее заключался в том, что при расчетах компаниям пришлось бы переводить суммы налога на спецсчет. С него можно было бы тратить средства только на уплату НДС в бюджет или партнеру. Однако если ввести такую практику, то большая часть оборотных средств фирм окажется замороженной на спецсчетах. Более того, нет никакой уверенности, что мошенники не придумают другие схемы, а от неудобных спецсчетов пострадают лишь добросовестные экспортеры.

Были и другие проекты. Например, совсем отменить НДС, введя налог с продаж. Или законодательно обязать экспортеров отвечать за своих поставщиков, и самим доказывать налоговикам, что те НДС в бюджет перечислили.

Но это еще не все. Для решения проблемы экспортного НДС чиновники предлагают ужесточить борьбу с однодневками, изменив условия регистрации фирм. Они мечтают ввести электронную систему контроля экспортируемых товаров, объединив базы данных налоговиков и таможни.

Есть и более простые предложения – увеличить срок возмещения НДС с трех месяцев до шести. Налоговики считают, что уж за полгода они успеют разобраться, что к чему.

Однако на сегодняшний день все эти проекты так и остались проектами. А на вооружении у проверяющих – лишь подробное описание уже разоблаченных махинаций да перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что «дело нечисто».

Так, у московских налоговиков есть специальное руководство: обзор схем и способов уклонения от уплаты налогов, направленных на возмещение НДС из бюджета. Этот документ обязаны изучать все сотрудники, имеющие отношение к налоговым проверкам. На что же инспекторы будут обращать внимание в первую очередь?

Кто ваши партнеры

Проводя проверку экспортера, налоговики могут попытаться восстановить всю цепочку фирм, задействованных в сделке. Уже один тот факт, что экспортный товар прошел через несколько компаний, может вызвать у проверяющих подозрение и желание «познакомиться» с фирмами-перепродавцами.

Инспекторы особенно тщательно проверят документы, если обнаружат, что у участвующих в цепочке партнеров расчетные счета открыты в одном банке. Или если все эти компании являются взаимозависимыми. То есть у них, например, общие учредители. Настораживают проверяющих и одинаковые адреса партнеров.

Еще одним признаком незаконного экспорта, по опыту налоговиков, может быть ситуация, в которой инспекторы не могут связаться с фирмой-поставщиком. Например, письма налоговой с просьбой уточнить какие-либо данные или представить нужные документы возвращаются с отметкой почты «по указанному адресу организация не значится».

Не понравится инспекторам и то, что по базе данных о налогоплательщиках учредители или директора таких поставщиков числятся в руководстве еще десятка компаний.

Подозрительной будет и такая ситуация. Из анализа отчетности получается, что компания не ведет никакой хозяйственной деятельности за исключением сделок, по которым можно предъявить к возмещению НДС.

На основании подобных сведений налоговики могут заподозрить, что поставщик – это фирма-однодневка, а сам экспортер недобросовестен. Суды в подобных обстоятельствах чаще всего встают на сторону инспекторов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 июня 2005 г. № А56-28198/2004, Волго-Вятского округа от 20 января 2005 г. № А82-330/2003-А/9).

Однако есть и постановления арбитров в пользу экспортеров. В них судьи утверждают, что «налоговое законодательство не содержит обязанности для налогоплательщика проверять законность регистрации своих контрагентов» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 мая 2005 г. № Ф04-2503/2005 (10795-А27-25)). В другом решении суд указал налоговикам, что «отсутствие поставщиков по указанным в документах адресам, а также непредставление ими документов при встречной проверке не связаны с правом на вычет НДС, уплаченного этим поставщикам» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 декабря 2004 г. № А19-7272/ 04-33-Ф02-5355/04-С1).

Проверить инспекторы могут не только фирмы, у которых экспортер приобрел товар. Их может заинтересовать и реальность иностранного покупателя. Так, налоговики выиграли один из споров по экспортному НДС, предоставив суду данные, что иностранный покупатель (компания из Великобритании), по сведениям Национального центрального бюро Интерпола в России, в Великобритании не зарегистрирована (постановление Президиума ВАС от 22 марта 2005 г. № 15909/04).

Подозрительные расчеты

Большое внимание инспекторы уделяют проверке расчетов за экспортный товар. Признаками использования незаконной схемы для них будут, например, такие ситуации:

  • в расчетах за экспортный товар использованы векселя, которые предъявлены к погашению раньше установленного срока. Подозрения вызывают и собственные векселя, которые вообще в результате могут оказаться непогашенными;
  • партнеры рассчитались между собой с использованием зачета, бартера или через третьих лиц;
  • все расчеты между фирмами-перепродавцами произошли в течение одного банковского дня.

В одной из известных налоговикам схем, направленных на незаконное возмещение НДС из бюджета, товар перепродавался на основании агентских договоров или договоров комиссии. В результате такой цепочки стоимость экспортного товара значительно увеличилась. Из-за этого выросла и сумма входного НДС, снизилась прибыль от сделки.

Факты приобретения товара компанией по завышенным ценам, превышающим рыночные в 2–3 раза, убеждает судей в правоте налоговой, отказавшей в возмещении НДС (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 января 2005 г. № А82-330/2003-А/9).

Есть еще одна причина, по которой проверяющие придирчиво относятся к цепочкам из посреднических договоров при покупке экспортного товара. Дело в том, что зачастую из-за такой перепродажи «теряется» собственник товара, который и должен уплатить полную сумму НДС в бюджет. А посредники платят налог лишь со своего вознаграждения.

Аккуратнее с данными

Налоговики могут придраться к неточностям или несоответствиям в накладных, счетах-фактурах и других документах, в которых указаны наименования экспортируемых товаров. Нестыковки могут обнаружиться в номенклатурных номерах, маркировках, «физических» показателях товара. В этом случае проверяющие потребуют дополнительных разъяснений и могут заподозрить, что сделка была фиктивной.

Например, в одном из рассматриваемых дел на экспорт был продан токарно-винторезный станок. Экспортер вовремя и в полном объеме представил в инспекцию все необходимые для подтверждения вычета по НДС документы. Налоговики обратили внимание на вес станка. По приходной накладной он был 6500 килограммов. По международной товарно-транспортной накладной – уже 4750 килограммов. А по документу от производителя еще меньше – 4200. Запросив дополнительные данные, проверяющие выявили и несоответствие в датах. Получалось, что станок был отправлен на экспорт раньше, чем был продан заводом-изготовителем экспортеру. Из этого налоговики сделали вывод, что экспорта фактически быть не могло. И он «имитирован только на бумаге».

Однако иногда в таких случаях судьи встают на защиту предпринимателей. Разбирая одно из дел, налоговики отказали в возмещении экспортного НДС, найдя неточность в наименовании товара. Судя по накладным, экспортер приобрел у своих поставщиков пиловочник, а в грузовых таможенных декларациях указал фанерный кряж. Арбитры признали решение инспекторов недействительным, так как «отправленный на экспорт товар идентифицируется по имеющимся в деле документам» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2005 г. № А52-5028/ 2004/2).

Борьба налоговиков с незаконным возмещением НДС может навредить не только мошенникам, но и законопослушным фирмам

Мошенничество интернационально

Проблема незаконного возмещения НДС стоит довольно остро не только в России. Например, Европейская комиссия отмечает, что потери из-за мошенничества с налогом на добавленную стоимость в странах ЕС достигают 10 процентов от налоговых поступлений. В результате на счетах недобросовестных бизнесменов оседает около 100 миллиардов евро в год.

Если экспортный товар был перепродан по цепочке через несколько компаний, инспекторы будут выяснять реальность существования каждого из участников сделки

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию