Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в бюджет наступает в зависимости от размера недоимки (крупный или особо крупный).
Виды нарушений и размер наказания
Варианты налоговых преступлений и следующие за ним наказание находятся в прямой зависимости от того, в каком размере налоги не уплачены, а также какой субъект их не уплатил — юридическое лицо или предприниматель, и в качестве кого: налогоплательщика или налогового агента было допущено указанное правонарушение ().
За неуплату налогов (сборов) в крупном размере, т. е. если размер недоимок превышает 15 млн. рублей за три финансовых года подряд, наказание варьируется, начиная от штрафа в размере 100 000 рублей и до двух лет лишения свободы.
Если налог не уплачен в особо крупном размере, а это уже более 45 млн. рублей за те же три года подряд, то можно отправиться в места лишения свободы сроком до шести лет.
Необходимо иметь в виду, что уголовная ответственность наступает, если налогоплательщик умышленно не платил налоги (сборы), а именно:
- не направлял в налоговый орган декларации (расчеты) и другие документы, которые обязан был подавать;
- включал в декларацию и другие отчетные документы заведомо ложные сведения.
Если сумма налога или сбора была рассчитана верно, отражена в отчетности, но налог (сбор) в бюджет не был уплачен, то уголовная ответственность за неуплату налога по ст. 199 УК не наступает, поскольку отсутствует состав преступления, предусмотренный указанной статьей закона. В этом случае, налоговый орган будет осуществлять взыскание недоимок, штрафов и пеней, используя механизмы принудительного взыскания, установленные положениями НК.
Поскольку налогоплательщик — юридическое лицо является фикцией, то уголовную ответственность за его действия должно нести соответствующее должностное лицо организации, которое удостоверяло и направляло отчетность в налоговый орган.
Такими лицами могут быть либо руководитель фирмы, либо иной работник, который был уполномочен фирмой подписывать и представлять отчетность в налоговый орган, либо лицо, которое формально не является руководителем, но фактически выполняет его функции (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда от 26.11.2019 № 48).
С момента неуплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, правонарушение считается совершенным, и виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (п. 4 Постановления Пленума № 48).
С этой же даты исчисляется и срок давности, истечение которого исключает привлечение к уголовной ответственности (, пп. 3, 4, 19 Постановления Пленума № 48).
Сроки давности
Сроки давности напрямую зависит от тяжести содеянного. По налогам (сборам) преступления могут быть небольшой тяжести или тяжким.
Поэтому к уголовной ответственности могут привлечь уполномоченное лицо либо в течение двух лет за преступление небольшой тяжести: неуплату налога (сбора) организацией в крупном размере (за исключением неуплаты налога (сбора) группой лиц по предварительному сговору), либо в течение десяти лет за тяжкое преступление, это когда организация не уплатила налог (сбор) в особо крупном размере, а также, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Срок давности по этим деяниям истекает в последний день последнего года срока. При этом не имеет значения, рабочий это день или выходной (п. 18 постановления Пленума ВС от 27.06.2013 № 19).
Если на дату вступления в силу приговора суда срок давности истечет, то обвиняемый подлежит освобождению от уголовной ответственности на основании .
Освободиться от уголовной ответственности, кроме истечения срока давности, можно еще одним простым способом — добровольно уплатить суммы недоимок, пеней и штрафов. При этом условия освобождения от уголовной ответственности в некоторой степени зависят от того, в какой период времени эти суммы были уплачены.
Если указанные платежи не уплачены налогоплательщиком после истечения срока уплаты их по требованию налогового органа, то инспекция передаст материалы налоговой проверки в Следственный комитет для их рассмотрения в целях возбуждения уголовного дела по признакам преступления, связанного с неуплатой налога (сбора).
Уплата указанных сумм в этот период времени (в течение двух месяцев с момента направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога) освобождает нарушителя от уголовной ответственности.
Внесение всех указанных налоговых доначислений в бюджет после возбуждения уголовного дела приведет к тому, что лицо будет освобождено от уголовной ответственности на основании , если только впервые совершило указанное преступление и уплатило в бюджет все причитающиеся суммы. Уголовное дело подлежит прекращению на основании ст. , УПК, т .е. в связи с возмещением ущерба.
Следовательно, необходимо различать указанные ситуации в целях освобождения от соответствующего лица от уголовной ответственности.
В первом случае, уголовное дело не может быть возбуждено, поскольку отпали основания для установления самого факта нарушения законодательства о налогах и сборах — недоимки по налогам, пени и штрафы полностью уплачены по итогам налоговой проверки. Вопрос был разрешен в пользу бюджета в рамках административных правоотношений между налоговым органом и налогоплательщиком.
Во втором случае, уголовное дело было возбуждено, но суд или следователь прекратили его, поскольку были выполнены условия для такого прекращения: налоговое преступление было совершено впервые и все доначисленные налоговым органом платежи поступили в бюджет.
Сейчас в Госдуму направлен законопроект о внесении изменений в ряд статей УК и УПК, которые призваны смягчить уголовное преследование за неуплату налогов.
Предложенные изменения в законопроекте
В пояснительной записке к законопроекту говорится:
«с учетом обстановки, складывающейся в сфере экономических отношений в современных условиях, степень общественной опасности преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшается в связи с необходимостью минимизации негативных для отечественной экономики последствий уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения налогового законодательства и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в санкции частей вторых статей 199, 199.1, 199.2 и 199.4 УК, направленные на уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за их совершение, что приведет к снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Так, например, в законопроекте предлагается внести в УК следующие изменения:
- в абзаце четвертом части второй статьи 199 слова «до шести лет» заменить словами «до пяти лет»;
- в абзаце втором части второй статьи 199.1 слова «до шести лет» заменить словами «до пяти лет»;
- в абзаце втором части второй статьи 199.2 слова «до семи лет» заменить словами «до пяти лет»;
- в абзаце четвертом части второй статьи 199.4 слова «лишением свободы на срок до четырех лет» заменить словами «лишением свободы на срок до трех лет».
Как видно из законопроекта, сроки привлечения к уголовной ответственности хотя и незначительно, но все же уменьшены.
Также предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 24 УПК, дополнив ее под. 7 следующего содержания:
«7) в случае уплаты суммы недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании части первой статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, согласно уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в под. 7 п. 1 законопроекта.
Думается, что указанное дополнение носит скорее технический характер, акцентируя внимание именно на этой категории преступлений, поскольку ст. 28.1 УПК и ранее позволяла прекратить уголовное дело судом или следователем, если обвиняемый полностью возместил ущерб, причиненный его действиями, связанными с неуплатой налогов в бюджет.
Вместе с тем, любые послабления подобного рода должны приветствоваться, как меры, направленные на уменьшение административного давления на бизнес.
Начать дискуссию