Учет расходов

Какими документами подтвердить транспортные расходы компании

Расскажем, обязательно ли составлять товарно-транспортную накладную для подтверждения расходов. Или хватит только транспортной накладной. А также, надо ли распечатывать электронные документы.
Какими документами подтвердить транспортные расходы компании

Вопрос

Организацией заключены договоры с транспортными компаниями по доставке груза до покупателей.

Для подтверждения транспортных услуг транспортные компании представляют комплект документов, в который входит: заявка, акт и счет-фактура, транспортная накладная, реестр к акту на перевозки по заявкам.

Для документального подтверждения услуг по перевозке груза достаточно наличия транспортной накладной, или необходима товарно-транспортная накладная?

Если с покупателем Организация работает по ЭДО, нужно ли распечатывать первичный документ (акт) в целях документального подтверждения услуги?

Ответ

Основным документом, подтверждающим факт оказания транспортных услуг по перевозке груза, является транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная (ТТН) не является основанием для расчетов с перевозчиком, поэтому необходимость в применении ТТН отсутствует.

Распечатывать и прикладывать УПД, подписанные с помощью оператора ЭДО, к транспортных услугам не требуется. Распечатывать электронные документы Организации следует только при необходимости.

Требуется помощь? Задайте безлимитное количество вопросов на консультации!

Наши эксперты оперативно найдут верный ответ и помогут. 

Все подробности здесь

Обоснование

Из положений следует, что налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов в случае, если эти расходы соответствуют следующим критериям:

  • отсутствуют в перечне ;
  • экономически обоснованы;
  • направлены на получение дохода;
  • документально подтверждены;

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При выполнении приведенных выше условий, Организация вправе учесть расходы на перевозку грузов при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с  перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Таким образом, договор перевозки представляет собой оказание услуг по перевозке. При этом документальным подтверждением факта перевозки является транспортная накладная.

Такое мнение подтверждается разъяснениями финансовых и налоговых ведомств. Например, письмах ФНС от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, Минфина от 08.09.2021 № 03-03-06/1/72593, от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696.

Таким образом, для подтверждения факта оказания транспортных услуг по перевозке груза перевозчиком необходимо наличие транспортной накладной.

По мнению налоговых и финансовых ведомств, иные документы, при отсутствии транспортной накладной, расцениваются как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

В свою очередь отметим, что товарно-транспортная накладная (ТТН) не является основанием для расчетов с перевозчиком.

В настоящее время ТТН применяется только при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта. Однако даже при перевозке такого груза требуется оформление еще и транспортной накладной в случае, если заключается договор на перевозку груза автомобильным транспортом.

На основании изложенного считаем, что основным документом, подтверждающим факт оказания транспортных услуг по перевозке груза, является транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная (ТТН) не является основанием для расчетов с перевозчиком, как следствие, необходимость в применении ТТН отсутствует.

Относительно документооборота с контрагентами при помощи ЭДО отмечаем следующее.

В рассматриваемом случае документооборот с контрагентами осуществляется в электронной форме.

Обмен учетными документами в электронном формате между контрагентами происходит с помощью операторов электронного документооборота, которые руководствуются приказом ФНС от 23.10.2020 № ЕД-7-26/775@ «Об утверждении Положения о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

В силу пункта 5 статьи 9 Закона № 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ установлено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (пункт 2 статьи 6 Закона № 63-ФЗ).

Таким образом, информация в электронной форме признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью при проставлении на ней простой, неквалифицированной или квалифицированной электронной подписи.

Согласно абзацу второму счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме.

Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи установлен приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н (далее по тексту — Порядок).

Согласно пункту 10 Порядка хранение документов, подписанных электронной подписью, составление, выставление (направление) и получение которых предусмотрено настоящим Порядком, обеспечивается участниками электронного документооборота с учетом сроков хранения архивных документов, определенных в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ.

НК не содержит требований об изготовлении бумажных копий электронных документов. Кроме того, отсутствуют требования обязывающие организацию хранить документы, составленные в электронном формате, на бумажных носителях. Единственное условие — такие документы должны быть должны образом пописаны электронной подписью. Такой вывод может быть подтвержден письмами Минфина от 22.08.2012 № 03-02-07/1-202, ФНС от 19.07.2017 № СД-4-3/14079@

На основании изложенного считаем, что распечатывать и прикладывать УПД, подписанные с помощью оператора ЭДО, к транспортным услугам не требуется.

Распечатывать электронные документы организации следует только при необходимости.

Начать дискуссию

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.

Госзакупки

Отечественные производители получили приоритет в госзакупках

Кабмин сможет устанавливать запрет на покупку иностранных товаров при госзакупках. При оценке заявок ценовые предложения российских производителей будут снижены на 15%.

НДС

Питание в школьных столовых не облагается НДС

Реализации продуктов питания, произведенных организацией общепита образовательным организациям, подпадает под освобождение от НДС по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК.

Платежные системы

Россельхозбанк сообщил о восстановлении работы карт UnionPay за рубежом. Как они это сделали?

Позитивные новости для всех, кто платит за границей картами Union Pay Россельхозбанка: наличные можно не снимать, карты работают для оплат, сам банк публикует списки стран.

Банки

💳 Сбер поднимет стоимость уведомлений по дебетовым картам с 1 августа

Теперь за уведомления клиенты Сбербанка будут платить 99 рублей в месяц.

Общество

С 1 марта 2025 года несовершеннолетним нельзя продавать энергетики

Продавцы будут требовать паспорт при продаже энергетических напитков.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: пользователи браузера Chrome остались без паролей, москвич выиграл в лотерею 170 млн рублей, а Татьяна Бакальчук подала на развод

Подготовили обзор главных событий дня — 31 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Личные финансы

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Инвестиции в недвижимость — устойчивая модель капитализации на российском рынке. Рассказываем о том, как правильно входить в модель заработка на рынке недвижимости в 2024 году и как грамотно повышать доходность собственности. 

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Казначейство начнет выдавать чиновникам электронные подписи

Государственные органы, которые не включены в ЕГРЮЛ, смогут получить квалифицированную электронную подпись в Казначействе.

Общество

За контракт с Минобороны будут платить больше — по 400 тысяч рублей

Размер единовременной федеральной выплаты за подписание контракта с Минобороны увеличили до 400 тысяч рублей.

Как главбуху принять дела от предшественника

В идеальной ситуации новый главный бухгалтер получает дела от своего предшественника после инвентаризации по акту приема-передачи. Такое возможно, если бывший главбух увольняется не внезапно и без конфликтов. Но часто новому сотруднику вручают коробки с документами и говорят «Теперь ты главный и за все отвечаешь». Из статьи узнаете, как главбуху принять дела и наладить учет после предшественника, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Как главбуху принять дела от предшественника
НДФЛ

При разделе наследства придется заплатить НДФЛ

Если наследники между собой поделили полученное наследство по-своему, компенсация за такой раздел будет облагаться НДФЛ.

ЕНП (единый налоговый платеж)

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Для уточнения расчетов с бюджетом нужно периодически проводить сверку с налоговой. Это поможет понять, почему показатели не сходятся, вовремя выявить и исправить расхождения. Собрали перечень справок по ЕНС и ЕНП, которые в этом помогут.  

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Интересные материалы

Личные финансы

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход

Рекомендовать — несложно, а если продукт действительно качественный и нужный (например, legaltech-инструменты), это еще и приятно! Двойная польза, когда за честные рекомендации вам платят денежное вознаграждение. Рассказываем о возможностях партнерских программ для современных юристов.

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход