Что из себя представляет авансовый отчет
В нем подотчетник указывает:
- полученную сумму;
- цели, на которые она взята;
- расходы, на которые потрачена;
- оставшуюся или перерасходованную сумму.
В качестве подтверждения осуществленных трат к отчету прикладывают первичные документы по каждой расходной хозоперации.
Унифицированный вариант форм отчета под названием «АО-1» утвержден постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55.
Важно! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике.
А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года.
Но даже несмотря на возможность изменения бланка, многие продолжают работать с формой АО-1, поскольку она привычна и удобна.
Скачать бланк АО-1 можно здесь.
Как оформить авансовый отчет в 2022 году?
Правила, по которым оформляют авансовые отчеты, приведены:
- в указании Банка России «О порядке ведения кассовых операций...» от 11.03.2014 № 3210-У;
- постановлении Правительства от 13.10.2008 № 749 (его часто еще называют положением о командировках);
- законе «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ;
- вышеуказанном постановлении Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 (его нормы сегодня стоит рассматривать в качестве рекомендаций).
Правила, установленные этими нормативно-правовыми актами (НПА), представим в таблице:
Вопросы по заполнению авансового отчета |
Ответы |
Нормы НПА |
Сколько нужно экземпляров отчета? |
Один |
Абз. 2 указаний к постановлению № 55 |
В какие сроки оформляется отчет? |
* В общем случае срок сдачи отчета устанавливает директор, кроме случаев с командировками * 3 рабочих дня, отсчитываемых от даты когда подотчетник вернулся из командировки. |
Абз. 2 п. 6.3 указания № 3210-У |
В какой форме составляют отчет? |
В бумажной или электронной |
П. 1 ст. закона № 402-ФЗ |
Чья обязанность оформить отчет — подотчетника или бухгалтера? |
Подотчетника |
Абз. 2 п. 6.3 указания № 3210-У
|
Бухгалтера и подотчетника |
Абз. 2 указаний к постановлению № 55
|
|
Как показать истраченные суммы? |
В отчет вносят перечень подтверждающей первички и соответствующие суммы трат. Документы — приложения к авансовому отчету нумеруют в той же последовательности, в которой они занесены в отчет |
Абз. 4 указаний к постановлению № 55 |
Что должен сделать бухгалтер? |
1. Проверить, правильно ли заполнен отчет. 2. Указать принятые суммы и счета бухучета, соответствующие принятым расходам |
Абз. 5 указаний к постановлению № 55, абз. 2 п. 6.3 указания № 3210-У |
Кем утверждается отчет? |
Руководителем или уполномоченным работником |
Абз. 7 указаний к постановлению № 55 |
Руководителем |
Абз. 2 п. 6.3 указания № 3210-У |
|
Разрешается ли использовать электронную подпись? |
Разрешается, но она должна быть у всех подписантов отчета |
Ст. 6 закона 63-ФЗ |
Посмотреть, как оформляется авансовый отчет, можно здесь.
Что касается новшеств, то непосредственно по заполнению авансового отчета их нет. Однако с 19.08.2017 обновились правила выдачи подотчетных денег и оформления кассовых бланков (указание Банка России от 19.06.2017 № 4416-У).
С 30.11.2020 правила выдачи подотчета упростили. Теперь в заявлении на выдачу денег под отчет не обязательно указывать сумму аванса и срок, на который выдают подотчетные суммы. Срок организация устанавливает самостоятельно. Также работодателям разрешили оформлять один приказ на несколько выдач наличных денег одному или нескольким работникам. В этом случае нужно указать фамилию, сумму и срок, на который выдают деньги, по каждому работнику.
Требование о 3-х дневном сроке представления отчета с 30.11.2020 исключено указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У.
Итоги
В 2022 году авансовые отчеты нужно оформлять по тем же правилам, что и раньше — никаких законодательных новшеств в этом вопросе не появилось. Однако в конце 2020 года несколько поменялся порядок ведения кассовых операций, что повлияло и на работу с подотчетниками в дальнейшем.
Начать дискуссию