Н. Лейман
Вопросы о том, как исправить счет-фактуру и внести изменения в книгу покупок и книгу продаж, – самые популярные в бухгалтерской среде. Изменения же правил учета полученных и выставленных документов, которые стали действовать с 20 мая 2006 года, вместо долгожданной ясности внесли очередную путаницу.
Приходим в чувство
О поправках в Налоговый кодекс, вступающих в силу с 1 января 2006 года и связанных с НДС, бухгалтеры узнали еще летом прошлого года. Почти весь I квартал года нынешнего им пришлось гадать, как реги- стрировать счета-фактуры, как заполнять книгу покупок и книгу продаж. К счастью, Минфин не стал дожидаться правительства и 28 февраля 2006 года выпустил разъяснительное письмо № 03-04-09/04 (Читать сюжет об этом документе на БухСМИ). В нем было заявлено, что «положения правил применяются в части, не противоречащей закону».
Задать вопросы по теме, затронутой в данной статье, узнать обо всех нюансах уплаты НДС, ведения новых счетов-фактур, а также о том, как верно составлять договоры с контрагентами, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, можно 31 июля на семинаре:«Особенности расчетов по НДС в 2006 году. Официальная позиция ФНС РФ и мнение налоговых экспертов» Записаться на семинар можно по телефону: 8 (495) 657-85-33 |
Фактически чиновники призвали бухгалтеров принять как руководство к действию проект постановления правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914», которым и был предусмотрен новый порядок регистрации счетов-фактур. Это оказалось не сложно, ведь большинство бухгалтерских программ обновили с учетом действующей редакции Налогового кодекса.
Те бухгалтеры, которые по каким-либо причинам не освежили свои программы (например, ведут учет вручную) и пропустили февральское письмо Минфина, могут не торопиться переписывать книги. Дело в том, что в отличие от указанного выше проекта постановление правительства от 11 мая 2006 г. № 283 не содержит упоминания о том, что вступает в силу с 1 января 2006 года. Это означает, что новая редакция Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – Правила) вступает в силу через семь дней после официального опубликования.
Однако нельзя гарантировать, что не будет очередных разъяснительных писем, в которых чиновники еще раз подчеркнут: книга покупок и книга продаж предназначены для расчета НДС, а значит, должны быть оформлены правильно за все отчетные периоды, в том числе и за I квартал (январь–март) 2006 года.
Вычтем налог вручную
С этого года входящий НДС можно предъявлять к вычету по мере приобретения материальных ценностей и имущественных прав (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК). Отсюда – изменения в редакции пункта 8 Правил. Счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируют в книге покупок тогда, когда возникает право на налоговые вычеты в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса. Также этот пункт дополнен порядком регистрации счетов-фактур в книге покупок при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг, используемых как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях или с применением различных ставок. В этом случае в книге покупок регистрируют счет-фактуру с указанием той суммы, которую фирма имеет право принять к вычету.
Некоторые «нововведения» в Правила существуют уже не один год. Правда, до недавних пор они вызывали жаркие споры. Яркий пример – «комбинированное» заполнение счетов-фактур. Не все налоговые инспекторы были согласны с тем, что в отпечатанном счете-фактуре присутствуют «ручные» записи. И это неудивительно. В любом бухгалтерском журнале можно найти совет: «Если в счете-фактуре от поставщика не хватает какого-либо реквизита – допишите его от руки».
Конечно, отдавать на почерковедческую экспертизу такие записи – удовольствие не из дешевых, но и простое несогласие инспектора могло довести до суда. Теперь проверяющим не оставили ни малейшего повода для придирок к дописанным от руки счетам-фактурам (п. 14 Правил).
Запоздалая реакция
Позже всего привели в соответствие с Налоговым кодексом порядок выставления и регистрации счетов-фактур относительно передачи имущественных прав. Такие операции попадают под обложение НДС с начала 2002 года, однако в Правилах о них не было ни слова. Теперь, согласно изменениям, документы выставлять необходимо. Регистрировать их нужно в книгах продаж и покупок и книге учета. А вот в самом бланке счета-фактуры упоминание о передаче имущественных прав по-прежнему отсутствует.
Что касается механизма предъявления к вычету НДС со стоимости основных средств и нематериальных активов, привезенных из-за рубежа для вклада в уставный капитал, то здесь есть сложности. Сначала налог включают в стоимость имущества (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК), затем восстанавливают, то есть вычитают из нее в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК).
Если сумма НДС выделена, то принимающая сторона после фактической передачи объектов в уставный капитал наконец сможет предъявить налог к вычету (п. 8 ст. 172 НК). Пункт 5 Правил устанавливает, как отразить это событие. Фирма, получившая вклад, в журнале учета полученных счетов-фактур должна хранить документы приемки-передачи, в которых указана сумма НДС. Регистрация происходит, естественно, после факта увеличения уставного капитала.
Обратите внимание, в новой редакции документа есть и существенный плюс. Это подробное описание правил ведения книг и журналов при импорте из Белоруссии. Так, при ввозе на территорию России товаров из данной республики, покупатель должен хранить в журнале учета полученных счетов-фактур заявления о ввозе и уплате НДС с отметкой налоговой инспекции. Также копии платежных документов, которые подтверждают уплату налога. При этом реквизиты перечисленных документов необходимо заре-гистрировать в книге покупок. Такая обязанность закреплена в пункте 10 Правил.
Также имейте в виду, что с этого года по строительно-монтажным работам для собственного потребления счета-фактуры составляют иначе. Не на момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, а на момент определения налоговой базы по пункту 10 статьи 167 Налогового кодекса. Соответственно и регистрировать документ следует в книге продаж в последний день месяца каждого налогового периода (п. 25 Правил).
Переходный период
Специальный порядок регистрации счетов-фактур, полученных от поставщиков и подрядчиков, в отношении переходного периода Правилами не оговорен. Сказано лишь, что счета-фактуры подлежат регистрации с учетом положений статьи 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ.
Обратите внимание, что в Правилах сохранен пункт 20, который посвящен особенностям регистрации счетов-фактур в книге продаж теми, кто применяет учетную политику «по оплате». Это связано с тем, что в отношении фирм, ранее использовавших кассовый метод, установлен двухгодичный переходный период, в течение которого сохраняются прежние условия. Как указано в постановлении, этот пункт будут применять до 1 января 2008 года, то есть до конца переходного периода.
Исправление = аннулирование
Самым главным изменением в формах документов является оформление дополнительных листов книг покупок и продаж. В приложениях 4 и 5 к Правилам приведены чистые бланки этих листов. Их нужно оформлять, если необходимо внести изменения в книгу покупок и книгу продаж.
Дополнительные листы являются неотъемлемой частью книг, их так же, как «основные» книги, можно вести в электронном виде. После распечатки дополнительные листы приложите соответственно к книге покупок или продаж. Причем за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован данный счет-фактура до внесения в него исправлений. Номера страниц при этом продолжат сквозную нумерацию книги покупок или продаж за скорректированный налоговый период. В какой момент «дополненные книги» нужно заново прошнуровать и скрепить печатью, в Правилах не сказано. Зато в них указано на обязательность такой процедуры. Так что особенно придирчивые инспекторы могут потребовать, чтобы бухгалтер проделывал такую процедуру с каждым листом.
Если нужно «отредактировать» одну из книг, то прежде всего необходимо перенести в дополнительный лист итоговые данные за налоговый период, в который внесены изменения. Следующий этап – запись об аннулированном счете. Слово «аннулированный» означает счет-фактуру, в который внесли заверенные согласно пункту 29 Правил исправления. Обратите внимание, что в книгах неверные документы не вычеркивают. После того как запись внесена, в заполнении дополнительных листов к книгам начинаются существенные различия.
Итак, рассмотрим, как будет выглядеть дополнительный лист к книге покупок. Возможность пополнения книги покупок реквизитами правильного счета-фактуры взамен аннулированного Правилами не предусмотрена. Учесть счет-фактуру можно будет только в периоде исправления ошибки, а за прошлый период придется подавать уточненную налоговую декларацию. Не только налоговые инспекторы, но и Минфин – за такой порядок. В письме от 22 марта 2006 г. № 03-04-11/61 (Читать сюжет об этом документе на БухСМИ) Минфин рассмотрел ситуацию, когда бухгалтер обнаружил неучтенный счет-фактуру за 2004 год, причем оформленный неверно, и переделал его в 2005-м. Чиновники разъяснили, что исправленный счет-фактура должен быть зарегистрирован по дате исправления – в 2005 году.
Если дело дойдет до суда, надеяться на внутреннюю убежденность судей не стоит. Еще недавно арбитражные суды сплошь и рядом принимали решения в пользу фирм, которые подверглись придиркам к оформлению счетов-фактур со стороны налоговых инспекторов. Однако, как сообщал «Московский бухгалтер» в № 9 за этот год (стр. 22), ситуация изменилась. С апреля суды не только не предписывают камеральщикам и выездным инспекторам давать фирмам время на исправление ошибок, но и не рассматривают документы, которые не были представлены во время налоговой проверки или рассмотрения разногласий по проверочному акту.
Обратите внимание, что формула расчета показателей строки «Всего» в разделе «Состав показателей дополнительного листа книги покупок» Правил не рассчитана на увеличение итоговой строки книги покупок ни при каких обстоятельствах. Видимо, таким образом разработчики Правил решили поставить точку в споре о том, в каком периоде регистрировать счета-фактуры, которые пришли в бухгалтерию с опозданием.
Бухгалтеру не стоит отражать показатели «запоздавших» счетов-фактур в дополнительных листах книги со знаком «минус». Чтобы избежать споров с инспектором по поводу истинного значения слова «аннулированный», проще переписать книгу покупок. Необходимость в уточненной декларации можно объяснить в этом случае обычной ошибкой при переносе данных книги в налоговую декларацию.
Теперь рассмотрим основное отличие формулы расчета показателей строки «Всего», приведенной в разделе «Состав показателей дополнительного листа книги продаж» Правил, от аналогичной формулы для дополнительного листа к книге покупок. Оно состоит в том, что после записи об аннулированном счете-фактуре можно отразить показатели зарегистрированных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями.
Пример
Фирма «Металл-Вест» 31 марта 2006 года выставила счет-фактуру за отгруженную трубу компании «Стройсервис» на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) Однако 29 мая 2006 года была обнаружена ошибка: оказалось, что труба стоит 116 820 руб. (в том числе НДС – 17 820 руб.).
ООО «Металл-Вест» исполняет требование пункта 29 Правил: одной чертой зачеркивают неправильные показатели счета-фактуры, вписывают верные числа, указывают дату исправлений, заверенную подписями руководителя и главбуха.
Компании «Стройсервис» приходится оформлять дополнительный лист к книге покупок за март (I квартал) 2006 года. При этом НДС, указанный в строке «Всего», оказывается на 18 000 руб. меньше, чем в итоговой строке книги покупок за март (I квартал) 2006 года.
Очевидно, что этот вариант невыгоден для ООО «Стройсервис». Ему придется заплатить не только пени с «неправильной» суммы НДС – 18 000 руб. за период с 20 апреля по дату подачи уточненной декларации за март (I квартал) 2006 года, но и доплатить налог в размере 18 000 рублей. Правда, за май (II квартал) 2006 года фирма заплатит на 17 820 руб. меньше, так как учтет исправленный счет-фактуру.
Виновник же – фирма «Металл-Вест» нисколько не пострадает. Наоборот, у нее за март (I квартал) 2006 года образуется переплата в размере 180 руб. (18 000 – 17 820).
В одной строчке дополнительного листа она аннулирует неправильный счет-фактуру с НДС в размере 18 000 руб., а в другой – впишет исправленный вариант с НДС в размере 17 820 руб.
Из-за очевидного абсурда, показанного в примере, в дополнительных листах скорее всего будут появляться сведения только о тех счетах-фактурах, ошибки в которых обнаружили налоговые инспекторы. Во всех остальных случаях неправильные документы будут просто удалены, так же как и соответствующие страницы книги покупок и книги продаж. После этого будут подшиты верные дубликаты как счетов-фактур, так и страниц книг.
Осторожно: счет-фактура с минусом
Такой документ фирмы рискуют получить в ситуации, которую мы рассмотрели в примере. Особенно этим грешат энергоснабжающие организации и связисты. Сама процедура выписки счетов-фактур этими монополистами нередко построена таким образом, что если следовать Правилам, то счета-фактуры придется переписывать каждый месяц. В этом случае остается только одно: попробовать указать в договоре, чтобы счета-фактуры выписывали в течение пяти дней после отгрузки, а не до нее.
Еще один случай – претензии к качеству товара при его приемке. При уценке или возврате поставщики также нередко выписывают отрицательные документы. С 20 мая делать этого не нужно: достаточно аннулировать счет-фактуру в дополнительном листе к книге продаж. Основание – акт и претензионное письмо от покупателя.
Для поставщиков (подрядчиков), которые работают с условными единицами, наступил настоящий праздник. Несмотря на шумиху вокруг «ценников в у. е.», теперь будет легче убедить бухгалтеров фирм-покупателей принимать счета-фактуры, выписанные в условных единицах. Налоговики против этого не возражают, что неоднократно подтверждено их письмами. Получив счет-фактуру в условных единицах, задержавший оплату покупатель не бу- дет привязан к суммовой разнице по документу: он рассчитает ее самостоятельно, указав два раза в книге покупок реквизиты счета-фактуры в условных единицах. В этом случае может сработать аргумент: меньше счетов – меньше шансов столкнуться с необходимостью оформлять дополнительные листы.
Начать дискуссию