Побочный заработок
Что сделала компания
Сельхозкомпания положила деньги на депозит в Сбербанке,и получила солидную сумму процентов. Организация платила налог на прибыль по ставке 0 процентов.
Сельхозпроизводители вправе использовать льготную ставку, когда производят, перерабатывают и продают собственную сельскохозяйственную продукцию (п. 1.3 ст. 284 НК). При этом им нужно еще выполнять условия из пункта 2 статьи 346.2 НК — о соответствии статуса сельхозпроизводителя. В общем доходе компании доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть не менее 70 процентов.
У организации были доходы от деятельности, которая не подпадала под сельскохозяйственную. Компания составила пропорцию, и разделила сумму процентов по депозиту в соответствии с этой пропорцией. А на этом основании не стала платить налог на прибыль с той части процентов, которые «отошли» к сельскохозяйственной деятельности.
Что сделали налоговики
Инспекторы посчитали такое распределение процентов незаконным. Начисление процентов — финансовые услуги. Оно не имеет отношения к сельскохозяйственной деятельности. Даже если средства, которые поступили на депозит, были заработаны на продаже сельхозпродукции.
Поэтому налоговики обложили всю сумму процентов налогом на прибыль по ставке 20 процентов. А компания отправилась в суд.
Доход общий — основания разные
Арбитры поддержали налоговую инспекцию. Нулевая ставка применяется только непосредственно по сельскохозяйственной деятельности компании (ст. 284, 346.2 НК). А по всей остальной — обычная ставка.
Компания вела раздельный учет от сельскохозяйственной деятельности и от прочей деятельности. Здесь претензий нет.
Начисление и выплата процентов в адрес компании производились в рамках отдельно заключенных соглашений. Это никак не связано с сельскохозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Сам по себе статус сельхозпроизводителя не означает, что любая деятельность, такой компании — это деятельность по реализации сельхозпродукции, которая подлежит обложению по ставке 0 процентов. Размещение свободных денежных средств организации в банках — самостоятельный вид бизнеса. И к сельскому хозяйству он отношения не имеет.
Компания вправе размещать денежные средства на счетах. А вправе и не размещать (ст. 845, 846, 852 ГК). Это воля самой организации.
Так как к основной деятельности компании размещение средств на счетах отношения не имеет, ей надо было включить проценты во внереализационные доходы. И использовать ставку в 20 процентов (постановление АС Центрального округа от 03.10.2022 № А35-10402/2020).
Не все так просто
Противоречит ли решение суда позиции чиновников из письма ФНС от 03.06.2020 № СД-4-3/9218? Рассматривая аналогичную ситуацию, они ответили так.
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, облагаемой по нулевой ставке, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные (письмо Минфина от 10.03.2020 № 03-03-07/17257).
Внереализационные доходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на доходы по конкретному виду деятельности, подлежат распределению (письмо Минфина от 05.09.2016 № 03-03-06/1/51693). А внереализационные доходы, непосредственно связанные с деятельностью, прибыль по которой облагается по нулевой ставке, учитываются здесь в полном объеме.
Авторы вопроса тоже полагали, что внереализационные доходы имели отношение к сельскохозяйственной деятельности. Так, расчетный счет, на остатки по которому банком начислялись проценты, использовался для зачисления выручки от реализации. Курсовые разницы были вызваны переоценкой займов, средства которых использованы в сельскохозяйственной деятельности.
Однако налоговики конкретного ответа не дали. Связь дохода с льготируемой деятельностью должна быть проверена в ходе налогового контроля. Все зависит от обстоятельств.
Таким образом, если мнение компании не совпадет с мнением инспекторов, решать этот спор придется в суде. А вот тот уже сделает самостоятельные выводы.
Начать дискуссию