История первая. Учет чужих затрат
Предприниматель выбрал для себя УСН с объектом «доходы минус расходы». Налоговики проверили расходы, и не приняли их. Причин оказалось много:
- затраты сделаны в личных целях;
- поставка ТМЦ пришла на домашний адрес;
- контрагенты не подтвердили, что сделка имела место;
- затраты были, но за иное лицо;
- не указан адрес производства работ;
- нет документов, которые подтверждают, что затраты использованы в бизнесе;
- нет первички ни стороны покупателя, ни со стороны поставщика.
Но больше всего налоговиков и арбитров поразила наивная хитрость предпринимателя по учету чужих затрат в собственных целях.
Супруга предпринимателя и его партнер по бизнесу использовали налоговые режимы, которым не важна сумму затрат — ЕНВД, патент и УСН с объектом обложения «доходы». Не мудрствуя лукаво, ИП оплачивал расходы их бизнеса, но списывал у себя. А средства на оплату товаров, работ и услуг поступали предпринимателю под видом беспроцентных займов.
Разумеется, все эти расходы не приняли и арбитры (постановление АС Поволжского округа от 26.09.2022 № А12-31312/2021).
История вторая. Затраты без первички
Договор с партнером. Компания «Бим-нефтепродукт» заключило с ООО «Вариант» договор на оказание информационно-консультационных и логистических услуг. Причем в договоре почему-то компания была названа просто ООО «Бим».
Предполагались консультации по таким вопросам как:
- корпоративное стратегическое и оперативное планирование;
- реструктуризация производственных процессов;
- оптимизация управления;
- сокращение затрат и прочие финансовые вопросы;
- маркетинговые цели и политика;
- практика и планирование работы с персоналом;
- компенсационные и пенсионные стратегии;
- планирование и управление производством.
Услуги должны были выглядеть как письменное заключение. Исполнитель обязался дать указания на условия типовых договоров, которые надо изменить. Найти договоры заказчика, по которым возможно взыскание дебиторской задолженности. Подробно разъяснить процедуру взыскания задолженности. Приложить образцы претензий и исковых заявлений.
В этом не было бы ничего особенного, если бы не стоимость услуг — почти 17 млн руб.
Документов нет. Разумеется, налоговикам очень захотелось узнать, как выглядят услуги на такую сумму. Они затребовали документы.
Компания представила договор, акты и счета-фактуры. Самого же заключения представить не смогла.
Но организация оправдалась. Указанные документы были составлены при проведении мероприятий по восстановлению документов бухучета компании. Оригиналы были утрачены в результате проведения проверок контролирующими и правоохранительными органами, а также смены бухгалтеров организации.
Решение суда. Субъекты предпринимательской деятельности обязаны восстановить документы бухучета в случае их утраты в течение срока их обязательного хранения. Поэтому ссылка на утерю документов компанией не состоятельна. Первичка должна быть предъявлена.
Нет первички на затраты — нет налоговых расходов (определение АС Северо-Кавказского округа от 30.09.2022 № А63-17984/2021).
История третья. Затраты «с потолка»
Расходы комитента. ИП заключил договора на покупку для комитента риса-сырца. Средства от комитента он получил. Рис — закупил. Из полученных сумм удержал свое вознаграждение.
Однако в Книге учета доходов и расходов почему-то оказались расходы в виде затрат на покупку риса. Но ведь это расходы комитента!
Предприниматель ничего пояснить не смог. Налоговики сняли расходы.
Строительные материалы. Предприниматель закупил строительные материалы, и отразил их стоимость в Книге учета доходов и расходов. Налоговики потребовали пояснить, как именно эти строительные материалы были использованы в бизнесе ИП.
И тут началось странное. ИП заявил, что в расходы он списал не стоимость стройматериалов, а стоимость риса. А рис он получил по договору новации с ИП, который был должником по договору займа.
Договор займа и договор новации были украдены из недостроенного дома. Представить их нельзя. ИП даже предъявил копию талона-уведомления о приеме заявления ОМВД, и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Однако налоговики выяснили, что первоначально в полицию поступило заявление о краже имущества. О пропаже документов заявления не было. О пропаже документов было сообщено дополнительно. Установить, были ли в доме вообще какие-то документы, невозможно. Повис в воздухе вопрос, почему шесть коробок с документами хранили в недостроенном доме, на участке, который вообще принадлежал третьему лицу.
При этом тот самый ИП-должник как-то «удачно» скончался. Правда, налоговики выяснили, что никакого отношения к покупке и хранению риса тот не имел.
Строительные материалы-2. В Книге доходов и расходов обнаружились затраты еще на одну группу стройматериалов. Налоговики выяснили из товарной накладной адрес, куда отправились ТМЦ. Никакого отношения к бизнесу ИП этот адрес не имел. Хозяйка дома от вызовов на допрос уклонилась.
Транспортные расходы. Также в Книге доходов и расходов инспекторы нашли существенную сумму расходов на транспортные перевозки. И никакой первички, которая эти расходы подтвердила бы. По расчетному счету ИП никакой оплаты в адрес транспортной компании тоже не обнаружилось.
Полиция допросила хозяина транспортной фирмы. Тот сообщил, то ИН не знает, услуг ему не оказывал, и никаких денег от него не получал.
Решение суда. Все объяснения предпринимателя судьи посчитали не серьезными. Соответственно, доначисления налоговиков — справедливыми.
Печальные выводы
Мы нередко справедливо возмущаемся, когда налоговики придираются к ошибкам в первичке, снимают из-за этого фактические затраты, и лишают компании права на вычеты.
Также нередко инспекторам приходится сложно, когда налоговая схема искусно оформлена, и просто так придраться к первичке сложно. Налоговикам приходится проводить целые расследования, и ловить налогоплательщиков на косвенных доказательствах.
Но как объяснить действия компаний и ИП, которые просто берут затраты «с потолка», а об оформлении даже не заботятся? Было бы понятно, если бы компания или ИП собирались поработать год-два и исчезнуть. Тогда бы вопросы налоговой проверки их вообще не волновали. Но даже в такой ситуации надо было бы как-то оформить затраты, чтобы пройти хотя бы камералку.
В наших примерах мы видим лиц, которые не только никуда не «исчезли», но дождались выездной проверки. А потом еще дошли до кассации, непонятно на что рассчитывая... Уму непостижимо.
Комментарии
20Реклама из Ярославля?
"И опыт, сын ошибок трудных. И гений, парадоксов друг" (А.С.Пушкин).😊
Деградация шагает семимильными шагами. Ждем момента, когда проверяющие в своем профессионализме сравняются с проверяемыми...
Перечитал дважды решения т.н. "арбитров" и совсем не понял одного, а где или из чего эти "арбитры" сделали вывод в вопросе "для личных нужд"?
Ведь чтобы эти самые "личные нужды" каким-то образом появились, то для этого необходимо в первую голову т.н. личное время, а у ответчика, насколько я понял этого времени нет и даже в проектах.
Хотя могу и ошибаться, т.к. видимо пропустил кем в целом является этот ответчик.😊
Вы правда считаете, что ИП 24 часа в сутки занимается предпринимательской деятельностью? Не спит, не ест, детей не имеет и не воспитывает? Про чтение чего-либо уж не говорю. НК он точно не читает, как и вы ))
Из документов.
Из каких документов, можно поинтересоваться?
Е по первой части, давайте включим логику.
Вот Вы персонально трудитесь на предприятии (без разницы) и делаете это на основании заключенного ТД, в котором определено и время работы условно с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед 13:00-14:00, что по тем же законам являются Вашим ЛИЧНЫМ ВРЕМЕНЕМ.
Или проще говоря с 9 до 18, это Вы отдаете всё предприятию, где никакого личного времени не предусмотрено в принципе и даже отлучиться, уж извините, на горшок.
Всё остальное время этих суток, это уже Ваше личное время и Вы по всей своей сути попросту обычный гражданин, хотите спите, хотите по кабакам шляетесь, утрированно естественно.
ИП имеет официальную регистрацию как хозяйствующий субъект с условно 01 ЯНВАРЯ по 31 ДЕКАБРЯ какого-то года.
Или иными словами до 01.01.ххх он был обычным гражданином и после 31.12.ххх этот персонаж становится обычным гражданином, а все остальное время по существующим нормативам душа и тело принадлежат хозяйствующему субъекту в лице того же ИП.
У Вас, как физ. лица, трудовая деятельность определена трудовым договором. У ИП его трудовая деятельность определена временными рамками в дни. месяцы, годы и в каком промежутке этих длящихся суток Вы узрели свободное/личное время этого ИП, вот это мне и хотелось бы от Вас услышать.
Ну а то, что Вы приводите как пример...\\\\....Не спит, не ест, детей не имеет и не воспитывает?....////, это к делу не относится. Ведь на своей работы условно Вы тоже в рабочее время принесенные с собой пирожки можете кушать, пока зоркий глаз начальства это не видит.
Из обычных таких первичных документов. Если ИП покупает рамы для кровати, шкафы для кухни, кухонную утварь и прочие вещи домашнего обихода (все это перечислено в судебных решениях), то надо быть идиотом, чтобы включать это все в расходы. Если у него не гостиница и не торговля вот этим всем товаром. И если он не рекламирует этот товар (у него рекламная деятельность была, судя по решениям судов).
Нет у ИП трудовой деятельности, у него есть предпринимательская. И она никак не лишает его частной жизни. В противном случае он обязан был бы платить налоги даже с подарков на день рождения. Хотите такую перспективку?
Вам оно конечно видней, ведь профи порой мыслят прямолинейно, как с одной стороны.
С другой, персонаж описанный в статье идет по правильным "граблям" и в будущих периодах очень даже вряд ли допустит подобные ошибки, т.к. "Самый хороший учитель в жизни – опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво".
Касательно второй части, что тоже можно отнести к вышесказанному "профи" и в частности: "А кто Вам сказал, что подарки ДОЛЖНЫ или МОГУТ быть только в материально-осязаемом формате?". Как с другой стороны.
Ну и в третьих. Откройте ГК РФ, Статья 23 и еще раз внимательно прочитайте абз.1, п.1 и особо обратите внимание на п. 3 этой же статьи.
P.S. У меня нет желания учить Вас жизни, однако ........ лучше промолчу.