Здесь по-своему правы обе стороны: автовладельцам катастрофически не хватает места для парковки, а жильцы нижних этажей против того, чтобы под их окнами была автостоянка.
Что же говорит по этому поводу закон
С одной стороны, Градостроительный кодекс допускает размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах (ч. 3 ст. 35).
На региональном уровне это правило детализируется – в частности, закон Московской области о благоустройстве территории (от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ) разрешает размещать и хранить личный легковой автотранспорт на дворовых территориях в один ряд и в отведенных для этой цели местах.
При этом автовладельцы должны обеспечивать беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники (ст. 18).
С другой стороны, законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии и об охране окружающей среды предусматривают право граждан на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ст. 11 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Если же обратиться к действующим санитарным нормам по вопросу размещения автомобиля возле жилых строений, то никакой четкой позиции здесь не наблюдается:
только в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утв. Постановлением Главного санитарного врача от 25.09.2007 № 74) приводится таблица с минимально допустимыми расстояниями от мест хранения легкого автотранспорта до объектов застройки.
От фасада жилого дома и торцов с окнами до открытой автостоянки или паркинга на 10 машино-мест и менее должно быть выдержано, как минимум, 10 метров; до стоянки на 50 машино-мест – 15 метров и т. д. (Таблица 7.1.1).
При этом на гостевые стоянки (для парковки автомобилей посетителей жилых зон) правило о минимальных расстояниях не распространяется (п. 11),
а с 1 января 2021 были отменены СанПиН 2.1.2.2645-10 (утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64), запрещавшие все автостоянки на территориях дворов жилых зданий, кроме гостевых.
В свое время Верховный суд подтвердил законность этого правила, указав на недопустимость постоянной парковки автомобиля вблизи от жилого дома (ВС РФ, определение №АПЛ18-470).
Однако новые правила, введенные с 2021 года, вообще не упоминают никаких запретов относительно автостоянок на территориях жилых зон (СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного санитарного врача от 28.01.2021 № 3).
Права перед ИФНС: как реагировать на требования
Научитесь правильно реагировать на требования ФНС, отличать законные от незаконных запросов и защищать свои права. Практический курс поможет вам уверенно взаимодействовать с налоговой инспекцией.
Сейчас стоимость курса по акции составляет: 12 990 ₽ 4 900 ₽
Мнение судов
Поэтому судебная практика по жалобам граждан, недовольных автостоянкой возле своего дома, большей частью складывается не в их пользу.
Свои отказы суды мотивируют:
недоказанностью факта нарушения прав жильца дома на благоприятную окружающую среду – что превышены уровень шума и концентрация выхлопных газов в воздухе (Третий КСОЮ, определение по делу № 8Г-2217/2022);
отсутствием запрета общего собрания собственников на размещение жильцами своих автомобилей на придомовой территории (Третий КСОЮ, определение по делу № 8Г-16185/2021);
отсутствием законодательного запрета на парковку автомобилей в жилых зонах (Щербинский р-й суд г. Москвы, решение по делу № 2а-94/2018).
Но парковку машины под окнами жилого дома все же могут признать незаконной, если подтвердится, что:
при этом нарушаются противопожарные правила (согласно действующим Правилам противопожарного режима, запрещается использовать для стоянки автомобилей площадки для пожарной техники – ПП РФ от 16.09.2020 № 1479);
нарушаются местные Правила благоустройства территории (например, запрет ставить автомобили на газонах – ст. 8.25 КоАП Москвы);
нарушаются Правила дорожного движения (не допускается стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем дольше, чем 5 минут, запрещается парковка большегрузного транспорта массой свыше 3,5 т возле жилых домов, запрещается парковка автомобиля на тротуаре – п. 17 ПДД).
Комментарии
1Законы здесь явно не на стороне жильцов, особенно проживающих на нижних (1-2-ой) этажи.
У нас на придворовой территории 1-х этажей попросту сами жильцы вкопали бетонные надолбы через 1.5 метра, чтобы автолюбители с парковкой не лезли.
И при всем этом в 100 метрах выстроен новый гаражный комплекс на 6-ть этажей и где как запаркованных машин не более четверти от всего гаражного комплекса.
Понятно в этой ситуации только одно, что платить за парковку мало кто хочет, а на халяву и на газоны, так это запросто.