Ведение бизнеса

Как повысить эффективность деятельности компании при помощи закупок

Роль закупок в компаниях всегда была неоднозначной: для одних компаний это просто функция снабжения, для других – бизнес-партнер. То же самое можно сказать и про метрики эффективности закупок: их много и каждая компания считает их по-своему. Поэтому, говоря про эффективность в закупках, все подразумевают разное.
Как повысить эффективность деятельности компании при помощи закупок
Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Но что в действительности является эффективностью? Стоимость содержания функции, своевременность обеспечения, экономия от снижения затрат или же полная стоимость владения (TCO – total cost of ownership)? Существует много способов и методик в организации закупочного процесса, которые могут сделать закупки эффективнее. Все они хорошо известны и доступны.

Казалось бы, все достаточно просто – берем методологию, трансформируем функцию и получаем эффекты. Но тогда почему до сих пор на рынке столько компаний с низким уровнем зрелости закупок?

Давайте попробуем разобраться.

Стать партнером

Напомню классическую модель трех столпов, на которых держатся закупки: цена, скорость и качество. Рынок никогда не позволит выиграть по всем трем параметрам – это аксиома. И в любой компании, если рассматривать процесс закупки, вы обнаружите, что интересы участников будут различаться. Если смотреть на примере производства, то закупщику нужно дешевле, механику надежнее, а производственнику быстрее.

Создается некая суперпозиция интересов внутри компании, которая, с одной стороны заставляет тщательно выбирать поставщиков, а с другой препятствует быстрому принятию решений. И здесь может быть несколько путей решения на уровне внутренних регламентов по закупкам.

Первый: дать привилегии одной из сторон в принятии решений – и тогда получим «классическое снабжение», когда все срочно и за любую цену, потому что заказчик так требует, либо «диктатуру закупок», везем то, что дешевле и только в регламентные сроки.

Второй путь – партнерский и подразумевает он более гибкую схему в принятии решений за счет внедрения категорийного управления затратами. Такой подход позволяет объединить усилия всех специалистов в достижении лучшего результата и расставить приоритеты и зоны ответственности для каждого участника процесса. Но для такого подхода нужен диалог «на равных» на уровне руководителей функций.

Помимо внутреннего партнерства также важны взаимоотношения с поставщиками. Внедрение системы управления взаимоотношениями с поставщиками или SRM (Supplier Relationship Management) сделает выбор поставщика прозрачным, а также решит ряд других связанных задач, таких как сегментация, оценка, проверка на добросовестность и аудит производства.

Кроме того, система SRM позволит выгружать аналитическую информацию, которая поможет сделать правильные выводы и принять эффективные тактические и стратегические решения.

На российском и зарубежном рынке сейчас существует огромное множество решений в этой сфере. Но выбор такой системы процедура сложная и трудоемкая – вы столкнетесь с выбором между ценой и функциональностью.

Здесь стоит уделить внимание самой методологии выбора. Для начала придется сформировать «лонглист» решений и выбрать те, которые подходят под технические требования. Затем, из получившегося шорт-листа выбрать подходящую исходя из ценовых предложений.

Как показывает практика, если делать выбор исходя из ценового предложения, велика вероятность, что компания приобретет продукт, который снизит ее эффективность, так как не будет отвечать техническим требованиям.

С этого нужно было начать

Обычно трансформацию закупок начинают со стандартизации процессов и их дальнейшей централизации. С точки зрения внедрения изменений так и есть, но нужно учесть, что это возможно только тогда, когда закупки уже являются бизнес-партнером.

Суть состоит в том, чтобы процессы максимально привести к одному виду и объединить в одном месте. Такое изменение повысит не только прозрачность и понимание процессов, но и позволит легко перенести их в учетную систему.

При этом централизация не всегда нужна – есть случаи, когда процессы эффективнее ведутся на местах.

При этом централизация бизнес-процессов и централизация закупок носят разный характер и требуют разных подходов. Суть централизации бизнес-процессов в том, чтобы данными процессами управляли профильные подразделения (документооборот, закупки инициаторами). Суть централизации закупок в объединении закупок сети филиалов, носит стратегический характер и является частью категорийного управления. Здесь нет универсального решения и подход вырабатывается для каждой компании персонально.

Как правило, самая эффективная форма управления – гибридная, когда часть категорий централизуется, а часть остаются децентрализованными.

При принятии решения анализируют следующие параметры:

  • степень унификации закупочной номенклатуры;

  • географическую удаленность подразделений;

  • структуру рынка поставщиков;

  • потенциал сбережений;

  • требуемую экспертизу рынка закупаемых товаров и услуг;

  • изменения уровня цен;

  • запросы конечных потребителей.

Часто для таких трансформационных мероприятий компании обращаются за помощью к внешним консультантам.

Управлять процессом

Проблема эффективности закупок напрямую связана со сложностью самого процесса. Дело в том, что от закупщика в моменте требуется выполнение сразу нескольких задач:

  1. поиск поставщика;

  2. подписание договора;

  3. размещение заказа;

  4. мониторинг поставки;

  5. оплата поставщику;

  6. прием первичной документации.

На практике приоритет отдается поиску поставщика, а остальной процесс страдает. Именно по этой причине важно разделить процесс по составляющим и ответственным. Это позволит делать задачи параллельно, нанять сотрудников с меньшей квалификацией для выполнения простых операций, повысить количество операций на одного сотрудника за счет выполнения однотипных задач, снизить коррупционный риск за счет разделения полномочий.

Но главное – это своевременность выполнения всех необходимых шагов.

При этом у компаний всегда есть выбор каким образом разделить этот функционал: нанять сотрудников, передать в ОЦО или на аутсорсинг. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.

Нанять сотрудников

Плюс такого подхода будет в том, что весь контроль процесса будет в одних руках, появятся должности с меньшими требованиями по компетенциям и более низкой оплатой, что позволит не платить дорого за простые операции, а также выстроить карьерный трек сотрудников внутри компании и выращивать своих экспертов из специалистов.

Минус такого подхода в сложности управления, дополнительной нагрузки на HR и отсутствии гибкости при возникновении пиков нагрузки, так как бюджет на функцию планируется на год.

Передать процессы в свой ОЦО или на аутсорсинг

Плюс такого подхода – такие центры готовы поддерживать уровень сервиса, утвержденный в договоре(SLA – service level agreement). Минус – требуется провести большую работу с персоналом функции и заказчика по налаживанию коммуникаций с сервисной организацией и пройти сложный период выстраивания процесса и культурных изменений.

Решение построить свой ОЦО или отдать на аутсорсинг будет зависеть от общей ситуации в компании, конечного количества передаваемых процессов, срочности реализации и желания либо нежелания дополнительных инвестиций.

Нужно считать всё

В завершение хотел бы сказать о том, что нужно считать. Я не буду заострять внимание на финансовых показателях – они, безусловно, важны и их итак все измеряют.

Поговорим про OTIF (on time in full) – показатель того насколько мы сделали что-то вовремя и в полном объеме. Считается он по формуле:

OTIF = % Количественное соответствие * % Качественное соответствие * % Временное соответствие.

Многие компании измеряют OTIF как показатель своевременности поставки, но для процесса закупки важно отслеживать своевременность соблюдения всех шагов процесса, поэтому рекомендуется считать его раздельно для каждого шага.

Приведу пример: допустим, что закупщик по какой-то причине взял в работу заявку заказчика позже регламентного срока, но поставщик каким-то образом привез вовремя. Если измерять по первой методике, то OTIF будет равен 100% и мы не узнаем, что часть процесса выполняется неэффективно, пока не произойдет срыва поставки, а следовательно не будем принимать никакие меры. Если OTIF измерять по предложенной мною методике и брать за результат меньший показатель OTIF, то он будет равняться нулю. Это создаст прецедент для анализа ситуации и позволит принять соответствующие меры.

Курс повышения квалификации «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ»

Полное погружение в вопросы закупок по правилам 2024 года с тестами и практикой: вы научитесь искать выгодные закупки, пользоваться тендерными площадками, составлять заявки на участие и готовить пакет документов. Сейчас научиться госзакупкам можно по сниженной цене 13 100 7 900 руб.

После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 часа и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора. Станьте специалистом, который поможет бизнесу заработать больше! 

Записаться по акции 

Я намеренно не рассматривал в данной статье ЭДО и автоматизацию процессов в закупках, чтобы сфокусировать читателей на самих процессах закупок. Как видите, закупки – это не только снабжение, но и важный бизнес-партнер. А в самих процессах закупок заложен большой огромный потенциал для улучшений деятельности компании, при этом существенные эффекты можно получить, не уходя в долгие поиски инноваций, а лишь должным образом выстроив процесс и систему контролей.

Комментарии

1
  • увидела знакомую фразу в статье (компаний с низким уровнем зрелости закупок), с удовольствием прочитала. Так все красиво))

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я.

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Интересные материалы

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
25