Понятие спонсорства
Понятие спонсорства определяется в законе «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Согласно пп. 9 и 10 ст. 3 закона № 38-ФЗ спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. А под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней определенного лица как спонсора.
Отсюда следует, что спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. От спонсора – деньги или другие ресурсы, от спонсируемого – рекламная услуга. На это обратил внимание Минфин в письме от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5, разъясняя учет спонсорских вкладов для целей налогообложения прибыли.
Спонсорство нужно отличать от благотворительности, которая носит бескорыстный и безвозмездный характер (закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).
Последствия для «упрощенца» – получателя спонсорской помощи
Учитывая, что спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламные услуги, в УСН его следует признать доходом, увеличивающим налоговую базу по единому налогу (п. 1 ст. 346.15, ст. 249–251 НК, письмо Минфина от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5).
В бухучете «упрощенец» – получатель спонсорской помощи сделает следующие проводки:
Дебет 50, 51 – Кредит 62, субсчет «Авансы полученные» – на сумму поступившего спонсорского вклада;
Дебет 62 – Кредит 90-1 – на сумму выручки от оказания рекламных услуг;
Дебет 90-2 – Кредит 20 (44) – на сумму расходов по оказанию рекламных услуг;
Дебет 62, субсчет «Авансы полученные» – Кредит 62 – на сумму зачтенного аванса.
Факт оказания рекламных услуг, как правило, подтверждается соответствующим актом.
Налогообложение «упрощенца»-спонсора
Если «упрощенец» выступает спонсором, у него возникает вопрос об учете спонсорского вклада в расходах. Уменьшать единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», как известно, могут только расходы, поименованные в закрытом перечне в п. 1 ст. 346.16 НК, при этом спонсорские вклады там прямо не указаны.
Однако выше мы выяснили, что спонсорство подразумевает плату за рекламу. Рекламные расходы в указанном перечне есть – подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК, поэтому учесть спонсорские вклады при налогообложении возможно.
При этом нужно иметь в виду, что рекламные затраты «упрощенцы» учитывают по правилам, предусмотренным для налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, п. 4 ст. 264 НК). А значит, их наверняка придется пронормировать.
Сделать это нужно со всеми расходами, кроме случаев, когда реклама спонсора осуществляется:
- через СМИ (в том числе в печати, по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, либо при кино- и видеообслуживании;
- посредством световой и иной наружной рекламы, включая использование рекламных стендов и рекламных щитов;
- на выставках, ярмарках, экспозициях;
- в рекламных брошюрах и каталогах.
Особое внимание при этом следует уделить документальному подтверждению затрат – и в первую очередь для этого необходим акт на оказание рекламных услуг в счет спонсорского вклада. Также целесообразно иметь иные доказательства рекламирования (фотографии, видеозаписи и т. п., в зависимости от вида рекламы).
В бухучете вклад спонсора отразится следующими проводками:
Дебет 60 (76) – Кредит 50 (51) – на сумму перечисленных денежных средств;
Дебет 44 (20) – Кредит 60 (76) – на сумму признанных расходов.
Итоги
Спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Получатель спонсорской помощи учитывает ее в доходах, облагаемых единым налогом.
Спонсор на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» может учесть затраты на спонсирование тех или иных мероприятий в качестве расходов на рекламу.
Начать дискуссию