ЕНВД

ЕНВД для автоперевозчиков: разъяснения налоговиков

Автотранспортные организации, у которых не более 20 машин, должны перейти на ЕНВД. При этом у них возникает много вопросов. Например, в какой налоговой инспекции надо встать на учет, если они работают в разных регионах? Можно ли в одном регионе работать по упрощенной системе налогообложения, а в другом – платить ЕНВД? На эти вопросы недавно ответили налоговики.

Автотранспортные организации, у которых не более 20 машин, должны перейти на ЕНВД. При этом у них возникает много вопросов. Например, в какой налоговой инспекции надо встать на учет, если они работают в разных регионах? Можно ли в одном регионе работать по упрощенной системе налогообложения, а в другом – платить ЕНВД? На эти вопросы недавно ответили налоговики.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Постановка на учет

Организации или предприниматели, должны платить ЕНВД если соблюдаются два условия:

– они работают в регионе, где введен ЕНВД;

– их деятельность облагается этим налогом.

На это указано в статье 346.28 Налогового кодекса.

Если организация начинает работать в новом регионе, где введен ЕНВД, она должна в течение пяти дней встать на учет в местной налоговой инспекции. Как это сделать, написано в приказе МНС от 19 декабря 2002 г. № БГ-3-09/722.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, фирмы и предприниматели, которые оказывают автотранспортные услуги и при этом имеют не более 20 машин, являются плательщиками ЕНВД.

Однако автотранспортные организации могут перевозить грузы или пассажиров из одного региона, где ЕНВД нет, в другой, где этот налог введен. Поэтому совершенно обоснованно возникает вопрос: какой из регионов будет считаться местом осуществления предпринимательской деятельности?

В письме МНС России от 15 сентября 2003 г. № 22-2-16/20156-аж406 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» (далее – Письмо) чиновники попытались ответить на этот вопрос. Правда, их ответ, вероятно, мало кому придется по душе. Они указали, что организации, которые занимаются перевозками людей или грузов, должны:

– встать на учет в налоговых инспекциях тех регионов, через которые они перевозят людей или грузы;

– платить ЕНВД в этих регионах;

– сдавать декларации по ЕНВД в каждом регионе.

Как это может выглядеть на практике, мы покажем на примере.

Пример

ООО «Меркурий» занимается автоперевозками грузов из Москвы в Московскую область. В автопарке организации, который расположен в Москве, 10 автомобилей. Все машины также зарегистрированы в Москве.

На территории Москвы ЕНВД не введен, в Московской области этот налог действует с 1 января 2003 года.

Поскольку «Меркурий» осуществляет свою деятельность не только в Москве, но и в Московской области, то, согласно Письму налоговиков, он должен также встать на налоговый учет в области.

–конец примера–

Правда, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Если следовать указаниям налоговиков, возникает еще целый ряд вопросов. Например, в какой инспекции региона надо становится на учет: в любой, или в той, через которую проходит маршрут транспорта данной организации? Надо ли становиться на учет в тех регионах, через которые проезжают автомашины фирмы? В какие инспекции нужно подавать декларации по ЕНВД?

Любые неясности в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщиков. Об этом сказано в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса. Таким образом, все спорные моменты перевозчики могут разрешить самым выгодным для себя образом, игнорирую Письмо налоговиков. Правда, в случае спора с ними, свою позицию, скорее всего, придется отстаивать в арбитражном суде.

Аргументы в пользу перевозчика

Позиция налоговиков, изложенная в письме, основана на их толковании такого понятия, как «место осуществления деятельности». Они считают, что это территория тех регионов, по которой транспорт организации-перевозчика возит грузы или пассажиров.

Однако в главе 26.3 Налогового кодекса не сказано, что считать местом осуществления деятельности в данном случае. Поэтому следует использовать термины из других отраслей права. На это указано в пункте 1 статьи 11 Налогового кодекса.

Обратимся к Гражданскому кодексу. В статье 2 этого документа сказано, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли.

Если транспорт организации проезжает через какой-либо регион, то это не может считаться предпринимательской деятельностью на территории данного региона. Провоз груза или пассажиров еще не свидетельствует о намерении систематически получать прибыль в данном регионе. Кроме того, если последовать Письму налоговиков, может возникнуть совершенно абсурдная ситуация: перевозчику придется встать на учет во всех регионах, куда он хоть раз возил груз или пассажиров.

Более правильным было бы считать таким местом территорию, на которой расположен транспорт (автобаза, стоянка). А в регионе, через который осуществляются перевозки, по нашему мнению, вставать на налоговый учет не надо.

В любом случае, отследить, насколько организация-перевозчик соблюдает требования Письма МНС, налоговикам будет очень сложно. Это связано с тем, что инспекторы проверяют только те организации, которые зарегистрированы на их территории. Если же перевозчик не зарегистрируется в тех регионах, через которые он проезжает, то в них и не будут знать о том, что он существует. Проверить автотранспортную организацию смогут лишь сотрудники налоговой инспекции, в которой она изначально зарегистрирована.

Совместить несовместимое

Организация, которая хотя бы в одном регионе платит ЕНВД, не может применять упрощенную систему налогообложения по деятельности, осуществляемой в других регионах. Если следовать логике налоговиков, изложенной в Письме, перейти на «упрощенку» перевозчикам будет очень проблематично. Так, если транспорт организации проезжает через регионы, где введен ЕНВД, работать по упрощенной системе она не имеет права.

Однако если автотранспортная организация с 1 января 2003 года уже работает по «упрощенке», то она может делать это и дальше до конца года. Дело в том, что перейти на общий режим налогообложения предприниматели и фирмы могут только по окончании года. На это указано в пункте 3 статьи 346.13 Налогового кодекса.

Из этого правила есть лишь два исключения: вернуться на обычный режим налогообложения должны те организации, чей доход в 2003 году превысил 15 млн. рублей и те, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн. рублей. Об этом говорится в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. В этих случаях фирмы-перевозчики обязаны уведомить свою налоговую инспекцию о том, что они потеряли право на применение упрощенной системы налогообложения.

Иные ситуации, когда налоговики могут вернуть организацию на общий режим налогообложения, в Налоговом кодексе не предусмотрены. Если инспекторы все же потребуют у фирмы прекратить применение «упрощенки», организации придется обратиться в суд.

Обратим внимание, что с 2004 года ситуация изменится. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ разрешает применять одновременно ЕНВД и упрощенную систему налогообложения. Так что даже те перевозчики, которые в каком-либо регионе платят ЕНВД, смогут применять «упрощенку» в отношении деятельности, которая под ЕНВД не подпадает.

Для того чтобы со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения, организации должны подать в свою налоговую инспекцию специальное заявление. Сделать это необходимо до 30 ноября 2003 года. На это указано в пункте 1 статьи 346.13 Налогового кодекса. Форма заявления установлена МНС России в приказе от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495.

Начать дискуссию