Учет в туризме

Туризм по правилам бухучета

Туристическая деятельность – красивый вид бизнеса, основанный на положительных эмоциях от отдыха. Однако бухгалтеры турфирм этой специфики не замечают, их внимание сосредоточено на множестве тонкостей, которые необходимо соблюдать при грамотном ведении бухучета.

Оксана КУРБАНГАЛЕЕВА

Туристическая деятельность – красивый вид бизнеса, основанный на положительных эмоциях от отдыха. Однако бухгалтеры турфирм этой специфики не замечают, их внимание сосредоточено на множестве тонкостей, которые необходимо соблюдать при грамотном ведении бухучета.

Что такое туризм, наверное, знает каждый. Это когда человек временно покидает место своего постоянного жительства и перемещается в другую точку земного шара. При этом он не зарабатывает деньги, а просто отдыхает, развлекается, узнает что-то новое, поправляет здоровье, занимается спортом или совершает паломничество. При этом отдыхающий старается полностью окружить себя комфортом, и организацию путешествия отпускники, как правило, доверяют фирмам, занимающимся туристской деятельностью. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности», она бывает двух видов – туроператорская и турагентская. Туроператоры формируют, продвигают и реализуют туристам право на тур. Турагенты занимаются исключительно его продвижением и реализацией.

Во всех развитых странах мира туристская деятельность лицензируется. Это связано с тем, что она затрагивает интересы человека, его здоровье, безопасность и социально-экономические права, и потому заниматься ею должны высококвалифицированные профессионалы.

В нашей стране лицензии сроком на пять лет выдает Федеральное агентство по туризму. Причем если турфирма занимается и туроператорской, и турагентской деятельностью, ей придется получать две лицензии. Однако предпринимателям, которые мечтают в 2007 году открыть свою турфирму, организовать деятельность будет гораздо легче. Со следующего года пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ отменяет лицензии для турагентов и туроператоров.

У туроператора свои расходы

Туристский продукт – это комплекс различных услуг, которые предоставляются туристу в зависимости от цели путешествия. Это могут быть услуги по размещению, перевозке, питанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, а также по медицинскому, визовому, культурно-развлекательному. Кроме того, туроператор может по желанию туристов застраховать их от несчастных случаев и болезней или включить услуги гида-переводчика.

Отсюда рождаются и расходы туристской организации, которые подразделяются на два вида. Производственные – связаны с производством туристского продукта, а к коммерческим бухгалтер относит затраты на продвижение и продажу туристского продукта, например расходы на рекламу.

Кроме того, туроператор может в целях налогообложения относить к прямым расходам те затраты, которые отражаются непосредственно на счете 20 «Основное производство». Такая возможность появилась у бухгалтеров благодаря тем изменениям, которые были внесены в пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса Федеральным законом от 6 августа 2005 г. № 58-ФЗ.

Перечень прямых расходов, установленный для целей налогообложения, турагентство должно закрепить в учетной политике. А накладные расходы туроператор в качестве косвенных расходов в полном объеме относит к расходам текущего отчетного периода.

Что же до расходов будущего периода, то предварительно затраты на разработку маршрута отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Здесь же учитывается приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые туроператор предполагает использовать для производства туристского продукта в текущем отчетном периоде или в следующих отчетных периодах. Правда, при условии, что эти права приобретаются комплексно на длительный срок их использования.

Если же права на услуги сторонних организаций с длительным сроком действия не были использованы при производстве туристского продукта и не были проданы обособленно от него, то по окончании срока их действия стоимость этих прав включается в себестоимость турпродукта как технологические потери.

Брать авансы можно только с ККТ

Тур оформляется в виде путевки или ваучера. Выписанная туристская путевка – это письменное согласие на предложение заключить договор на продажу туристского продукта туроператора или турагента. Она является неотъемлемой частью договора на реализацию туристических услуг и документом первичного учета у туроператора или турагента.

В путевке, которая выдается туристу, указываются конкретные условия путешествия и розничная цена тура. Составлением путевки занимается непосредственно туроператор. Для формирования тура оператор заключает договоры с организациями и предпринимателями, оказывающими те или иные услуги.

Туроператор, реализующий путевки с применением кассовой техники, может использовать для оформления любой бланк, в том числе разработанный самостоятельно. Это разрешено письмом Минфина от 19 февраля 2003 г. № 16-00-14/66.

Фирмы, применяющие для оформления путевки бланк строгой отчетности, согласно постановлению Правительства от 31 марта 2005 г. № 171, могут реализовывать путевки населению без применения ККМ.

А вот при получении аванса за оказание туристических услуг ККТ применять обязательно. Об этом говорится в письме Минфина от 8 декабря 2005 г. № 03-01-205-231. Такой же позиции придерживаются и арбитражные суды.

На основании ваучера туристу предоставляются услуги, входящие в состав тура. Ваучер подтверждает факт оказания этих услуг. На его основании производятся расчеты между фирмами.

Единой, утвержденной Минфином формы туристского ваучера на сегодняшний день не существует, и каждая турфирма разрабатывает свои бланки. Обычно ваучер заполняется в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается в учете турфирмы. Второй является основанием для авансового отчета сотрудника фирмы, который сопровождает группу туристов, третий предъявляется принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг и подтверждающих этот факт печатей и подписей, четвертый вручается туристу.

Учет бланков ведется на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения. При использовании бланков путевок их стоимость списывается в дебет счета 26.

Отчетность зависит от договора

При продаже продуктов турфирма может использовать либо договор возмездного оказания услуг, либо договор розничной купли-продажи. При этом определение момента реализации туристического продукта, а следовательно, и период отражения в бухгалтерском и налоговом учете по этим договорам различны. Отличается также и порядок оформления первичных документов.

Прекращение обязательств по договору розничной купли-продажи наступает при передаче путевки туристу. Когда отношения между турфирмой и туристом оформляются договором возмездного оказания услуг, то реализация туристического продукта происходит только после окончания туристической поездки. В бухгалтерском учете оплата путевки отражается как предоплата. При этом турфирма должна отследить процесс оказания туристу входящих в путевку услуг всеми сторонними организациями. Выручка от реализации туристического продукта в бухгалтерском учете отражается в том отчетном периоде, в котором заканчивается действие договора с туристом.

Для бухгалтера основанием для отражения выручки служат следующие первичные документы: ваучер с отметкой о факте оказания услуг и акты, подписанные туроператором с организациями, оказывающими услуги. Стоит также обратить внимание, что в пункте 51 Методических рекомендаций моментом определения выручки от продажи туристского продукта названа дата окончания тура. В то же время, согласно статье 6 Закона № 132-ФЗ, между туристом и туроператором или турагентом заключается договор розничной купли-продажи. Такая формулировка предполагает, что моментом определения выручки от продажи турпродукта является дата передачи его туристу.

Поэтому пока существуют такие противоречия в законодательстве, турфирмам рекомендуется закрепить в учетной политике выбранный ими вид договора, по которому будет продаваться турпродукт. От этого документа и будет зависеть момент отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации туристского продукта.

Курорты России НДС не облагаются

У туроператоров, которые занимаются турами по России, начисляют НДС по ставке 18 процентов на стоимость реализованной путевки. А суммы НДС, предъявленные поставщиками услуг, учитывают на счете 19 и на основании полученного счета-фактуры возмещают из бюджета.

В России не облагаются налогом лишь услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, которые расположены на территории РФ. При условии, что их путевки или курсовки оформлены на бланках строгой отчетности. Кроме того, бухгалтерам не нужно начислять НДС на стоимость тура, организованного за пределами территории РФ.

Что же касается налога на прибыль, то здесь все зависит от метода расчета. Если бухгалтерия применяет метод начисления, то выручка от продажи путевок признается доходом в момент их реализации. При этом не имеет значения, когда эти путевки будут оплачены. Туроператоры в качестве даты реализации путевок туристам могут выбрать день передачи туристу путевок и полного комплекта документов или же день окончания тура.

Если турфирма применяет кассовый метод при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а расходы – когда они фактически оплачены.

Следовательно, если туристская компания использует кассовый метод, то датой реализации путевок считается тот день, когда деньги за них поступили на расчетный счет или в кассу. Кроме того, в этом случае предварительная оплата туров также считается выручкой.

Туристический хит

Самой удобной и распространенной формой туристской путевки является ТУР-1 «Туристическая путевка». Она утверждена письмом Минфина от 26 марта 1996 г. № 16-00-30-19. Кроме того, различные бланки строгой отчетности для предприятий сферы туризма можно найти в письмах Минфина от 10 декабря 1999 г. № 90н, от 16 июня 1994 г. № 16-30-65, от 14 февраля 1995 г. № 16-00-30-13, а также в приказе Минфина от 25 февраля 2000 г. № 20н. Правда, действуют они только до 1 января 2007 года.

Чтобы бланк строгой отчетности был полноценной заменой кассового чека, его нужно правильно заполнить. Например, дополнить обязательными реквизитами, такими как наименование организации, ИНН и код по ОКПО.

Начать дискуссию