О. Овчинникова, эксперт ПБ
Казалось бы, что теперь обеспечить бизнес всем необходимым не составляет особого труда. Но нередко, чтобы приобрести действительно стоящий товар, нужно обращаться к посреднику.
Технология производства задает требования к исходному сырью и материалам, определяет параметры оборудования. Но покупателя интересуют еще качество товара и репутация производителя, цена, сроки и периодичность поставки, порядок оплаты и многое другое.
Третий не лишний...
Выходя на рынок, покупатель рискует напрасно потратить время и деньги в поисках подходящего варианта. Ему проще возложить решение этой задачи на посредническую фирму. Например, обязать ее провести сравнительный анализ предложений, оформить договор, организовать транспортировку и хранение товара.
...но замедляющий
При составлении договора в интересах заказчика закрепить некоторые моменты, значимые для расчета налогов. Покупателю удобнее, чтобы посредник действовал от его имени по договору поручения или агентирования (по типу поручения).* При таком раскладе продавец выписывает счет-фактуру на имя доверителя (принципала), а поверенный (агент) просто передает бумаги покупателю. Тогда система налогообложения, которую применяет посредник, не помешает исполнить поручение.
А если посредник действует от своего имени, документооборот усложняется. Продавец оформляет счет-фактуру на имя комиссионера (агента). Комиссионер (агент) регистрирует этот документ в журнале полученных счетов-фактур без отражения в книге покупок. Затем он выписывает дублирующий счет-фактуру уже от своего имени, со своей нумерацией и хронологией. Один экземпляр передает комитенту (принципалу), а второй оставляет для регистрации в журнале выставленных счетов-фактур. В книге продаж комиссионера (агента) сведений об этом счете-фактуре быть не должно. Такой порядок установлен в письме МНС России от 21 мая 2001 г. № ВГ-6-03/404. Его следует придерживаться и тем комиссионерам (агентам), которые не обязаны сами платить НДС (письмо Минфина России от 22 марта 2005 г. № 03-04-14/03). Только счет-фактуру на сумму своего вознаграждения этим посредникам выставлять не надо.
Очевидно, что в любом случае до покупателя счет-фактура доходит с некоторой задержкой. Ее можно сократить, если оговорить максимальный срок, способ доставки документов и ответственность за нарушение этих условий.
Для импортеров, которые заключают договор комиссии, щепетильность партнера в вопросе оформления документов имеет особенное значение. Комитент не может принять к вычету входной НДС по импортируемым товарам на основании счета-фактуры, выписанного комиссионером. Об этом напомнил Минфин России в своем письме от 23 марта 2006 г. № 03-04-08/67. Покупателю необходимо иметь и зарегистрировать в книге покупок таможенную декларацию (или ее копию), а также документ о том, что комиссионер в ходе таможенного оформления ввозимых товаров уплатил НДС.
Рассмотрим на примере, как ведется бухгалтерский учет при импорте товара через посредника.
Пример
ЗАО «Алмаз» приобретает по договору комиссии с ЗАО «Изумруд» импортные материалы. Максимальная цена покупки 20 000 долларов США. Курс доллара, установленный Банком России на дату покупки валюты, – 27,08 руб./USD, курс продажи в банке комиссионера – 27,20 руб./USD. Курс доллара, установленный Банком России на дату оплаты товара, – 27,02 руб./USD. Стоимость услуги банка по продаже валюты – 5440 руб. Вознаграждение комиссионера – 35 400 руб. Таможенная пошлина составила 81 100 руб., таможенный сбор – 811 руб. НДС, уплаченный на таможне, – 111 870 руб. Для расчетов с поставщиком ЗАО «Алмаз» перечислило в адрес ЗАО «Изумруд» 700 000 руб.
В бухгалтерском учете комиссионера сделаны проводки:
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комитентом»
– 700 000 руб. – поступили от комитента средства на покупку материалов;
Дебет 57 Кредит 51
– 560 000 руб. – перечислены средства на транзитный счет для покупки валюты;
Дебет 52 Кредит 57
– 541 600 руб. (20 000 USD x 27,08 руб./USD) – зачислена приобретенная валюта;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 57
– 5440 руб. – отражены за счет комитента услуги банка по конвертации валюты;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 57
– 2400 руб. (20 000 USD x (27,20 руб./USD – 27,08 руб./ USD)) – начислен к возмещению комитентом убыток, возникший при конвертации в связи с разницей курса ЦБ РФ и внутреннего курса продажи валюты;
Дебет 51 Кредит 57
– 10 560 руб. – зачислен на расчетный счет неиспользованный при конвертации остаток рублевых средств;
Дебет 60 Кредит 52
– 540 400 руб. (20 000 USD x 27,02 руб./USD) – перечислены поставщику валютные средства за материалы;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 52
– 1200 руб. (20 000 USD x (27,02 руб./USD – 27,08 руб./ USD)) – увеличена на сумму курсовой разницы задолженность комитента;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 60
– 540 400 руб. (20 000 USD x 27,02 руб./USD) – отражены за счет комитента расходы на материалы;
Дебет 002
– 540 400 руб. – поступили на ответственное хранение закупленные материалы;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 51
– 81 100 руб. – отражена за счет комитента таможенная пошлина;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 51
– 811 руб. – отражен на счет комитента таможенный сбор;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 51
– 111 870 руб. ((540 400 руб. + 81 100 руб.) x 18 %)– уплачен НДС за счет комитента;
Кредит 002
– 540 400 руб. – переданы комитенту закупленные материалы;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 90-1
– 35 400 руб. – начислено за счет комитента комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 5400 руб. – начислен НДС по комиссионному вознаграждению, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комитентом»
– 78 621 руб. (5440 + 2400 + 540 400 + 1200 + 81 100 + 811 + 111 870 + 35 400)– поступили от комитента средства в возмещение расходов комиссионера.
Бухгалтерский учет у комитента:
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» Кредит 51
– 700 000 руб. – перечислены комиссионеру средства на покупку материалов;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 540 400 руб. – приняты на учет материалы, поступившие от комиссионера;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 81 100 руб. – включена в стоимость материалов таможенная пошлина;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 811 руб. – включен в стоимость материалов таможенный сбор;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 111 870 руб. (540 400 руб. + 81 100 руб.) x 18 % – отражен НДС, уплаченный комиссионером;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 2400 руб. (20 000 USD x (27,20 руб./USD – 27,08 руб./ USD)) отражен убыток, возникший при конвертации в связи с разницей курса ЦБ РФ и внутреннего курса продажи валюты;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 1200 руб. (20 000 USD x (27,02 руб./USD – 27,08 руб./ USD)) отражена курсовая разница (убыток) от покупки валюты;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 5440 руб. – отнесена к операционным расходам оплата услуг банка по конвертации валюты;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 30 000 руб. – включено в стоимость материалов комиссионное вознаграждение;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комиссионером»
– 5400 руб. – отражен НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 5400 руб. – принят к вычету НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 111 870 руб. ((540 400 руб. + 81 100 руб.) x 18 %) – отражен НДС, уплаченный комиссионером на таможне;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» Кредит 51
– 78 621 руб. – перечислены комиссионеру средства в возмещение расходов.
Начать дискуссию