Налоговые проверки

От проверки до ужаса один шаг

Внеплановая проверка внеплановой проверке рознь. Мы убедились в этом, выслушав двух главных бухгалтеров успешных столичных компаний. Некоторые несущественные детали опущены.

Внеплановая проверка внеплановой проверке рознь. Мы убедились в этом, выслушав двух главных бухгалтеров успешных столичных компаний. Некоторые несущественные детали опущены.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ

Стоило руководству моей фирмы уехать в командировку, как через час появились "люди в масках" - не правда ли, странное совпадение? И началось то, что нам показывали по телевизору в репортажах с обысков в офисах известных компаний.
Постановление о проверке было предъявлено нам только через два дня. А непосредственно во время "визита" нам лишь показали удостоверения - но попробуй из-за этого не впусти таких проверяющих! А тем же вечером мне "оттуда" по какому-то вопросу позвонили домой, что тоже не добавило спокойствия.

После допросов у меня осталось, мягко говоря, не самое приятное впечатление об отношении следователей. Мне показалось, что, несмотря на то, что вина допрашиваемого в ходе следствия еще не доказана, к нему заранее относятся как к нарушителю закона. Атмосфера в кабинете следователя вообще была невыносимой - такого мощнейшего прессинга я на себе никогда не испытывала.
Все что от меня было нужно, это подписать соответствующий акт, и мои мучения сразу бы закончились. Но такими действиями я бы признала вину моей компании. Я этого не сделала... А однажды следователь объявил, что я попадаю под амнистию (по личным факторам, а не как должностное лицо, естественно). То есть, чтобы все мучения прекратились, мне оставалось только принять "помилование". Естественно, я обрадовалась, и решила поделиться новостью с шефом. Однако мой начальник объяснил мне, что наверняка за этим последует - если я приму амнистию, значит, я косвенно признаю свою вину. А в таком случае, поскольку он-то под нее не попадает, с ним и компанией все будет решено.

...Когда я приехала к следователю, он уже печатал соответствующий протокол. Не стоит говорить, что он не ожидал моих слов - "Я ничего не подпишу. Если мы виновны - подавайте на нас в суд"...

Проверка продолжалась в течение полугода. Естественно, предприятие все это время почти не работало, ведь были опечатаны склады, конечно же, не было заказов - стоит ли говорить, что бизнес развалился?

Следствие закрыли - нашу вину доказать не смогли. До суда вообще не дошло. А заинтересованные в развале нашего бизнеса коммерсанты, таким образом, добились того, чего хотели.

Говорят, что друг познается в беде. Коллега - тоже. С одним из тех, кто вместе со мной проходил через все эти ужасы, мы работаем до сих пор. И очень дружим.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. ...БЕЗ НЕРВОВ

Налоговая проверка проводилась на моей фирме дважды. И оба раза - "незваным гостем". Предыстория такова: в связи с изменениями в Уставе фирмы нам потребовалось поменять юридический адрес. Я, как законопослушный бухгалтер, сообщила в налоговую, что юридический и фактический адреса теперь у нас не совпадают. Как только я вернулась в офис, мне позвонил мой инспектор и сообщил, что завтра нас ждет внеплановая проверка.

После ее проведения, нам сообщили, что мы нарушаем закон - поскольку мы арендовали помещение в учреждении, которое не было зарегистрировано как арендодатель, налоговая инспекция решила, что мы не могли списывать расходы на аренду соответствующим образом.... Хотя, мне кажется, они решили так: поскольку мы меняем юридический адрес, значит, работаем не по закону.

И для дачи показаний меня, естественно, вызывали. В целом, на допросах ничего страшного не происходило. Давили, конечно - не без этого. Но я держалась стойко! Должна сказать, что никаких претензий к действиям следователей во время допросов у меня не осталось. Вели они себя достаточно корректно. Положительных эмоций, естественно, тоже не осталось, но, все же, я не могу их в этом винить - такая у них работа.

Обвинение было предъявлено и, соответственно, дело дошло до арбитражного суда. Процесс мы выиграли. А плановых проверок после этой и еще одной, так сказать, "по горячим следам", у нас больше не было...

Константин МАКСИМЮК,
"Вестник московского бухгалтера"

Начать дискуссию