Подотчет, командировки

Банки указали, на что расходовать выручку

За последнюю неделю многие организации получили извещения от банков о том, что с 1 июля 2006 года расходовать денежную выручку из кассы они смогут только на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Потратить наличную выручку из кассы организации можно только на зарплату.

Ольга Мацнева

За последнюю неделю многие организации получили извещения от банков о том, что с 1 июля 2006 года расходовать денежную выручку из кассы они смогут только на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

То есть из списка разрешенных целей расходования наличной денежной выручки исключаются: приобретение ГСМ, командировочные расходы, покупка канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплата срочных ремонтных работ и выплата возмещения убытков по договорам страхования физических лиц. Таким образом, если организации необходимо приобрести, например, канцелярские принадлежности, то взять на эти цели наличные деньги из кассы (выдать их под отчет сотруднику) – нельзя.

С чем это связано?

Организации по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами.

Цели расходования наличной денежной выручки устанавливались п.3 указания Центрального Банка от 12.11.1996 № 360 «О первоочередных мерах по выполнению указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».

В соответствии с указанием, юридические лица, не имеющие задолженности по платежам в бюджет, по согласованию с обслуживающими их банками, могли расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц.

Однако, в связи тем, что указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1212 утратил силу с 5 февраля 2005 года, указание Банка России от 12.11.1996 № 360 также не подлежит применению.

В настоящее время при определении целей расходования денежной выручки, поступающей в кассу организации, необходимо руководствоваться пунктом 2 указа Президента РФ от 14.06.1992 № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» и пунктами 7, 11 порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка РФ от 22.09.1993 № 40, в соответствии с которым организации могут расходовать наличную денежную выручку на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Таким образом, поступающие в кассу предприятия наличные денежные средства могут расходоваться только на указанные цели, вся остальная сумма выручки сверх установленного лимита должна быть сдана в банк.

Почему сейчас?

Несмотря на то, что указ Президента № 1212 и разъясняющее его указание ЦБ № 360 утратили силу 5 февраля 2005 года, письмо с разъяснениями относительно порядка расходования денежной выручки из кассы организации появилось совсем недавно (письмо Московского ГТУ Банка России от 19.06.2006 № 26-13-4-16/40598 «О применении указания Банка России от 12.11.1996 г. № 360» вступает в силу с 1 июля 2006 года).

Банки направили извещения организациям, руководствуясь данным письмом.

Ответственность

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ. Это:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

За нецелевое использование организацией наличной выручки ответственности закон не предусматривает. Следовательно, выдавая наличные деньги из кассы по подотчету, организация формально нарушает п.7 порядка ведения кассовых операций, но оштрафовать организацию за это нарушение никто не сможет. Ни в Налоговом кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях статьи, предусматривающую ответственность за это нарушение, просто нет.

Возможное решение

В случае возникновения необходимости осуществления хозяйственных, командировочных и др. расходов в наличной форме, денежные средства следует получать по чеку с расчетного счета организации через кассу банка. Письмо Банка России от 19.06.06 № 26-13-416/40598 о целях расходования наличной денежной выручки, поступающей в кассу организации, никак не касается денежных средств, полученных с расчетного счета.

Кроме того, надо переделать лимит остатка кассы на предмет исключения из лимита фразы о возможности расходования выручки на хозяйственные нужды.

Таким образом, операция выдачи денег под отчет может выглядеть так:

получена выручка от клиентов ->

оприходована полученная выручка ->

сдана в банк ->

выписан чек на получение в банке наличных денег на командировки, хозяйственные нужды и т.д. ->

снова оприходована в кассу ->

сумма выдана под отчет.

 

Начать дискуссию