Налоги, взносы, пошлины

Если партнер – гипермаркет

Популярность Ашана, ИКЕИ, OBI в среде розничных покупателей вызывает у оптовых поставщиков желание разместить свой товар в сетевых магазинах. При этом надо учесть, что типовой договор на поставку товаров в гипермаркет содержит ряд «занимательных» условий.

Д. Васильев, гл. бухгалтер фонда «ИФРУ»

Популярность Ашана, ИКЕИ, OBI в среде розничных покупателей вызывает у оптовых поставщиков желание разместить свой товар в сетевых магазинах. При этом надо учесть, что типовой договор на поставку товаров в гипермаркет содержит ряд «занимательных» условий.

Плата за партнерство

Во-первых, с поставщика попросят вступительный взнос, так называемую плату за вход в магазин. Чиновники ФНС считают, что этот взнос нельзя учесть как расход для целей налогообложения прибыли (письмо УМНС по г. Москве от 2 апреля 2004 г. № 26-12/22895).

Во-вторых, гипермаркет регулярно и настойчиво будет предлагать за отдельную плату свои услуги по выкладке товара или мерчендайзинг (от английского merchandise – искусство торговать). В нашем случае это упорядоченное размещение товара.

В-третьих, поставщику предложат оплачивать аренду промо-мест за кратковременное размещение товара на лучших местах в торговом зале.

По условиям договора купли-продажи (поставки) право собственности на товар переходит к гипермаркету (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Впоследствии он реализует уже свое имущество. Налоговая служба возражает против того, чтобы затраты на размещение уже не своего товара уменьшали облагаемую базу по налогу на прибыль. Они экономически не обоснованы (письмо УФНС по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 20-12/ 43635). А представители Минфина в свою очередь считают, что невозможно отразить факт исполнения услуги, если задача была «обеспечить присутствие товара» или «обеспечить долю выкладки», «обеспечить текущий минимальный запас». К тому же без акта об оказании услуг такие затраты останутся документально не подтвержденными (письмо Минфина России от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/170).

В бухгалтерском учете такие затраты следует отразить в составе прочих внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99).

Пример 1

ЗАО «Актив» работает с гипермаркетом «У нас есть все» по договору поставки хлебобулочных изделий.

Минимальное количество часов проведения акции в день – 4.

Минимальное количество дней проведения акции – 4.

Поставщик оплатил восьмидневное (с понедельника по понедельник) размещение на промо-местах поставленного им хлеба по расценкам в соответствии с прайс-листом магазина.

Кол-во промо-мест
Предоставление промо-места
Ставка за 1 час (руб.) с учетом НДС
Пн. – Ср.
Чт. – Вс.
1
177
236

Стоимость промоакции составила 6608 руб. (177 руб./ч x 4 ч x 4 дн. + 236 руб./ч x 4 ч x 4 дн.), включая НДС – 1008 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Актив» сделаны проводки:

Дебет 76 Кредит 51

– 6608 руб. – перечислено по счету за проведение промоакции;

Дебет 91-2 Кредит 76

– 5600 руб.– отнесены в состав внереализационных расходов услуги гипермаркета по проведению промоакции;

Дебет 19 Кредит 76

– 1008 руб.– отражена сумма НДС по услугам гипермаркета.

Еще один повод выманить деньги у поставщика – разнообразные акции. Вполне возможно, что периодически придется спонсировать «дни рождения» торговой сети с размещением рекламы товаров поставщика в праздничных каталогах, с объявлениями о компании по радио магазина. Затраты, связанные с проведением рекламных акций, могут уменьшать у поставщика облагаемую базу по налогу на прибыль. Правда, Налоговый кодекс устанавливает норматив, согласно которому для целей налогообложения подобные расходы берут в размере, не превышающем одного процента от суммы выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Но в нашем случае есть еще одно ограничение. Рекламное сообщение должно касаться самой компании-поставщика. В отношении рекламы товара действует тот же принцип: чужой товар – затраты экономически не обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вымогательство – в рамки!

Как правило, магазин предлагает всем своим контрагентам единую схему отношений. Но это не значит, что поставщики должны переплачивать налог на прибыль. У каждого из них есть возможность при заключении договора учесть и свои интересы. Практика показывает, что гипермаркеты готовы повернуться «лицом» к самым грамотным и юридически подкованным.

Внести изменения в стандартную «рыбу» договора получится вряд ли. Но поставщик может подготовить протокол разногласий и в нем предложить формулировки, которые устраивают его с налоговой точки зрения.

Например, в типовом договоре есть фраза: «Поставщик уплачивает вступительный взнос в сумме 5900 долларов США (в том числе НДС – 900 долларов США) за право поставки своих товаров в каждый вновь открывающийся магазин торговой сети». Из этого пункта вытекает, что поставщик не сможет уменьшить налог на прибыль на 1416 долларов США (5900 долларов США ) ) 24%). Этого можно избежать, заменив формулировку на более приемлемую: «Покупатель обязан провести маркетинговые исследования потребительского спроса населения на товары, аналогичные товарам Поставщика, в каждом новом районе, где будут открыты магазины торговой сети Покупателя, передать эту информацию Поставщику. За выполнение этих работ Поставщик обязан уплатить Покупателю 5900 долларов США (в том числе НДС – 900 долларов США)».

Теперь задача состоит в том, чтобы подготовить документы, подтверждающие маркетинговые исследования. Сведения для акта об оказанных исполнителем услугах можно взять, например, из ценового листа. Его утверждают стороны при заключении договора. Источником могут быть также и отчеты по продажам, которые ведет каждый уважающий себя гипермаркет.

В бухгалтерском учете затраты на такую операцию попадают в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 от 6 мая 1999 г. № 33н). В налоговом учете это прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 27 ст. 264 НК РФ).

Магазины просят... скидок

Любая торговая сеть, заключая договоры с поставщиками, обязательно предусмотрит скидки за выполнение определенных условий контракта, например о досрочной оплате товара или размере торгового оборота.

Для поставщика очень важно, как предоставить скидку и оформить документы. Ведь в дальнейшем придется доказывать налоговикам, что речь идет именно о скидке, а не о чем-нибудь другом. Минфин предлагает свою классификацию того, что в бизнес-среде называют скидкой. Понятия определены в письме от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/ 1/190. Собственно скидкой со всеми вытекающими налоговыми последствиями чиновники признали только изменение цены единицы товара. Другие варианты без изменения цены единицы товара скидкой (для целей расчета налогов), по мнению финансистов, считать нельзя. Например, премию покупателю нужно рассматривать как безвозмездную передачу имущества, а пересмотр суммы его задолженности – как прощение долга.

С 1 января 2006 года премию покупателю у поставщика можно отразить в составе внереализационных расходов (п. 19.1 ст. 265 НК РФ). А вот с прощеными долгами дело обстоит сложнее. В разряд безнадежных они не попадают: «не дает» пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса. Значит, их нельзя включить и в состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса. Помимо всего прочего суммы таких «не совсем скидок» облагают НДС.

Но все же у поставщика остаются шансы исполнить требование магазина о предоставлении скидок без налоговых потерь. Для этого, во-первых, нужно принять двустороннее решение о скидках, зафиксировать условия их предоставления в договоре или дополнительном соглашении к нему. Во-вторых, использовать «дозволенные» виды скидок. Оптимальный вариант – снижение цены единицы товара. В-третьих, необходимо помнить об ограничениях статьи 40 Налогового кодекса и применять скидки в границах 20 процентов отклонения.

Если деньги не приходят

Сетевые магазины часто нарушают график платежей. Тут важно не забывать, что помимо штрафных санкций есть другие способы разрешения конфликта. Вот, к примеру, гипермаркет должен оплатить поставщику товар, а тот в свою очередь обязан рассчитаться за услуги гипермаркета по исследованию рынка. Значит, можно провести зачет встречных требований, если в договоре не прописано, что расчеты ведутся только наличными деньгами или безналичными перечислениями. О таком варианте следует помнить поставщику, который долго и безуспешно ждет платежа. Ведь деньги могли быть учтены во взаимозачетах. Односторонний зачет встречных требований вполне допустим. Обязательство одной из сторон прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил (ст. 410 ГК РФ). Ждать согласия другой стороны, подписывать двусторонний акт не обязательно. Для зачета достаточно заявления одной из сторон.

Пример 2

Возьмем данные из образца письма-заявления о зачете взаимных требований. В бухгалтерском учете у поставщика сделаны проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 44 486 руб. (30 090 + 14 396) – отгружены товары гипермаркету;

Дебет 90-3 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по НДС»

– 6786 руб. (44 486 руб. x 18/118) – начислен в бюджет НДС по реализованным товарам;

Дебет 44 Кредит 76

– 37 700 руб. (44 486 – 6786) отнесена на издержки обращения стоимость услуги гипермаркета;

Дебет 19 Кредит 76

– 6786 руб. – отражен НДС по услугам гипермаркета;

Дебет 76 Кредит 62

– 44 486 руб.– произведен зачет встречных требований.

В договоре нужно предусмотреть сроки проведения расчетов в такой форме, чтобы всегда иметь достоверные графики ожидаемых денежных поступлений. Не будет лишним установить тесную связь с бухгалтерией сетевого магазина и регулярно сверять данные по зачету встречных требований.

для справки

Соглашаясь заплатить за выкладку и аренду промо-мест, поставщик тратит деньги на то, чтобы увеличить объем продаж чужого товара. Это экономически не обосновано (письмо УФНС по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 20-12/43635)

между делом

Известен случай, когда налоговая инспекция отказала гипермаркету в зачете НДС из-за неправильно оформленных счетов-фактур поставщиков. Руководители магазина не растерялись. Они переложили ответственность на те фирмы, которые представили «плохие» документы, ведь санкции за это были предусмотрены в договоре между гипермаркетом и поставщиками.

образец

Письмо-заявление о зачете взаимных требований

г. Москва

31 июля 2006 г.

ЗАО «У нас есть все» заявляет о зачете взаимных требований между ЗАО «У нас есть все» и ЗАО «Актив» согласно статье 410 ГК РФ.

ЗАО «Актив» по договору № 514/30-ОХ-Э-018 от 18 августа 2005 г. передало в собственность ЗАО «У нас есть все» товары по следующим расчетным документам:

Документ-основание Сумма
Товарная накладная № 114 от 19 июля 2006 г. 30 090 рублей 00 копеек
Товарная накладная № 189 от 29 сентября 2005 г. 14 396 рублей 00 копеек
ИТОГО 44 486 рублей 00 копеек

ЗАО «У нас есть все» по договору № 514/30-ОХ-Э-018 от 18 августа 2005 г. оказало ЗАО «Актив» услуги, подтвержденные следующими расчетными документами:

Документ-основание Сумма
Акт сдачи-приемки работ № 2637 от 31 июля 2006 г. 44 486 рублей 00 копеек
ИТОГО 44 486 рублей 00 копеек

Генеральный директор ЗАО «У нас есть все» Тагина Тагина Н. С.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию