Налоговые проверки

Ждите налоговых проверок!

Опубликован Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». В документе практически полностью переписаны главы, посвященные налоговым проверкам. Что ожидает налогоплательщиков, корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин выяснил у Руслана Курбанова, руководителя юридического департамента ООО «Аудит – Новые технологии».
Ждите налоговых проверок!
Руслан Курбанов, руководитель юридического департамента ООО «Аудит – Новые технологии»

Опубликован Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». В документе практически полностью переписаны главы, посвященные налоговым проверкам. Что ожидает налогоплательщиков, корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин выяснил у Руслана Курбанова, руководителя юридического департамента ООО «Аудит – Новые технологии».

Принятый закон вносит большое количество изменений в НК РФ (более 150). Охарактеризуйте, пожалуйста, характер этих изменений, на ваш взгляд, это больше технические изменения, либо принципиальные, кардинально меняющие существующую систему налогового администрирования?

Безусловно, изменения внесенные законом № 137-ФЗ нельзя назвать техническими. По крайней мере, первая часть Налогового кодекса этим законом изменена так, как до сих пор никогда не менялась. Появились процедуры, которых до сих пор не знало российское налоговое законодательство. Взять хотя бы возможность принятия налоговым органом обеспечительных мер: теперь после принятия решения по результатам налоговой проверки налогоплательщику может быть запрещено отчуждать имущество, а также налоговый орган может приостановить операции по счетам налогоплательщика. Причем, инспекция может фактически парализовать работу предприятия в случае, если «есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения». При этом, как обычно не указано, что следует понимать под этими «достаточными основаниями».

Станет ли жизнь российского налогоплательщика более ясной?

Знаете, любой закон, как бы он хорошо не был написан, всегда оставляет неясности и поле для различного толкования, тем более, когда каждая из сторон заинтересована в различной интерпретации положений закона. Безусловно, существующий Налоговый кодекс далеко не идеален, однако многие его положения уже истолкованы Высшим арбитражным судом, и, соответственно, определенная ясность в применении Кодекса уже появилась.

 Принятие же таких серьезных изменений, конечно, породит споры, вызванные различным толкованием положений закона, тем более, что далеко не все в законе прописано исчерпывающим образом. Так, в соответствии с новой редакцией статьи 89 Налогового кодекса, налоговики получают право на проведение повторных выездных налоговых проверок в случае, если организация подаст уточненную налоговую декларацию, уменьшающую сумму ранее начисленного налога. При этом, вопреки логике в статье отсутствуют указания на то, что повторной проверке подлежит тот же налог, в отношении которого подается уточненная декларация. К чему это может привести (и я почти уверен, что приведет!):  налогоплательщики, уточняя, например, налог на имущество на незначительные суммы, будут вынуждены столкнуться со всеми «прелестями» общения с инспекторами в формате выездной проверки, причем результатом такого общения могут стать многомиллионные доначисления, как по уточненному налогу, так и по иным налогам. Конечно же, все это породит новые споры с налоговой инспекцией!

По вашему мнению, новый закон дает больше возможности для маневренности для налоговых органов или для налогоплательщиков?

Однозначно у налогоплательщиков осталось меньше возможностей для реализаций своих, в том числе и конституционных прав. Яркий пример: сейчас, получив решение по результатам налоговой проверки, организация может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в суд, либо одновременно и в суд, и в вышестоящую  инспекцию, реализуя тем самым свое право на судебную защиту. Новый закон предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования решения инспекции, то есть теперь, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщики должны обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Соответственно, помимо того, что право налогоплательщика на судебную защиту теперь обусловлено соблюдением определенного «претензионного» порядка, налогоплательщики фактически лишены возможности на применение обеспечительных мер, предусмотренных Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. Ведь к моменту, когда у налогоплательщика появится возможность обжалования решения инспекции в суд, пройдет как минимум один месяц и инспекция к этому времени благополучно взыщет все  начисленные налогоплательщику налоги, пени и штрафы. И это только один пример ущемления прав предпринимателей!

К какому разделу нового закона налогоплательщикам следует отнестись с особым вниманием? 

Наибольшим изменениям подверглась глава 14 Кодекса «Налоговый контроль». Можно сказать, что с нового года мы получим принципиально новую редакцию данной главы. И поскольку все, что связано с налоговыми проверками и прочими формами налогового контроля, затрагивает налогоплательщиков самым непосредственным образом, я бы советовал к началу нового года не только изучить Закон 137-ФЗ, но и по возможности, обзавестись комментариями юристов.

После принятия этого закона начинается мораторий на внесение изменений в Налоговый Кодекс. Но все ли необходимые на сегодня изменения в части налогового администрирования произведены? Ничего не упущено?

На самом деле, идея с мораторием мне вообще кажется странной. Стабилизация налогового законодательства заключается не в отказе от внесения изменений в Кодекс. Наоборот, это часто бывает необходимо! Для устойчивости налоговых отношений нужна неизменность определенных принципов, заложенных в основу налоговой системы, а у нас, к сожалению, эти принципы зачастую подвержены конъюнктурным изменениям.

По вашему мнению, в части налогового администрирования достигнут ли баланс между предпринимателями и налоговыми органами?

Нет, однозначно нет. Принятый закон еще больше обнаружил наблюдающийся в последние годы в судебной практике крен в сторону усиления фискального давления на налогоплательщиков.

Принятый закон поспособствует решению проблемы ухода от уплаты налогов?

Думаю, что да. У налоговых органов, конечно же, появилось больше возможностей для борьбы с этим явлением. Вопрос только в том, почему от этого должны страдать добросовестные налогоплательщики

Начать дискуссию