Московская прокуратура завела более 300 уголовных дел на главных бухгалтеров

Бухгалтеры попали в поле зрения московской прокуратуры. Как считают служители закона, для главбухов необходимо ужесточить условия, при которых наступает уголовная ответственность. В первую очередь это касается ситуаций, когда компанию обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Специалисты учета между тем пока не готовы разделить вину с директорами. Разве что при условии полного пересмотра отношений между руководством и бухгалтерией фирмы.

Бухгалтеры попали в поле зрения московской прокуратуры. Как считают служители закона, для главбухов необходимо ужесточить условия, при которых наступает уголовная ответственность. В первую очередь это касается ситуаций, когда компанию обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Специалисты учета между тем пока не готовы разделить вину с директорами. Разве что при условии полного пересмотра отношений между руководством и бухгалтерией фирмы.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена статьей 199 Уголовного кодекса. По словам московских прокуроров, привлекать к ответственности бухгалтеров нужно по всем делам, попадающим под часть 2 статьи 199 кодекса. Причем отвечать счетоводы должны наравне с руководителями фирм.

— Главбух в свое оправдание может попытаться доказать, что не знал о каких-то операциях компании или их истинной цели. Но это достаточно сложно сделать, так как главный бухгалтер обязан отслеживать каждую хозяйственную операцию. Поэтому он должен отвечать наравне с руководителями, — заявил 18 июня московский прокурор Анатолий Зуев.

Сейчас чаще всего по налоговым статьям Уголовного кодекса привлекают к ответственности руководителей компаний и предпринимателей. В столице в минувшем году было возбуждено более 600 налоговых дел (за первую половину 2006 года таких дел насчитывалось 317). В подавляющем большинстве случаев бухгалтеры проходили как свидетели вместе с юристами и другими сотрудниками фирм.

Прокуратура считает, что этой практике нужно положить конец по нескольким причинам. Во-первых, бухгалтер прекрасно осведомлен обо всех операциях, которые происходят в фирме. Во-вторых, по мнению чиновников, без ведома главбуха директора практически

не имеют возможности распоряжаться средствами компаний. В-третьих, бухгалтер по налоговому законодательству ответственен за формирование учетной политики компании. Как стало известно, в ближайшее время моспрокуратура проведет ревизию того, насколько прилежно столичные налоговики информируют милиционеров о нарушениях. Таким образом, интерес следователей вызовут не только новые дела, но и те, которые уже находятся в производстве.

Позабытое старое

На самом деле аргументы можно привести и в защиту бухгалтеров. Во-первых, бухгалтер — это всего лишь наемный сотрудник, который собственником имущества не является. Бухгалтер ведь, как правило, просто исполняет решения руководства или владельцев компании. Во-вторых, ни один нормативный акт, будь то Налоговый кодекс или Закон «О бухгалтерском учете», не обязывает работника учета проверять законность отданных ему распоряжений. В-третьих, если бухгалтер нарушил какие-то правила, например не включил что-то в отчет, то вряд ли в этом можно усмотреть злой умысел. Ведь личной выгоды от таких действий получить очень сложно.

Однако почти 10 лет назад Пленум Верховного Суда своим постановлением от 4 июля 1997 г. № 8 рекомендовал судам привлекать к ответственности за укрывательство от налогов не только руководителей, но и главных (старших) бухгалтеров. Поэтому в заявлениях прокуратуры нет ничего нового. По сути, они хотят добиться исполнения этого судебного решения, поскольку в сложившейся практике, как мы уже отметили, привлекают чаще всего именно директора фирмы.

О том, по каким статьям могут наказать бухгалтера, нашему корреспонденту рассказал юрист Межрегиональной агропромышленной компании Виталий Механтьев:

— Наиболее «близки» бухгалтеру статьи 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и 199 «Уклонение от уплаты налогов и страховых взносов» Уголовного кодекса. Под укло-нением подразумевают «включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных». Для того чтобы попасть под уголовную ответственность, надо «ошибиться» более чем на 500 тысяч рублей.

В качестве наказания, как предупредил юрист, эти статьи предусматривают штрафы от 50 до 70 тысяч рублей и лишение свободы до 2 лет по 194-й статье и до 4 — по 199-й.

А по статье 199 может быть наказание в виде лишения права занимать определенные должности (в том числе главного бухгалтера) на срок до 5 лет.

— Кроме того, — отметил Виталий Механтьев, — если под суд, как это часто и бывает, по одному делу попадают несколько человек, например бухгалтер и руководитель, то формально это уже «группа лиц, совершившая деяние по предварительному сговору» или «организованная группа». Получается отягчающее обстоятельство, соответственно и наказание может быть более суровым.

Впрочем, если при расследовании большинства уголовных дел бухгалтеры являются свидетелями, то в громких процессах они часто переходят в разряд обвиняемых. К примеру, не так давно прокуратура столицы возбудила уголовное дело в отношении бывшего председателя совета директоров компании «Мосэнерго» Аркадия Евстафьева, а также главного бухгалтера Татьяны Дроновой. Как заявили сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями, «в период с января 2001 года по декабрь 2002 года предприятие уклонилось от уплаты налогов на сумму свыше 105 миллионов рублей». Сейчас дело находится в суде, и прокуратура требует для руководителя и бухгалтера по 5 лет тюремного заключения.

На практике также бывает, что бухгалтеров в связи с их профессиональной деятельностью привлекают и по другим статьям Уголовного кодекса. Например, сотрудники ГУБЭП ФСЭНП МВД недавно установили факты мошенничества на одном из московских государственных унитарных предприятий. Руководитель и главбух ГУПа, представив подложные документы, завладели хранившейся на складе предприятия продукцией. В итоге бывший директор и главбух сейчас находятся под следствием.

Только умышленно

По мнению бухгалтерского сообщества, судить бухгалтеров можно именно за такие преступления, примеры которых мы привели. Как показал опрос, проведенный на одном из бухгалтерских ресурсов, 49 процентов респондентов считают, что бухгалтер вообще не должен подлежать уголовной ответственности за неуплату налогов. 38 процентов уверены, что отвечать должны только за преступления, которые они совершают самостоятельно и сознательно (как в тех примерах, которые были приведены). 5 процентов респондентов полагают, что привлекать к ответственности нужно бухгалтера, который нарушает распоряжения руководства. И только 3 процента согласны нести ответственность с руководством компании. Кстати, в опросе приняли участие более 300 бухгалтеров, руководителей фирм и предпринимателей.

Свое мнение по данному поводу высказала бухгалтер компании «Русские самоцветы» Екатерина Старикова:

— С одной стороны, я считаю, что бухгалтеров не следует привлекать за неуплату налогов. Однако если встать на место собственника, который может совершенно ничего не понимать в налогах и бухгалтерии, то необходимо привлекать к ответственности также и недобросовестных бухгалтеров. Я думаю, что совсем не сложно (конечно, только в том случае, если узнаешь о сделке не после ее совершения) обговорить все налоговые последствия финансовых операций фирмы и получить (для подстраховки) от руководства распоряжение в письменном виде. Еще есть бухгалтеры, которые плюют на все, думая, что ни за что не отвечают. Их, на мой взгляд, потенциальная уголовная ответственность подстегнет быть более щепетильными в работе.

С Екатериной не согласен ее коллега Николай Пономарев. Он думает, бухгалтера не спасет даже то, что он обсудит и обговорит с руководством компании все возможные нюансы и получит письменное распоряжение директора.

— Разного рода отметки на документах, например «оприходовано по распоряжению генерального директора», не спасают, а, наоборот, вызывают подозрение и привлекают внимание проверяющих органов. А виза на счете «Оплатить» ничего не меняет. Это только первый этап отмывания денег, потом ведь все равно надо «рисовать» документы, чем обычно и занимается бухгалтер. Значит, он как минимум соучастник. Да и, в конце концов, не выключишь же компьютер с криками: «Я не проведу эту операцию!» Поэтому просто осторожнее нужно быть.

Аудитор компании «Селиванов, Гришин и партнеры» Юлия Напкунайте также уверена, что бухгалтеры не должны подлежать уголовной ответственности. По крайней мере, пока не будет квалифицированных следователей и судей.

— Дело в том, что руководителя на нарушение никто не толкает, а вот бухгалтер, как правило, исполняет распоряжение начальника. К тому же, на мой взгляд, пока рано говорить о какой-то сложившейся уголовной практике по налоговым делам. Законодательство слишком запутанно, следователи имеют слабое представление о Налоговом кодексе, про судей общей юрисдикции вообще говорить не приходится. В такой ситуации очень легко переложить весь груз ответственности именно на бухгалтера, который, выражаясь юридическим языком, в данном случае является фактическим исполнителем преступления. Поэтому работники учета легко могут попасть под горячую руку нашего правосудия.

А бухгалтер Елена, которая попросила не указывать ее фамилию и название компании, готова разделить весь груз ответственности со своим руководством. Правда, при условии, «если все сокрытые от налогов деньги будут делиться пополам. Логично ведь — деньги и ответственность поровну».

Руководство одной из столичных фирм уличили в неуплате налогов на 1 миллион долларов. По данному факту Следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело. В качестве признаков состава преступления указали на нарушение пункта б части 2 статьи 199 Уголовного кодекса — уклонение от уплаты налогов организаций, совершенное в особо крупном размере.

Как стало известно «Московскому бухгалтеру», коммерческая организация предоставляла услуги по заселению российских и иностранных граждан в номера крупных московских гостиниц. Руководители фирмы длительное время искусственно завышали расходы, что приводило к уменьшению базы по налогу на прибыль.

Проверка показала, что руководство вносило в бухгалтерскую отчетность фиктивные данные о полученных информационных (консультативных) услугах других коммерческих организаций. Перечисляя денежные средства на счета фирм, зарегистрированных по подложным документам, и представляя в инспекцию ФНС по г. Москве заведомо ложные сведения, руководство коммерческой организации не уплатило в государственный бюджет 38 275 543,48 рубля.

СПАСЕТ ЛИ РАСПОРЯЖЕНИЕ?

Аудитор компании «Феникс Аудит» Ярослав Сергеев рассказал корреспонденту «Московского бухгалтера», как обезопасить себя от уголовной ответственности:

— Взаимоотношения главного бухгалтера и директора — это особый и очень важный вопрос. Многие главбухи попадали в ситуацию, когда руководитель требовал не совсем законной минимизации налогов. Здесь перед бухгалтером вставала почти гамлетовская дилемма: подчиниться и нарушить закон или отказать начальству и, по сути, собственноручно подписать приказ об увольнении.

Среди бухгалтеров существует расхожее мнение, что всю ответственность можно переложить на руководителя, потребовав у него письменное распоряжение. Основывается такая точка зрения на статье 7 Закона «О бухгалтерском учете». Напомним, статья 7 устанав-ливает, что в случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером «документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

В Уголовном кодексе проблеме исполнения приказов и распоряжений посвящена статья 42. Говоря о взаимоотношениях бухгалтера и начальника, обычно ссылаются на часть 1 этой статьи, которая гласит: «Не является преступлением причинение вреда лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения». То есть всю вину несет лицо, отдавшее такой приказ. Однако почему-то часто не вспоминают о части 2 этой статьи, где говорится: «Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях».

Таким образом, письменное распоряжение руководителя может спасти бухгалтера лишь в спорных вопросах. Если же руководитель отдает заведомо незаконный приказ, например не приходовать наличную выручку, то бухгалтер, выполняющий эти указания, рискует получить срок. А тот факт, что сотрудник находился под угрозой увольнения, суд может рассматривать лишь как смягчающее обстоятельство (ст. 61 УК), а вовсе не как оправдание.

Уголовная ответственность подстерегает даже тех бухгалтеров, которые сами не уклонялись от налогов. Если квалифицированный главбух решит, например, помочь своему другу предпринимателю «сравнительно честным способом» не платить налоги, то первого могут привлечь как пособника и соучастника по статье 33 Уголовного кодекса.

На самом же деле для своей защиты бухгалтерам следует использовать Закон «О бухгалтерском учете», где четко прописаны права и обязанности руководителя и главбуха. Если бухгалтер выполняет свои обязанности без нарушений, то и привлечь его к ответственности будет крайне сложно.

Илья Невинный

Начать дискуссию