Евгений Ковтун
bushardo@mail.ru
Одни предприятия уплачивают налог на имущество в полном размере, другие пытаются уменьшить сумму налога различными способами (иногда не совсем корректными). При этом многие даже не подозревают, что налоговое бремя может быть существенно снижено на совершенно законных основаниях.
УХОДИТЬ ИЛИ УМЕНЬШАТЬ?
Термин «минимизация налогов» означает не полное освобождение от уплаты того или иного налога, минимизация налогов – это вполне законный способ снижени я налогового бремени для предприятий, в отличие от криминальных способов ухода от уплаты налогов 1. Достигается эта экономия при помощи различных льгот (о которых не все знают или не умеют ими пользоваться), либо при помощи вполне законных специальных мероприятий и схем вывода активов. Налоговые платежи можно снизить и если умело применять коллизии законодательства 2, воспользовавшись имеющимися противоречиями и неточностями формулировок.
Посмотрим, как это можно сделать. Но прежде мы кратко проговорим, что же относится к налогооблагаемой базе по налогу на имущество.
НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗАСогласно ст. 14 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам и подлежит уплате по месту нахождения имущества. Налогом облагаются стоимость основных средств и нематериальных активов (за вычетом износа), запасы (стоимость сырья и материалов, товаров), затраты (незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.д.), находящиеся на балансе плательщика на конец каждого квартала. Налогооблагаемая база (на сегодняшний день) рассчитывается по данным бухгалтерского учета.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЬГОТЫКак известно, льгота – это предоставляемая налогоплательщику возможность уплачивать налог по меньшей ставке. Практически все льготы связаны с наличием у организации определенных видов имущества, либо осуществлением организацией определенных видов деятельности и использованием имущества для ведения именно этих видов деятельности. Налоговая оптимизация при этом носит либо временный, либо долгосрочный характер.
Иногда предусмотренной льготой можно воспользоваться только при достижении налогоплательщиком каких-то конкретных показателей. Например, льгота предоставляется предприятиям по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Но некоторые многопрофильные предприятия, могут никогда не достигнуть этого показателя, поэтому и не смогут воспользоваться этой льготой . Или же единожды воспользовавшись, они рискуют в последствии недобрать до необходимых показателей некоторых процентов в связи с чем потеряют право на льготу в дальнейшем.
Помимо этого, существуют и другие основания. Так если среди работников предприятия численность инвалидов составляет более 50%, все имущество этого предприятия является «льготируемым» и предприятие полностью освобождается от уплаты налога на имущество. Этой же льготой пользуются общественные организации инвалидов, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и т.п.
Законом также установлено, что стоимость некоторых видов имущества предприятия плательщика налога может не учитываться при определении налогооблагаемой базы.
К этой же категории относится:
- объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика;
- объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;
- имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельско-хозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технического обслуживания, магистральные трубопроводы, железнодорожные пути сообщения, автомобильные дороги общего пользования, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
- спутники связи;
- земли;
- специализированные суда, механизмы, оборудование, необходимые для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
- мобилизационные резервы и мощности;
- имущество, полученное за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущество, используемое для непосредственного осуществления безвозмездной помощи на срок его использования в данных целях.
Список этот закрытый, дополнительные по налогу на имущество льготы отдельным категориям налогоплательщиков могут предоставить только законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Иногда предприниматели не рискуют воспользоваться своим правом на какую-то льготу, поскольку точно не знают, относится ли их имущество к льготируемому или нет. Чтобы прояснить ситуацию, вы можете обратиться с запросом в специализированные организации или государственные органы (например, в какой-нибудь профильный НИИ при Министерстве, в соответствующий комитет) или за официальными разъяснениями в орган ИМНС. В запросе нужно указать не только перечень имущества, но и популярно объяснить в каких целях вы его используете. Если ответы, поступившие на ваши запросы будут положительными, то можно смело применять право на льготу. Не забудьте сохранить и копии своих запросов и подлинники ответов на них, ведь эти документы в случае возникновения неприятностей будут свидетельствовать о невиновности компании-налогоплательщика и ее должностных лиц в случае возбуждения дела о налоговом правонарушении и если необходимо будет обжаловать постановление о привлечении компании к налоговой ответственности. Даже если позднее окажется, что на самом деле права на льготу не возникло и что была допущена ошибка, то налогоплательщик должен будет погасить в бюджет только сумму недоимки. Таким образом вы избежите необходимости уплачивать пени, начисленные на сумму недоимки и штраф за налоговое правонарушение. Дело в том, что по Кодексу об административных правонарушениях, привлечь к ответственности нарушителя можно только при наличии вины. Кстати, принятие подобных превентивных мер избавят руководителей компании от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
И если ваше предприятие воспользовалось льготой по налогу на имущество, надо всегда быть готовым аргументировано и доказательно обосновать ее применение, предъявить соответствующие документы, составленные и оформленные с учетом всех предъявляемых требований.
Но даже несмотря на наличие таких доказательств, налогоплательщики, рискнувшие воспользоваться предоставленными им законом льготами могут столкнуться с проблемами. В частности, представители фискальных органов могут указать, что ваше предприятие неверно истолковало закон и неправомерно применило право на льготу. Если вы оказались в подобной ситуации и по постановлению ИМНС предприятие обязано выплатить «недоимку» с начисленными на нее пенями и штраф, то отстаивать свое право на применение льготы вам придется в суде.
Пример. ОАО "Московская сотовая связь" по постановлению ИМНС была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению фискальных органов, ОАО недоплатило налог на имущество предприятия. В постановлении по делу ОАО обязали погасить эту недоимку, на которую начислили пени, а, кроме того, на предприятие наложили штраф. ОАО обратилось в суд с иском о признании недействительным этого постановления. И суд это требование удовлетворил. Вот почему это произошло.
При исчислении налогооблагаемой базы ОАО исходило из п. "г" ст. 5 Закона "О налоге на имущество предприятий", в соответствии с которым стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость линий связи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов. Но мнению ИМНС ОАО необоснованно использовало данную льготу, исключив из налогооблагаемой базы стоимость основных средств - базовых станций и вспомогательного оборудования (системы кондиционирования, электропитания, сигнализации, заземления, настройки, тестирования, подключения к другим объектам). Представители ИМНС указали, что у ОАО имеются только средства связи - оборудование и затраты по обустройству арендованного помещения (площадки под базовые станции), а следовательно, как таковых линий связи в составе имущества нет.
Но суд, на основании законов и мнения привлеченных экспертов, истолковал понятие «линии связи» иначе и пришел к выводу, что «линия связи состоит из физической среды, по которой передается информация, аппаратуры передачи данных и промежуточной аппаратуры». Суд решил, что ОАО при исчислении стоимости имущества предприятия правомерно применило предусмотренную законом льготу, поскольку она обусловлена «…не названием льготируемого имущества, а его функциональным назначением».
Конец примера.
МИНИМИЗАЦИЯ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА
Списание стоимости материалов, переданных в производство
В своей учетной политике предприятие определяет порядок списания на затраты стоимости расходных материалов. Обычно используются методы списания FIFO ( First in , first out - Первый пришел, первый ушел), LIFO ( Last in , first out - Последний пришел, первый ушел) или по средней стоимости.
При применении метода LIFO стоимость списанных материалов максимальна, т.к. списываются последние купленные партии материалов, которые, как правило, дороже более ранних покупок. Себестоимость продукции повышается, а прибыль снижается. Стоимость материалов на остатке меньше, соответственно, налог на имущество также снижается. Метод LIFO выгоден, особенно в условиях инфляции.
Переоценка стоимости основных средств
Переоценка основных фондов является важным элементом в оптимизации налога на имущество предприятий. Сейчас складывается тенденция, когда многие предприятия начали активно пользоваться предоставленным им правом и приводят восстановительную стоимость основных средств, в соответствие с данными о рыночной стоимости. Провести переоценку можно либо в конце года, предшествующего отчетному, либо в первом квартале отчетного года. В последнем случае результаты переоценки отражаются в отчетности за первый квартал.
При проведении переоценки нужно иметь в виду, что абсолютно достоверно определить реальную рыночную цену имущества, сегодня практически невозможно. Это связано с тем, что введение договорных, а потом и свободных цен привело к тому, что, например, однотипное оборудование отличается по учетной стоимости в несколько раз в зависимости от периода его приобретения. Учитывая это, предприятие при помощи специалистов оценочных фирм может значительно уменьшить стоимость основных средств. Однако не стоит забывать, что изменение стоимости основных средств влечет изменение валюты баланса и, соответственно, чистых активов предприятия, а это может вызвать недоверие у инвесторов и кредиторов.
При переоценке своего имущества предприятие может преследовать разные цели, но тут нужно руководствоваться не только сиюминутными интересами, а проводить переоценку с учетом долгосрочных и среднесрочных планов. Например, известно, что налог начисляют исходя из той стоимости основного средства, по которой оно числится в бухгалтерском учете, и тут вполне понятно желание собственников и руководителей уменьшить стоимость имущества. Но будьте осторожны, не всегда такое решение окажется во благо. Так если рыночная стоимость основных средств существенно занижена, то в случае банкротства предприятия или при реализации его имущества судебным приставом в счет погашения долга, велик риск, что оно "уйдет с молотка" за копейки. Кроме того, занижать стоимость невыгодно, если общество в скором времени планирует принять решение об увеличении размера уставного капитала или если ваша компания собирается кредитоваться под залог своих активов.
Отдавая распоряжение о проведении переоценки помните, что, “увеличив” в одном году восстановительную стоимость основных фондов, вы не сможете в следующем году ее резко снизить, поскольку тут действуют жесткие ограничения.
Консервация основных средствЕсли у вас есть производственные фонды, в которых вы не нуждаетесь и не можете по каким-то причинам списать, а налог на имущество по ним является для вас тяжелым бременем, то самое время их законсервировать. В таком случае, достаточно приказа руководителя о переводе этих фондов на консервацию. Но о таком решении нужно уведомить налоговые органы.
Уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество можно, используя результаты инвентаризации имущества предприятия. Особенно это актуально для крупных промышленных предприятий.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49), проведение инвентаризации необходимо перед каждым годовым бухгалтерским отчетом. В свою очередь, проведение инвентаризации по инициативе самого предприятия возможно в любой момент.
Зачастую в составе облагаемого налогом имущества числятся устаревшие товары, неисправные и морально устаревшие основные средства и материалы, предназначенные для выпуска продукции, снятой с производства.
Моральный износ основных средствДанный метод применяется крайне редко, хотя может оказаться во многих случаях очень эффективным.
Не секрет, что в наш век высоких технологий оборудование устаревает и перестает приносить доход компании гораздо раньше, чем выйдет срок его полезного действия. Например, (компьютеры, сотовые телефоны). В такие моменты необходимо либо производить переоценку как было сказано выше, либо совсем избавляться от имущества (избавляться для целей налогообложения и бухгалтерского учета, а не от того, чтобы продолжать пользоваться ими на самом деле). Позиция налоговых органов касательно морального износа следующая: если компьютер Pentium 133, перестал справляться с возложенной на него нагрузкой и тем самым приносить пользу компании, как вычислительный центр, его можно использовать как калькулятор или пишущую машинку.
Чтобы применить эту норму на практике, предприятию необходимо: составить акт на утилизацию, оприходовать ценные запчасти. Конечно же, ни один государственный орган никогда не будет проводить сплошную инвентаризацию, так что владеть и пользоваться списанным имуществом вам уже никто не помешает.
Совместная деятельность
Для тех предприятий, которые осуществляют работы в рамках договора о совместной деятельности, установлен особый порядок налогообложения имущества, как объединенного, так и созданного либо приобретенного в результате этой деятельности. Объединенное имущество не является самостоятельным объектом налогообложения, оно учитывается при расчете налога на имущество у того участника договора, который передал это имущество для осуществления совместной деятельности. Что же касается созданного или приобретенного в результате совместной деятельности имущества, то оно учитывается у каждого участника после распределения результатов.
Если одна из компаний-участниц договора о совместной деятельности имеет льготы по налогу на имущество, то остальные участники заинтересованы, как правило, в том, чтобы передать ей на баланс имущество, предназначенное для осуществления совместной деятельности. Но при этом компания может потерять предоставленную ей льготу. Это видно на примере потери льготы для имущества предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. (Льгота предоставляется при выручке от этой деятельности более 70 %.) Если договором о совместной деятельности предусматривается все та же переработка сельхозпродукции, и на баланс предприятия от прочих участников поступит соответствующее имущество, то право на льготу сохраняется. Если же по договору о совместной деятельности компания начинают получать прибыль от другой деятельности, например, посреднической и ее выручка от переработки сельхозпродуктов окажется ниже 70% от совокупной выручки, то права на льготу у нее уже не будет.
Что касается незавершенных строительством объектов, то если сдача этого объекта в эксплуатацию осуществляется в конце квартала, выгоднее оформить ввод документально после первого числа месяца, следующим за отчетным кварталом. Но тут необходимо сопоставлять и просчитать выигрыш от снижения налога на имущество с суммой недоначисленных амортизационных отчислений.
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, введенный в действие главой 26.2 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 года. Этот налоговый режим заменяет пять основных, уплачиваемых предприятиями, налогов (в т.ч. на имущество), одним единственным налогом. Но на применение этого режима налогообложения могут претендовать не все. Так не имеют права применять данную систему кредитные, страховые, инвестиционные организации, а также нотариусы, производители подакцизных товаров, предприятия игорного бизнеса и предприятия, уплачивающие единый налог на вмененный доход или налог на сельхозпроизводителей. Кроме того, не могут пользоваться этим режимом предприятия, если доля физических лиц в уставном капитале меньше 75%; предприятия, численность сотрудников которых превышает сто человек; предприятия, имеющие основные средства стоимостью более 100 млн. руб.; а также пкомпании, чей годовой доход превышает 15 млн. руб.
Если вы не входите в число счастливчиков, которые могут применять «упрощенку», то можно попробовать им стать, ведь разумное применение этого режима, позволит вам существенно сократить налоговые издержки. Посмотрим, как это сделать.
Не секрет, что у большинства собственников предприятий имеются по одной или несколько мелких фирм-спутников, которые обслуживают интересы компании, осуществляющей основной бизнес. Для экономии налога на имущество, целесообразно продать имущество «своей» фирме перешедшей на «упрощенку», или внести его в качестве вклада в уставный капитал. В этом случае, основное предприятие уже не будет нести расходы по уплате налога на имущество. Но имейте в виду, что стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности у фирмы, использующей «упрощенку», не должна превышать 100 000 000 руб.
Однако, несмотря на преимущества «упрощенка» имеет и недостатки. В первую очередь - это ограничение стоимости собственного имущества и сравнительно небольшой годовой объем продаж.
Лизинг
Возможности лизинга для экономии налога на имущество тоже достаточно широки. Так можно полностью отнести лизинговые платежи на себестоимость продукции, работ, услуг, что существенно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Принимая какие-либо основные средства в лизинг, вы получаете право пользования ими и сможете извлекать прибыль. Но при этом это имущество еще несколько лет будет находиться на балансе компании-лизингодателя. Последний также может экономить на налоге на имущество, применяя ускоренную амортизацию (с коэффициентом 3). Но можно пойти и по другому пути: в зависимости от условий договора лизингополучатель может поставить эти основные средства и себе на баланс и в этом случае также применяется ускоренная амортизация.
Тонкости отнесения затрат к основным средствам
Имейте ввиду, что далеко не все основные средства или нематериальные активы, числящиеся на вашем балансе являются таковыми на самом деле, многие из них находятся там по воле самих налогоплательщиков, что называется, «на всякий случай», чтобы не вызывать нареканий со стороны налоговой инспекции. Все это обычно происходит из-за неопределенности законодательства, когда ни налогоплательщики, ни фискальные органы точно не знают, куда следует отнести это имущество.
Например, до сих пор однозначно не решен вопрос с затратами на приобретение доступа к телефонной сети. Судебная практика по таким делам противоречива. Так в Постановлении ФАС ПО от 07.06.01 г. по делу № А 55-15167/00-30 суд признал, что затраты на приобретение доступа к телефонной сети относятся к текущим, и установил, что они не могут рассматриваться как нематериальные активы и основные средства, а значит налогом на имущество не облагаются. Но другие суды по аналогичному делу принимали противоположные решения.
Кроме того, не разрешен до конца вопрос с налогообложением счета 08 "Капитальные вложения". Позиция налоговой инспекции в этом вопросе, следующая: недвижимое имущество, находящееся на балансе, независимо от того, завершено ли его строительство или нет, подлежит обложению налогом на имущество предприятия. Таким образом плательщика вынуждают включать в налогоооблагаемую базу объекты незавершенного строительства. Если такое произошло с вашей компаний, несмотря на то, что право собственности на объект незавершенного строительства не зарегистрировано, вы можете попытаться оспорить такое постановление фискального органа в суде. Обратите внимание налоговиков и суда, что для взыскания налога на имущество необходимо, чтобы это имущество находилось в собственности предприятия и что это право должно быть подтверждено соответствующими документами, выданными уполномоченными госорганами 3.
Бывает, что незавершенный строительством объект числится на балансе предприятия много лет, а у предприятия нет средств на окончание строительства или давно отпала необходимость в этом объекте. В этом случае можно порекомендовать налогоплательщикам рассмотреть возможность демонтажа строительных конструкций и ликвидации «незавершенки». Оставшиеся после этой операции стройматериалы можно продать или использовать для ремонта имеющихся строений, при этом Вы не только уменьшите налог на имущество, но и получите прибыль от использования «бесплатных» стройматериалов.
Расходы будущих периодов и тонкости бухгалтерии
В базу для расчета налога на имущество входит такая строка баланса предприятия как «Расходы будущих периодов». Очень часто по вине работников бухгалтерии там значатся немалые суммы, в том числе предоплаты за аренду основных средств, предоплата за различные услуги и товары. Надо четко представлять себе, что к расходам будущих периодов относятся расходы на приобретение тех услуг, которые предприятию уже оказаны (имеются первичные документы, например, акты, счета-фактуры), но по правилам бухучета и согласно учетной политике данного предприятия подлежат списанию на затраты не единовременно, а в течение определенного периода. Здесь учитывается стоимость лицензий, затрат на сертификацию продукции, общехозяйственные расходы в период отсутствия выручки, оплата отпусков, приобретение компьютерных программ (если они по своим признакам не могут быть отнесены к нематериальным активам). Предоплаты же, например, за аренду, подписные издания и другие услуги, которые будут оказаны в будущем, следует относить на те счета бухгалтерского учета, которые не участвуют в расчете налога на имущества.
ИМНС очень часто пытается отнести различные предоплаты и выданные авансы к расходам будущих периодов. В таких случаях нужно иметь твердую позицию и уметь доказать, что выданный аванс совершенно правильно учитывается на счете бухучета «Авансы выданные» и будет находиться там пока предприятие не получит первичные документы от поставщика.
При этом очень важно, чтобы ваши договоры с контрагентами были составлены грамотно и чтобы в них содержались корректные формулировки. Ведь иногда положения заключенных предприятием соглашений, например, о предмете договора, настолько противоречивы, запутаны, что и налоговики и суд могут истолковать их совсем не так, как сами участники сделки. Тут даже не важно, как называется ваш договор, все равно налоговый инспектор и судья при вынесении решения будут исходить из положений договора и из тех отношений, которые фактически сложились между сторонами. В этом случае у налогоплательщиков возникают затяжные неприятности и доказать свою правоту крайне сложно.
Как использовать низконалоговую компанию и сэкономить на налоге на (недвижимое) имущество.
В. Расскажите о льготах по уплате налога на имущество низконалоговым (например, калмыцким, горно-алтайским, смоленским компаниям) и применительно к недвижимому имуществу.
О. Более популярно использование этой льготы применительно к движимому имуществу. Например, оборудование иная техника, автотранспорт, который стоит на учете в этих регионах. Льготные компании-инвесторы этих регионов освобождены от уплаты налога на имущество в полном объеме.
Данным условиям удовлетворяют:
- Компании работающие по упрощенной системе налогообложения и отчетности;
- компании зарегистрированные в российских зонах льготного налогообложения;
- компании использующие труд инвалидов (не менее 50%).
Эта компания не должна вести финансово-хозяйственной деятельности, кроме сдачи в аренду имущества иным компаниям. Тем самым кроме переноса налогооблагаемой базы налога на имущество можно перенести часть налогооблагаемой базы налога на прибыль из иных компаний за счет платы за арендуемое имущество (компании где ставки налога на имущество нулевая имеют обычно и сниженную ставку на прибыль). Дополнительным плюсом можно считать разделение между предприятиями основного финансового оборота и имущества, т.к. это увеличивает его сохранность при неудачных результатах финансовой деятельности в иных компаниях.
Компания для финансово-хозяйственного оборота может быть и производственным предприятием.
СХЕМА Использование низконалоговой компании для минимизации налога на имуществоСоздается отдельная компания, которая приобретает имущество, либо имущество передается в уставный капитал учредителями. Эта компания должна обладать льготами по этому налогу, либо он должен быть отменен.
В: Можно ли уйти от налога на имущество низконалоговой (например, калмыцкой) компании, если в ее собственности имеется недвижимость в других, высоконалоговых регионах (например, в г. Москве).
О: "…действующим законодательством предусмотрено, что налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации (а не по месту нахождения имущества) 4". Следовательно, если обособленные подразделения головным предприятием не созданы, то нет и обязанности платить налог на имущество (в том числе и недвижимое) по фактическому месту его нахождения.
Однако обратите внимание на то, что фискальные органы понимают под обособленным подразделением. П.2 ст.11 НК установлено, что таковыми являются любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. И тут не важно, отражено или нет создание обособленного подразделения (филиала или представительства) в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Но если по месту нахождения недвижимого имущества не имеется рабочих мест, находящихся под контролем арендодателя, то налог на имущество предприятий уплачивается со стоимости недвижимого имущества по месту нахождения организации (месту государственной регистрации). То же самое происходит и если недвижимое имущество сдано организацией в аренду, ведь по месту нахождения указанного имущества, как правило, не имеется рабочих мест, находящихся под контролем арендодателя.
Таким образом, калмыцкая низконалоговая компания, купившая в собственность недвижимость в г. Москве и сдавшая ее в аренду третьим лицам платит налог на имущество со стоимости этой недвижимости по месту своей регистрации, т.е. в Калмыкии. Но поскольку там эта компания от налога на имущество освобождена, возникает серьезная экономия на этом налоге.
В: Нужно ли становиться на налоговый учет российской компании, зарегистрированной в свободной экономической зане, по месту нахождения ее недвижимого имущества (в г. Москве), если налог на имущество компанией должен уплачиваться по месту регистрации?
О: В соответствии со ст.83 ч.1 НК РФ, организация, имеющая принадлежащее ей недвижимое имущество, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества. При этом п. 2 данной статьи установлено, что постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации или индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Следовательно, независимо от того, куда будет платиться налог на имущество, льготной компании необходимо встать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества. В налоговую инспекцию следует представлять Расчет по налогу на имущество предприятий (форма 1152002) отдельно по каждому обособленному подразделению, зданию. По месту регистрации головной фирмы необходимо представить Расчет по налогу на имущество предприятий (форма 1152001), который составляется в целом по организации (включая обособленные подразделения, здания и сооружения, если они имеются).
Кстати, ИМНС могут сами поставить на налоговый учет организацию, которая является владельцами недвижимости на подведомственной им территории. И для этого им даже не нужно специального заявления от налогоплательщика. Информацию о таких налогоплательщиках фискальные органы могут получить из Комитетов по регистрации прав на недвижимое имущество и нотариусов.
На вопросы отвечал Александр Умнов, Директор консалтинговой компании “Новая Стратегия”.
1В данном случае предприятие-налогоплательщик совершает налоговые правонарушения. А его должностные лица могут быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности.
2Закона РФ от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с многочисленными изменениями и дополнениями и Налогового Кодекса
3 в Москве это Комитеты по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4 См. Письмо МНС РФ от 11.05.01 г. N 04-4-05/113-М905 "О налоге на имущество предприятий". Но отметим, что это Письмо не имеет нормативного характера. Поэтому при возникновении споров с ИМНС по месту нахождения недвижимого имущества о месте уплаты налога на имущество, предприятиям придется обращаться в суд.
Опубликовано в журнале Директор-инфо № 36-2003г.
Начать дискуссию