Инвентаризация

Какие документы нужно составить для инвентаризации по ФСБУ 28/2022

С 2025 года станет обязательным к применению новый стандарт бухгалтерского учета, ФСБУ 28/2022 «Инвентаризация», который организации могут начать применять и ранее. В этой статье приводим положения о документах инвентаризации (инвентаризационных) по ФСБУ 28/2022, которые должны знать руководители бизнеса, бухгалтеры и материально ответственные лица.
Какие документы нужно составить для инвентаризации по ФСБУ 28/2022
Иллюстрация: senivpetro/freepik

Бухстандарт по инвентаризации

В 2022 году Минфин опубликовал проект нового федерального стандарта бухгалтерского учета – ФСБУ 28/2022 «Инвентаризация».

Сразу заметим, что по инвентаризации ранее не было ни отдельного бухгалтерского стандарта, ни своего ПБУ. Её проводили на основании Методических указаний Минфина по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом от 13.06.1995 № 49).

Предварительно известно, что ФСБУ 28/2022 «Инвентаризация» станет обязательным с 1 апреля 2025 года. Однако организации могут начать применять его правила и раньше.

Он устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств компаний, кроме организаций бюджетной сферы.

Понятие

Согласно п. 8 указанного стандарты, документы инвентаризации это оформленные документально:

  • сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации;
  • сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета;
  • результаты инвентаризации.

В частности, ФСБУ 28/2022 относит к ним инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости.

Обобщение документов

Стандарт разрешает применять документы, в которых объединены показатели документов со сведениями о фактическом наличии объектов инвентаризации и документов, о её результатах.

Чем руководствоваться

Документы инвентаризации составляют, хранят и исправляют с учетом правил ФСБУ 28/2022 в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухучета:

В ходе инвентаризации

Фактическое наличие объектов инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра, иногда видео-, фото-фиксации, выполнения расчетов, а также проверки документов.

Фактическое наличие/количество активов-запасов, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, можно определять на основании документов. Но с обязательными пересчетом количества упаковок и проверкой части этих активов в натуре на выборочной основе.

При инвентаризации большого количества активов – весовых товаров документ, оформляющий результаты их перевеса, ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня или по окончании перевеса данные этих документов сличают и выверенный итог вносят в документы о фактическом наличии объектов инвентаризации.

Принципы работы с документами

Учтите, что одни из основных требований к организации работы инвентаризационной комиссии такие:

  • полнота и точность документирования фактического наличия объектов инвентаризации;
  • правильность и своевременность такого документирования.

До начала проверки фактического наличия активов инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации первичные учетные документы, на основании которых отражено движение активов в регистрах бухучета. В частности – приходные и расходные документы, отчеты о движении активов. Председатель комиссии визирует их, указывая «до инвентаризации на „__________“ (дата)».

Документ на бумажном носителе со сведениями о фактическом наличии объектов инвентаризации не должен содержать незаполненные строки. Если они остаются на последней странице, эти строки должны быть прочеркнуты.

Исправление ошибок в документе инвентаризации о фактическом наличии объектов должны удостоверить подписями все члены инвентаризационной комиссии и соответствующее материально ответственное лицо.

Расписки мат. ответственных и подотчётных

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации:

  1. Все первичные учетные документы, на основании которых отражено движение активов в регистрах бухучета, сданы в бухгалтерию экономического или переданы инвентаризационной комиссии.

  2. Все активы, вверенные им для хранения или использования, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.

Аналогичные расписки дают лица, получившие денежные средства в подотчет или доверенности на получение активов.

Заявление материально ответственного

Когда после инвентаризации материально ответственное лицо обнаружило ошибку в документе о фактическом наличии объектов инвентаризации, оно должно немедленно (в частности, до открытия помещения склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии.

Последняя проверяет данное заявление и в случае подтверждения его исправляет ошибки в указанном документе.

Требования к документам по запасам

Документ со сведениями о фактическом наличии активов, относящихся к запасам, и иных аналогичных активов, должен содержать, в частности:

  • наименования активов и сведения, идентифицирующие их, их количество по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;
  • количество (прописью) порядковых номеров активов и общее количество (прописью) таких активов в натуральных единицах измерения на каждой странице независимо от того, в каких единицах измерения (например, штуках, килограммах, метрах) эти активы показаны (на каждой странице документа);
  • отметку о проверке цен, таксировки и подсчета итогов – на последней странице документа с подписями проверявших это;
  • расписку материально ответственного, подтверждающую проверку фактического наличия активов инвентаризационной комиссией в его присутствии, отсутствие претензий к комиссии и принятие перечисленных в документе активов для хранения или использования (в конце документа);
  • в случае смены материально ответственных лиц – подписи принявшего и сдавшего актив;
  • подписи всех членов инвентаризационной комиссии и соответствующего материально ответственного лица.

При истребовании материально ответственным документа о фактическом наличии активов инвентаризационная комиссия должна обеспечить его предоставление.

На неучтённые имущество, имущественные права, обязательства, объекты бухучета – источники финансирования своей деятельности составляют отдельные документы инвентаризации.

Что приложить

Согласно ФСБУ 28/2022, к документам инвентаризации приобщаются, в частности:

  • акты обмеров, технические расчеты, документы, оформляющие результаты перевеса весовых товаров;
  • предоставленные материально ответственными лицами объяснения о допущенной пересортице;
  • предоставленные инвентаризационной комиссии объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных, не отнесена на виновных лиц.

Почему клиенты боятся своего бухгалтера?

Начать дискуссию

ЕСХН

Что такое ЕСХН: особенности учета, отличие от других систем налогообложения, отчетность

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен для тех, кто производит продукцию сельского хозяйства. Разбираем, кто имеет право им пользоваться, как его считают, как ведут учет и какую отчетность сдают компании и предприниматели, которые применяют этот налоговый режим

Что такое ЕСХН: особенности учета, отличие от других систем налогообложения, отчетность

Участников СВО и их семьи освободят от налога на имущество. Но не полностью

Налогоплательщики могут применить льготу только к одному из видов имущества.

Самозанятые

10 000 рублей всем самозанятым. Как получить и использовать бонус

Каждому новому самозанятому автоматически начисляется налоговый бонус — 10 тыс. руб. Подробно расскажем в статье, как он применяется.

10 000 рублей всем самозанятым. Как получить и использовать бонус

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

☀️ Новая бодрящая акция на «Клерке»! Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки. Старт потока 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН, финансовому менеджменту и зарплате со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

Где взять дешевое финансирование для бизнеса: меры государственной поддержки 2024

В 2024 году предприниматели могут воспользоваться разнообразными государственными мерами поддержки для получения дешевого финансирования. Рассмотрим основные виды льготного кредитования, субсидий, грантов и налоговых льгот.

Где взять дешевое финансирование для бизнеса: меры государственной поддержки 2024

Для ознакомления с информацией о товарах перестанут требовать персональные данные

Клиенты могут узнать подробную информацию о товаре, работах и услугах, не оставляя свои личные данные продавцу.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговый адвокат объяснит, как будет работать амнистия по дроблению в 2025 году

Разберитесь во всех изменениях в НК РФ, с которыми будем жить с 2025 года, а также в особенностях применения амнистии для бизнеса.

💥Обзор новостей: россияне разлюбили сладкий шампусик, на покупку iPhone 15 Pro нужно 28 дней, каждый девятый изменник

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Инвестиции

Улётные 21%. Свежие облигации: Самолёт на размещении

Судя по тому, какие изменения происходят с ипотекой, ближайшие 3 года могут сильно удивить тех, кто возьмёт облигации Самолёта. А могут и не удивить. Посмотрим, что под крылом нового флоатера.

Улётные 21%. Свежие облигации: Самолёт на размещении

Утренний бухгалтер № 5689. У налогоплательщиков проблемы с личными кабинетами в ФНС

Пользователи не могут увидеть актуальную информацию о своем сальдо ЕНС и создать электронную подпись. А как у вас?

Как вернуть гарантийные удержания по договору подряда, если заказчик требует взамен банковскую гарантию

Между Заказчиком и Подрядчиком был заключен договор строительного подряда. Договором предусмотрено гарантийное удержание в размере 5% от стоимости работ, что составило 8 439 860,86 рублей. Подрядчик выполнил работы, Заказчик их принял. Объект введен в эксплуатацию, однако Заказчик уклонялся от предоставления Акта и выплаты гарантийного удержания. 

Проверки

Для чего могут вызвать руководителя «на разговор» в налоговую

Многие руководители получив «приглашение» в ФНС теряются и не понимают зачем их вызывают, чем это грозит и главное — можно ли не идти.

Для чего могут вызвать руководителя «на разговор» в налоговую

Минпромторг начал борьбу с переклеиванием шильдиков на иностранных товарах для выдачи за российские

Поставщики будут вносить информацию о комплектующих в информационную систему «Промышленность». Это позволит избежать «переклеивания шильдиков» с иностранных компонентов, чтобы выдать их за отечественный товар.

ВЭД

Какая налоговая информация о физических лицах передается в рамках СНГ

Hалоговые резиденты РФ, которые имеют незадекларированные счета, доходы и имущество в Казахстане или в Азербайджане, прямо сейчас находятся в наиболее уязвимом положении.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Право

Как будет регулироваться блогосфера, инфобизнес и коучинг в 2025 году

Как государство вводит блогеров, инфобизнесменов и коучей в правовое поле в 2024 году, что такое рисковый инфобизнес и когда блогерам потребуется уведомлять контрольно-надзорный орган.

Право

Алгоритм оспаривания кадастровой стоимости

Порядок установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен ст.22.1 закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

Кредитование

Какой средний размер микрозайма в России

В июне 2024 года средний размер микрозайма составил 10,08 тыс. рублей.

Интересные материалы

Роспотребнадзор собрал претензии граждан к платному образованию

Более 3,4 тыс. россиян обратились на «горячую линию» Роспотребнадзора по вопросам платных образовательных услуг.