Ежегодно десятки тысячи кубометров первоклассной российской древесины вывозятся за рубеж. Нелегальный экспорт древесины в несколько раз превышает легальный. Для решения этой проблемы власти намерены, начиная с лета 2006 года, запустить систему «лесных терминалов» (строго ограниченное число площадок, где будет маркироваться, храниться и учитываться экспортный лес). Об эффективности этого эксперимента корреспондент ИА «Клерк.Ру» Алексей Титов беседовал с Александр Колинченко, ведущим экономистом ООО «СП СЭЛ-Тайрику» - совместного российско-японского предприятия, действующего на территории Иркутской области.
Александр, для начала оцените, пожалуйста, объемы нелегального вывоза леса за рубеж.
Ворованный лес бывает нескольких видов. Во-первых, это лес, который вырублен вообще без всяких документов, в основном физическими лицами. Во-вторых, тот, который вырублен юридическими лицами с формальным оформлением необходимых разрешительных документов, но в объемах, значительно превышающих указанные в документах квоты, при этом не происходит уплата соответствующих налогов, таких как единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль. В-третьих, лес вырубается более или менее крупными компаниями с большим соблюдением формальностей, чем в двух предыдущих случаях.
Объем леса, вырубаемого первой группой, я бы оценил в четверть от всей заготовленной древесины. Еще четверть приходится на вторую группу. Соответственно, примерно половины всего заготовленного леса представляет собой белый или как минимум серый лес.
Почему такая ситуация возможна? Ведь получается, что больше половины вырубаемого леса находятся вне закона…
На мой взгляд, чтобы надежно перекрыть незаконную заготовку леса на таких пространствах, нужны совсем другие подходы и финансовые вложения в эту область. Если даже из узких ниток нефтепроводов воруют серьезные объемы нефти, то, что говорить о площадях в тысячи гектаров с фактически отсутствующей инфраструктурой. Кроме того, практически отсутствует какой-либо контроль чистоты леса при его отгрузке. Теоретически возможно создать систему сквозной идентификации круглого леса на всех стадиях, от заготовки до таможенного оформления, но до настоящего времени фактически ни один из участников рынка круглого леса в этом не был заинтересован. Еще один аспект, способствующий развитию криминала в лесной промышленности, связан с тем, что воровство леса – очень часто единственный способ хоть как-то заработать на жизнь для очень большой части Сибири и Дальнего Востока.
Куда в основном «гонят» нелегальный лес?
Очень часто незаконную заготовку леса связывают именно с отгрузкой леса в Китай или за границу вообще. Это не совсем так. Для лесозаготовителя вообще нет никакой разницы, кому продавать круглый лес. Даже если добиться стопроцентной прозрачности лесного рынка, все равно почти весь поток сырья пойдет за границу. Ведь если бы нашелся покупатель внутри страны, готовый дать точно такую же, или даже немного меньшую цену, чем наши китайские «друзья», весь поток древесины спокойно повернулся бы к такому покупателю – не надо перевозить такие объемы железной дорогой на такие расстояния, не надо связываться с таможенным оформлением, с возмещением НДС по экспорту. К тому же местный рынок гораздо понятнее и прозрачнее, чем зарубежный. Вся проблема в том, что зарубежные, а особенно китайские, производители пока что перерабатывают древесину эффективнее, чем мы.
Как вы оцениваете инициативу по созданию терминалов?
Одна из государственных инициатив, направленных на борьбу с незаконной вырубкой и экспортом леса, заключается в создании таможенных терминалов по отгрузке круглого леса прямо в пунктах отгрузки круглого леса, ограничив число этих пунктов. Дело в том, что сейчас по области действует огромное количество отгрузочных тупиков. Соответственно, лес на них грузиться абсолютно бесконтрольно. При оформлении на границе также никаких проверок на законность вырубки леса не производится (тем более, что пункты отгрузки и таможенного оформления могут находиться друг от друга в нескольких тысячах километров). Соответственно, планируется сокращение (кардинальное – до 20-30) числа отгрузочных тупиков при введении жесткого контроля на них. Технически это осуществимо. Тем более, что терминалы планируется построить на базе лесоперерабатывающих предприятий, которые конечно заинтересованы в том, чтобы иметь контроль над потоком отгружаемого сырья и приложат к этому максимальные усилия. Но, во-первых, лесозаготовители будут все равно любыми путями продавать лес именно за рубеж – по более высоким ценам. И, во-вторых, против этой инициативы есть возражения юридического характера. Пока что вызывает некоторые вопросы законность оснований, на которых строится этот проект.
Кроме того, те, кто давно и серьезно занимается этим полукриминальным бизнесом, делают заявления типа таких – «Даже если будут какие-либо ограничения по подаче вагонов на тупики, мы будем последними, кто не получит вагонов». А если учесть, что серых пятен в распределение вагонов для экспортного леса тоже хватает, то возможно стоит отнестись к этим словам серьезно.
Комментарии
2Добрый день, Алексей!
Прочитал Вашу статью ?Нелегальный экспорт леса?. Представитель
?Игирма-Тайрику? в определенной мере противоречит сам себе. Никто не
мешает ему заплатить заготовителю ?экспортную цену или даже несколько
меньшую?. Однако российские предприятия, даже так хорошо оснащенные, как
Игирма-Тайрику, не способны конкурировать с китайскими. Но здесь г-н
Колинченко имеет ввиду скорее всего стоимость трудозатрат.
Рентабельность же зависит от значительно большего количества
компонентов, не говоря уже о представлениях российских предпринимателей
вообще о величине прибыли. Если не исходить из прибыли 10-15% и
заниматься постоянной модернизацией, то работать можно вполне успешно.
Для примера немецкие предприятия получают около 200 евро за 1 кбм
ламелей для клееного бруса при цене пиловочника около 75 евро за 1 пл.
кбм. В прошлом году они получали всего 150 евро при цене пиловочника в
62 евро и тем не менее работали рентабельно.
Возвращаясь к вопросу экспорта пиловочника хочется сказать о том, почему
в последние годы отмечается устойчивая тенденция его роста в то время
как экспорт продукции лесопиления стагнирует. В этой связи вспоминается
и призыв президента на совещании в Коми прекратить экспорт бревна и
начать заниматься переработкой древесины. Тот чиновник, кто готовил
документы для выступления, видимо не в курсе, что в течение последних 20
лет в России не построено ни одного крупного лесопильного предприятия.
Причины все те же самые - легче экспортировать нефть, чем заниматься
переработкой нефти и экспортировать нефтепродукты. Поэтому полагаю, что
несмотря на все призывы экспорт пиловочника будет продолжаться, поскольку:
- эффективность экспорта пиловочника выше, чем, например, у
пиломатериалов (именно поэтому в первом полугодии Германия получила из
России 240 тыс. пл. кбм пиловочника - рост 120%, про Китай я вообще не
говорю)
- дополнительная пошлина имеет смехотворный размер, сказывается хорошая
работа лоббистов
- пиловочник перевозится на платформах, а они пока у РЖД имеются
В то время, как с платформами дело не так плохо, полувагонов, которыми
перевозятся пиломатериалы катастрофически не хватает. В течение
послеперестроечных лет подвижной состав безнадежно старел, полувагоны
ускоренными темпами ввиду старости выходят из строя, а производство
новых вагонов остается на бумаге, где расписана программа развития
российских железных дорог. А ведь речь идет о полувагонах безнадежно
устаревшего типа, ими же перевозится и уголь. Скоро и уголь будет возить
нечем. Для перевозки продукции деревопереработки в Германии уже есть
вагоны длиной 15 м, 18 м, 21 м, так что на любой вкус. От наших железных
дорог отправители хотят получить простые полувагоны и в соответствии с
заявкой, и без взяток. А наши дороги даже плановые вагоны не выделяют,
не говоря уже о штрафах за якобы неиспользованные вагоны.
Железные дороги это кровеносная система страны, заботиться о ее здоровье
должно только государство, коль скоро РЖД является монополистом.
Монополист как правило консервативен, а зачем ему ?стремиться к
звездам?. Но ведь его поправить - забота правительства. А оно где? В
пору СССР железные дороги были передовой и стратегической отраслью, тем
более, что должны были быть в полной готовности выполнить любые задачи,
в первую очередь военные. Сегодня ситуация другая, но есть и другая
задача - удвоение ВВП. Железную дорогу это касается в первую очередь. Но
у РЖД все хорошо, планы выполняются, какой ценой мало кто знает.
Попробуйте откровенно переговорить с любым отправителем древесины на
экспорт, все сразу встанет на свои места. В эпоху СССР был инструмент
воздействия - партбилет. Сегодня это должен быть соответствующий министр
или премьер-министр. Ведь РЖД то государственная организация. Так что в
заключение: коль скоро нет вагонов, к чему заниматься пилением, лучше
сразу отгрузить бревно.
И последнее. Каждый год у нас растет ВВП. Это ни в коей мере не касается
лесной отрасли, особенно в физическом выражении. Причин тому масса. Но
одна, на мой взгляд, в последние годы проявляется все более отчетливо -
равнодушие. Причем речь идет не о рядовом обывателе, а о возможном
предпринимателе, у которого все меньше остается сил бороться с
российской действительностью. Достаточно поинтересоваться, сколько,
например лесопильных заводов прекратили работу в той же иркутской
области в этом году. Закрытое предприятие - это не просто меньше
напиленных досок. Это в первую очередь безвозвратная потеря кадров.
С уважением
А.Поливанов.
Несколько слов в дополнение:
Я конечно же не имел в виду одни трудозатраты, когда говорил о более эффективной переработке круглого леса китайскими производителями. Показатель эффективности переработки ресурса – это цена, которую предприятие может в условиях жесткой конкуренции за него заплатить, оставаясь при этом в плюсе. Пока что даже при постоянной модернизации производства и не запредельных притязаниях российским предприятиям сложно конкурировать за круглый лес с Китаем и Японией (я говорю о восточной части страны, но на западе все, видимо, примерно так же).
Причин тому – несколько.
Во-первых, это просто дикое соотношение пошлин на круглый лес и на пиломатериалы. Если на круглый лес экспортная пошлина составляет 6.5%, а на пиломатериалы-полуфабрикаты 3% (в общем-то смешная разница, а в суммовом выражении получается вообще примерно то же самое), то на скажем евровагонку экспортная пошлина составляет уже 10% (!). А в Китае и Японии с ввозными пошлинами все примерно так же – пошлины на круглый лес – ноль, а на пиломатериалы – очень ощутимые.
Во-вторых, в настоящее время шанс побеждать в конкурентной борьбе за круглый лес имеют только самые высокоэффективные перерабатывающие комплексы. Скажем в Германии, Австрии, Финляндии и т.д. комплекс, производящий 300-400 тысяч кубометров пиломатериалов при численности персонала в 200 человек – достаточно привычная вещь. У нас 200 человек могут производить хорошо если 80 тыс. кбм. Кроме того, современные технологии лесопиления позволяют снизить расход сырья на производство 1 кбм пиломатериалов на 20-25% по сравнению с теми технологиями, которые пока что массово применяются у нас.
Эти две проблемы я считаю однозначно определяющими для российской лесной отрасли. Их решение – это как раз строительство серьезных крупных лесопромышленных предприятий на самой современной основе. По всей видимости, мелкие лесопереработчики в среднесрочной перспективе будущего не имеют.
С уважением, Колинченко Александр.
alexme951(at)mail.ru