Учет в строительстве

Куда пристроить «опоздавшие» расходы

Стройка закончена, объект сдан, соответствующие документы подписаны. Однако опытный бухгалтер знает, что облегченно вздыхать еще рано. Вскоре бухгалтерия получит еще кипу актов, свидетельствующих о том, что строительно-монтажные работы продолжаются. Как обосновать расходы по «опоздавшим» СМР, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, читайте в этой статье.

Стройка закончена, объект сдан, соответствующие документы подписаны. Однако опытный бухгалтер знает, что облегченно вздыхать еще рано. Вскоре бухгалтерия получит еще кипу актов, свидетельствующих о том, что строительно-монтажные работы продолжаются. Как обосновать расходы по «опоздавшим» СМР, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, читайте в этой статье.

Учесть все затраты по строительству в первоначальной стоимости объекта бухгалтеру удается далеко не всегда. Зачастую проектом предусмотрены работы, которые к моменту сдачи объекта в эксплуатацию нельзя выполнить в силу технологических причин. Например, сезонные работы по наладке сложной системы видеонаблюдения можно проводить только в теплое время года. Поэтому, если объект сдают зимой, установить видеоконтроль вовремя не удастся.

В такой ситуации у бухгалтера возникает масса вопросов. Как учесть затраты, заложенные в смету на строительство, если работы не выполнены в срок? Нужно ли на них увеличивать инвентарную стоимость готового объекта и суммы начисленной амортизации? Если да, то как тогда быть с налогом на имущество? Если нет, то можно ли на эти затраты уменьшить текущую прибыль?

Резервы за свой счет

Комментируя данную ситуацию, некоторые специалисты рекомендуют создавать в бухгалтерском учете резерв предстоящих расходов и отражать операции проводками:

Дебет 08 Кредит 96 – создан резерв в сумме, заложенной в смете;

Дебет 01 Кредит 08 – объект введен в эксплуатацию.

Тогда фактически произведенные «опоздавшие» затраты будут списываться уже не на счет 08-3 «Строительство объектов основных средств», а за счет сформированного резерва. То есть по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

После выполнения сезонных работ бухгалтер должен будет скорректировать размер резерва. Ведь фактические расходы могут оказаться как меньше, так и больше запланированных по смете. Таким образом, следуя этому совету, нужно сделать одну из двух возможных проводок:

Дебет 91-2 Кредит 96 – если фактические расходы оказались больше плановых;

Дебет 96 Кредит 91-1 – если фактические расходы не достигли запланированного уровня.

При этом специалисты уточняют, что учесть подобные расходы в налоговом учете вообще не удастся. Ведь глава 25 «налог на прибыль» Налогового кодекса создание резервов предстоящих расходов не предусматривает. И в первоначальную стоимость основного средства включать «опоздавшие» расходы нельзя. Так как она формируется только из фактически произведенных и документально подтвержденных на момент сдачи объекта в эксплуатацию затрат (ст. 252, ст. 257 НК). Кроме того, на «опоздавшие» расходы нельзя уменьшить и текущую прибыль. Ибо такие расходы являются затратами капитального характера (ст. 270 НК). Поэтому во избежание налоговых последствий специалисты рекомендуют проводить «опоздавшие» расходы за свой счет.

«Зарезервированные» проблемы

Этот способ учета затрат, на наш взгляд, имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, он не позволяет точно сформировать первоначальную стоимость здания в бухгалтерском учете. Ведь на счет 01 попадут не только фактические затраты по строительству, но и некая плановая цифра резерва предстоящих расходов. А будущие расходы фактически скорее всего будут отличаться от запланированных. Соответственно уже здесь возникают риски в связи с искажением налоговой базы по налогу на имущество.

Во-вторых, нет уверенности в том, что инспектор, обнаружив при проведении проверки акты приемки от подрядчика, например, смонтированной системы видеонаблюдения, но не найдя такого объекта на счете 01, опять же не предъявит организации претензий по поводу занижения налога на имущество.

И, в-третьих, почему организация не может учесть «опоздавшие» расходы для целей налогообложения прибыли? Ведь та же система видеонаблюдения будет использоваться в производственных целях. Эти расходы подтверждены документально (смета, договор, акты сдачи-приемки выполненных работ) и экономически обоснованны (произведены в целях обеспечения безопасности и сохранности имущества). Значит, они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Нужно лишь найти правильный вариант их списания.

Само по себе ОС

Чтобы «опоздавшие» расходы уменьшали прибыль и не причиняли вышеперечисленных «резервных» неприятностей, мы предлагаем отражать их в учете в качестве самостоятельных основных средств. Ведь все условия, необходимые для признания актива, который сооружается с опозданием, объектом основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), как правило, соблюдаются. Возьмем для примера систему видеонаблюдения.

Во-первых, она предназначена для управленческих нужд. Во-вторых, будет использоваться свыше 12 месяцев. В-третьих, фирма не предполагает ее перепродавать. В-четвертых, систему видеонаблюдения ставят, чтобы следить за порядком. Без нее вероятность порчи и расхищения имущества резко повышается. Значит, такая система служит экономическим интересам фирмы.

Таким образом, «видеонаблюдательный» актив соответствует требованиям, предъявляемым к основным средствам пунктом 4 ПБУ 6/01. Поэтому бухгалтер может оприходовать его отдельно уже после того, как примет к учету здание по сумме собранных на тот момент по дебету счета 08-3 затрат.

В данном случае вас не должен смущать тот факт, что в смете на строительство здания предусмотрена общая сумма расходов. Возможность дробить ее на два и более объекта ОС предоставлена пунктом 6 ПБУ 6/01. В частности, там сказано, что «в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект». А сроки полезного использования системы видеонаблюдения и здания, очевидно, не совпадают.

Выделив «запоздавший» актив в отдельное основное средство, вы сможете четко сформировать в бухучете его первоначальную стоимость. При этом первоначальная стоимость основного объекта также не будет искажена. Ведь при таком подходе в нее войдут только те расходы, которые фирма фактически произвела на дату ввода здания в эксплуатацию. Следовательно, поводов придраться к базе по налогу на имущество у инспекторов не будет.

Аналогичный подход к решению вопроса о включении затрат на систему видеонаблюдения в расходы должен быть и в налоговом учете. По мнению автора, у бухгалтера есть все основания включить смонтированную позже систему видеонаблюдения в состав амортизируемого имущества. Соответствующие нормы главы 25 Налогового кодекса это позволяют.

Так, амортизируемым признается имущество, которое, во-первых, находится у налогоплательщика на праве собственности. Во-вторых, используется им для извлечения дохода. И, в-третьих, его стоимость погашается через начисление амортизации. Кроме того, срок полезного использования такого имущества должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость – больше 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК). На наш взгляд, система видеонаблюдения вполне соответствует всем этим параметрам.

При этом она также подходит и под «налоговое» определение основных средств. Так как представляет собой часть имущества, которое используется в качестве средств труда. В частности, для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК).

Обратите внимание: при заполнении форм статистической отчетности фирма также не учитывает суммы затрат, которые будут произведены позднее. Так, в пункте 5.3.1 постановления Госкомстата № 123 указано, что «не включается во введенные в действие основные фонды (и в выполненные капитальные вложения) стоимость предусмотренных сметой, но невыполненных работ и непроизведенных затрат. Стоимость этих работ и затрат включается во введенные в действие основные фонды только после их фактического выполнения на основании актов приемки выполненных работ, оформленных в установленном порядке».

Минфин рекомендует отделять

Рассмотренный нами способ разделять общую сумму предусмотренных проектом расходов на два или несколько объектов основных средств допускают и сотрудники Минфина.

Так, в письме от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/ 1/487 финансисты заявили, что даже если проектом на строительство торгового центра предусмотрены работы по созданию подъездных путей, стоянок для автотранспорта и т. д., эти затраты нельзя включать в первоначальную стоимость магазина. Иными словами, финансисты рекомендуют учитывать созданные объекты обособленно.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть