Рентабельность – цель расчета
Конечная цель деятельности любой коммерческой компании – прибыль, то есть положительная разница между полученными доходами и понесенными расходами.
Прибыль – это абсолютный финансовый показатель. Посчитав его, мы можем увидеть, что за определенный период наши доходы покрыли расходы. Однако оценить эффективность деятельности он все-таки не позволяет.
Например, возьмем 2 компании одной отрасли – одна крупная, с большими оборотами, другая – маленькая. Допустим, что обе фирмы за год сработали в прибыль. У большого предприятия прибыль в абсолютном выражении может существенно превышать финансовый результат, полученный малым. Однако это вовсе не означает, что оно работает эффективнее.
Ведь большая прибыль может достигаться за счет масштабов деятельности, а не за счет грамотного ведения бизнеса, то есть за счет количества, а не качества. А это далеко не лучший вариант.
Между тем просто на основании сведений о прибыли мы не можем давать оценку деятельности таких разных компаний, поскольку показатели несопоставимы. И здесь нам на помощь приходит рентабельность.
Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах
Хотите стать самым ценным сотрудником для бизнеса? С курсом «Управленческий учет» каждый бухгалтер научиться понимать, откуда приходят и куда уходят деньги, и сможет предлагать руководителю правильные управленческие решения. После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 140 акад. часов. Сейчас научиться управленческому учету можно со скидкой 71% за 6 900 руб.
Рентабельность предприятия: формула расчета
Рентабельность – это относительный показатель прибыльности, отношение прибыли к тому показателю, отдачу от которого требуется узнать.
Если объяснять «на пальцах», то рентабельность показывает нам, какую прибыль приносит организации каждый вложенный в нее и потраченный ею рубль.
В общем виде для рентабельности формула расчета выглядит так:
R = П / Х * 100%,
где:
R – рентабельность;
П – прибыль;
Х – показатель, рентабельность которого мы считаем.
Об этих показателях речь пойдет далее.
Рентабельность выражают в процентах, поэтому результат деления нужно умножить на 100.
Виды рентабельности
Расчет рентабельности многоаспектен. Можно посчитать рентабельность практически всего: любых ресурсов, источников их приобретения, затрат. Мы остановимся на расчете основных видов рентабельности. Они следующие:
Рентабельность активов.
Этот вид рентабельности призван показать, какую сумму прибыли возвращает каждый рубль, который компания вложила в имущество. Для его расчета прибыль соотносят с активами. Формула рентабельности предприятия в этой сфере будет такова:
Rакт = Пр / Ак * 100%,
где:
Rакт – рентабельность активов;
Пр – прибыль (как правило, берут либо чистую прибыль, либо прибыль от продаж, в зависимости от целей расчета);
Ак – средняя стоимость активов организации за расчетный период.
Так же, как и рентабельность продаж, рентабельность активов имеет детализацию. Можно посчитать рентабельность суммарных, внеоборотных или оборотных активов. При необходимости можно определить даже рентабельность отдельных видов имущества, например, основных средств.
Рентабельность капитала.
Например, для собственников компании интерес может представлять рентабельность собственного капитала. Она дает информацию о том, эффективно ли работают инвестиции.
Вид формулы рентабельности здесь будет таков:
Rск = Пр / СК * 100,
где:
Rск – рентабельность собственного капитала;
Пр – чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);
СК – средняя величина собственного капитала за расчетный период.
В аналогичном порядке можно рассчитать рентабельность заемного капитала:
Rзк = Пр / (ДО + КО) * 100,
где:
Rзк – рентабельность собственного капитала;
Пр – чистая прибыль;
ДО – долгосрочные обязательства;
КО – краткосрочные обязательства организации.
Этот показатель покажет доходность на каждый рубль заимствований.
Рентабельность продаж или общая рентабельность.
Это отношение прибыли к объему продаж, которое показывает, сколько копеек прибыли «сидит» в каждом рубле выручки. Формула рентабельности продаж следующая:
Rпрод = Пр / Оп * 100%,
где:
Rпрод – рентабельность продаж;
Пр – прибыль;
Оп – объем продаж (выручка).
Всем известно, что прибыль тоже подразделяется на виды (валовая, операционная, чистая и т.п.). Для рентабельности продаж можно использовать каждый из них в зависимости от того, что требуется узнать.
Рентабельность продукции.
Это также очень важный показатель прибыльности, который говорит об эффективности затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, затраченном на производство продукции. Формула расчета рентабельности в данном случае представляет собой отношение прибыли к себестоимости:
Rпр = Пр / Сс * 100,
где:
Rпр – рентабельность продукции;
Пр – прибыль;
Сс – себестоимость.
С учетом целей анализа эту рентабельность продукции рассчитывают:
по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
по полной себестоимости продукции или только по производственной себестоимости.
Рентабельность «налогового» значения – такое возможно?
Итак, мы выяснили, что по рентабельности можно судить об эффективности работы компании. Отсюда следует круг лиц, которым этот показатель может быть полезен.
Очевидно, что к ним относятся:
собственники компании, которым важно знать, как работают их деньги;
управленцы, ведь они ответственны за работу фирмы, в том числе и перед собственниками;
потенциальные инвесторы – стоит понимать, куда вкладываешься;
аналитики, экономисты, финансисты – они работают с цифрами, строят прогнозы, ищут резервы роста, борются с неэффективным использованием ресурсов.
На первый взгляд, это всё. Между тем в круг заинтересованных следует включить также налоговиков. Да-да, инспекции тоже интересна ваша рентабельность, а именно показатели рентабельности продукции и активов.
Они отслеживают среднюю рентабельность по отраслям – данные можно найти в приложении № 4 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ежегодно сведения дополняются). И сравнивают с ними вашу рентабельность.
Отклонение больше 10% может стать сигналом для включения компании в план выездных проверок (см. 11 из общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков налоговой проверки).
А это значит, что уделять внимание рентабельности стоит и работникам бухгалтерских и налоговых служб организаций.
Где взять данные для расчета рентабельности деятельности предприятия?
Мы знаем, чтобы рассчитать рентабельность деятельности, формула должна содержать сведения о прибыли, выручке, активах, капитале и заимствованиях предприятия.
Всю эту информацию можно почерпнуть из финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Но на их основе можно посчитать лишь достаточно укрупненные, общие показатели. Более детальный и глубокий анализ требует и более подробной информации.
Например, для расчета рентабельности отдельного вида продукции нужны цифры прибыли и себестоимости конкретного изделия, рентабельность продаж можно посчитать не в целом по организации, а по виду деятельности, а для этого нужно знать сумму выручки и прибыли именно по интересующему нас направлению бизнеса.
А значит, чтобы подсчитать рентабельность деятельности предприятия, формула должна пополниться данными из бухгалтерской аналитики или управленческого учета.
Итоги
Нерентабельно – значит невыгодно. Это известно каждому. Но не каждый знает, о чем конкретно может сказать рентабельность.
Используя приведенные нами формулы рентабельности, вы легко рассчитаете ее уровень по организации и выясните, эффективна ваша компания или нет.
А бухгалтерам мы настоятельно рекомендуем уделять внимание рентабельности продукции и активов.
Вдруг это убережет вас от излишнего внимания налоговиков?
Начать дискуссию